г. Владимир |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А79-1734/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Протасова Ю.В., Кузнецова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ТУС" (ИНН 2129005369, ОГРН 1022101137398; 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Мичмана Павлова, д. 39, пом. 7) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.04.2013 по делу N А79-1734/2013, принятое судьей Михайловым А.Т., по заявлению закрытого акционерного общества "ТУС" о признании незаконным и отмене постановления Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике от 27.02.2013 N 21-01/0278 о привлечении к административной ответственности.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
закрытое акционерного общества "ТУС" (далее - ЗАО "ТУС", общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике (далее - Отдел, административный орган) от 27.02.2013 N 21-01/0278 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.04.2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение.
В апелляционной жалобе ЗАО "ТУС" указало на то, что имело право производить работы на арендуемом земельном участке без согласования со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, так как не вся территория земельного участка входит в водоохранную зону реки Волга и ручья без названия, где работы производились по вине конкретного должностного лица, которое и является надлежащим субъектом вменяемого обществу административного правонарушения.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30.11.2012 N 1052 ЗАО "ТУС" в аренду предоставлен земельный участок в районе Ильинского сельского поселения с кадастровым номером 21:17:031001:1323 общей площадью 119 764 кв.м для временного складирования добытого строительного песка.
30.11.2012 между администрацией Моргаушского района и ЗАО "ТУС" заключен договор аренды названного земельного участка.
В ходе проведенной сотрудниками Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике, Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству проверки проводимых ЗАО "ТУС" земляных работ на предоставленном ему земельном участке был установлен факт нарушения действующего законодательства.
Установлено, что основным видом деятельности общества является строительство объектов социального и промышленного назначения, их реконструкция, ремонтно-строительные и отделочные работы.
На земельном участке с кадастровым номером 21:17:031001:1323 общество, начиная с декабря 2012 года, производило механизированные работы по строительству карты намыва речного песка непосредственно в русле ручья без названия и его прибрежной защитной полосе, в 25 м от реки Волга в ее прибрежной защитной полосе без согласования со специально уполномоченным федеральным органом в области рыболовства - Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству
По результатам проверки 22.01.2013 составлена справка по проверке обращения гражданина по факту порчи земли и незаконной вырубки деревьев.
31.01.2013 заместителем Чебоксарского межрайонного прокурора в отношении ЗАО "ТУС" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Постановлением начальника Отдела от 27.02.2013 N 21-01/0278 ЗАО "ТУС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением административного органа от 27.02.2013 N 21-01/0278 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "ТУС" состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и отсутствии оснований для признания его малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (часть 13 статьи 65 Кодекса).
Согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2009 N 818 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства" Чебоксарское водохранилище соответствует водным объектам высшей рыбохозяйственной категории, ширина водоохраной зоны Чебоксарского водохранилища составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы - 200 метров независимо от уклона прилегающих земель.
Как усматривается из материалов дела, протяженность ручья без названия, протекающего по территории, на которой велись гидромеханизированные работы ЗАО "ТУС", составляет 5 км, что соответствует водному объекту второй рыбохозяйственной категории, ширина водоохранной зоны указанного ручья - 50 метров, ширина прибрежной защитной полосы - 30-50 метров.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 Кодекса).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569, предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
В силу пунктов 8.1.19 и 8.1.24 Положения о Средневолжском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 29.03.2011 N 301, в полномочия Управления входят согласование размещения хозяйственных или иных объектов и внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, а также согласование проектов нормативов допустимых сбросов веществ (НДС) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Как видно из письма Средневолжского территориального управления от 22.02.2013 N 4/928, обществу отказано в согласовании НДС веществ и микроорганизмов в реку Волга. При этом было указано, что обществом не представлены проект разгрузки песка, договор аренды земельного участка для разгрузки песка и сведения о выполнении ранее предъявленных условий, направленных на защиту водного объекта.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что прибрежная защитная полоса водного объекта, а также водоохранная зона, входящие в состав арендуемого ЗАО "ТУС" земельного участка, использовались последним с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
При таких данных Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, общество не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Ненадлежащее исполнение работником ЗАО "ТУС" своих должностных обязанностей не освобождает само общество от ответственности за совершенное им административное правонарушение.
Порядок привлечения ЗАО "ТУЗ" к административной ответственности административным органом соблюден.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Арбитражный суд Чувашской Республики не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным, поскольку оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды и водных биоресурсов.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Чувашской Республики не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.04.2013 по делу N А79-1734/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ТУС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1734/2013
Истец: ЗАО "ТУС"
Ответчик: Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике
Третье лицо: Средневолжское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике