г. Пермь |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А50-3049/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия" (ОГРН 1025902086275, ИНН 5921014599): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2013 года
по делу N А50-3049/2013,
принятое судьей Морозовой Т.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение "Гимназия"
к Восточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 31.01.2013 N 30-В о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на наличие состава вменяемого административного правонарушения, ссылаясь на то, что учреждение могло организовать проведение занятий в любом другом образовательном учреждении.
Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 23.11.2012 Чусовской городской прокуратурой в целях рассмотрения обращения граждан с привлечением специалиста в области санитарной безопасности была проведена проверка санитарно-эпидемиологических требований в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Гимназия", временно расположенном по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11В, по причине проведения капитального ремонта в МБОУ "Гимназия" по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Чайковского, 16Б.
Результаты проверки оформлены протоколом санитарно-эпидемиологического обследования от 23.11.2012, в котором отражено нарушение учреждением п. 10.24 СанПиН 2.4.2.2821-10, выразившееся в том, что с начала учебной четверти с 12.11.2012 уроки физкультуры во 2 "б" классе проводятся в кабинете N 134 в МБОУ "ООШ N 1", занятия проводятся только теоретические по учебнику "Физическая культура", в связи с чем моторная плотность занятий по физической культуре составляет менее 70 %.
По данному факту 19.12.2012 заместителем Чусовского городского прокурора в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ в отношении учреждения возбуждено дело об административной правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Для рассмотрения вопроса о привлечении учреждения к административной ответственности материалы административного дела прокуратурой были направлены в административный орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
На основании данных материалов заинтересованное лицо в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.13 КоАП РФ, вынесло постановление от 31.01.2013 N 30-В о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Учреждение, считая данное постановление незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 1 ст. 6.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции в виде штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению общеобразовательного учреждения, территории общеобразовательного учреждения, зданию общеобразовательного учреждения, оборудованию помещений общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях, режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания обучающихся, санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения, соблюдению санитарных правил.
Пунктом 10.24 СанПиН 2.4.2.2821-10 определено, что моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
Установив из протокола санитарно-эпидемиологического обследования от 23.11.2012, что с 12.11.2012 уроки физкультуры во 2 "б" классе МБОУ "Гимназия" проводятся только теоретические по учебнику "Физическая культура", административный орган пришел к выводу о том, что моторная плотность занятий по физической культуре составляет менее 70% и, как следствие, о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из данной нормы, при проверке законности постановления административного органа в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В целях обеспечения законности при применении мер административного принуждения, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в его совершении.
В силу ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Таким образом, фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, ни из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ни из постановления о привлечении к административной ответственности не представляется возможным установить, из каких показателей административным органом произведен расчет моторной плотности занятий, составляющий менее 70%, какой период занятий взят за 100 % и на основании каких норм, следовательно, вменяемое событие административного правонарушения не доказано.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Ссылаясь на отсутствие вины, заявитель указал, что возможность проведения занятий в спортивном зале МБОУ "ООШ N 1" у гимназии отсутствовала в связи с занятостью зала уроками физической культуры учащихся школы N 1, уроки физической культуры для учеников гимназии были организованы на школьном стадионе и соответственно не могли быть проведены при плохих погодных условиях (снег, гололед, снег с дождем).
Признавая учреждение виновным в допущенном правонарушении, административный орган исходил из того, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры.
При этом иных мотивов и доказательств, указывающих на то, что учреждение могло, но не организовало проведение занятий физической культуры в спортивном зале при тех обстоятельствах, что в гимназии велись ремонтные работы, спортивный зал МБОУ "ООШ N 1" не предоставлялся гимназии ввиду проведения занятий физической культуры для учеников МБОУ "ООШ N 1", невозможностью проведения занятий на стадионе в силу погодных условий, материалы административного дела не содержат, поэтому суд первой инстанции обоснованно указал на наличие неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ толкуются в его пользу.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае вменяемый учреждению состав административного правонарушения не доказан административным органом, следовательно, оспариваемое постановление N 30-В от 31.01.2013 не может быть признано законным и обоснованным.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272? Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2013 года по делу N А50-3049/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3049/2013
Истец: МБОУ "Гимназия", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение "Гимназия"
Ответчик: Восточно-территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю