Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2013 г. N 17АП-4105/13
г. Пермь |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А60-50186/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя - администрации Невьянского городского округа (ИНН 6621002530, ОГРН 1026601327939): не явились,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ИНН 6671151707, ОГРН 1046604000277): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, администрации Невьянского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2013 года
по делу N А60-50186/2012,
принятое судьей Куричевым Ю.А.,
по заявлению администрации Невьянского городского округа
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
о признании недействительными акта проверки, заключения и представления административного органа,
установил:
администрация Невьянского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки использования бюджетных средств от 24.02.2012, заключения на протокол разногласий по акту проверки использования бюджетных средств от 30.03.2012, представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.03.2012 N 62-02-16/411, вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2013 производство по делу по заявлению администрации Невьянского городского округа о признании недействительными акта проверки использования бюджетных средств от 24.02.2012 и заключения на протокол разногласий по акту проверки использования бюджетных средств от 30.03.2012 прекращено, заявление администрации Невьянского городского округа о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.03.2012 N 62-02-16/411 оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением, администрация Невьянского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, признать недействительным представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.03.2012 N 62-02-16/411. В обоснование жалобы администрация Невьянского городского округа указывает на то, что п. Цементный и п. Вересковый Невьянского городского округа включены в Перечень населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, относящихся к сельской местности, для целей предоставления субсидий для улучшения жилищных условий граждан и предоставления субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, утвержденный распоряжением правительства Свердловской области от 27.07.2007 N 844-РП. По мнению администрации, суд не указал, в какой части указанный перечень не соответствует целям программы и противоречит акту более высокого уровня, кроме того, данные выводы неправомерно сделаны без привлечения Правительства Свердловской области к участию в деле.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в период с 13.02.2012 по 24.02.2012 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области проведена проверка администрации Невьянского городского округа по вопросу использования бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий".
По итогам проверки составлен акт от 24.02.2012
02.03.2012 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, главе администрации Невьянского городского округа предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации:
в нарушение ст. 38, 162, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", приложения 16 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 83 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" субсидии из федерального бюджета, предоставленные бюджетам субъектам Российской Федерации на осуществление социальной выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в сельской местности, на территории которой преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также средства областного и местного бюджетов, предназначенные для этих целей, предоставлены гражданам, проживающим в поселке Цементный и поселке Вересковый, на территории которых фактически такая деятельность отсутствует.
Не согласившись с указанным представлением, администрация Невьянского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части оспаривания акта проверки использования бюджетных средств от 24.02.2013, заключения на протокол разногласий по акту проверки использования бюджетных средств от 30.03.2012, поскольку указанные документы ненормативными правовыми актами, которые могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
В части прекращения производства по делу решение суда не обжалуется, на рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о правомерности представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.03.2012 N 62-02-16/411.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 83) и законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и администрацией Невьянского городского округа заключено соглашение от 28.02.2011 N 31 о совместных действиях по реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в части выполнения мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на 2011 год.
На основании соглашения от 28.02.2011 N 31 в бюджет Невьянского городского округа поступили денежные средства в форме субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в общей сумме 2 510 500 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 813 300 руб., за счет средств областного бюджета - 1 697 200 руб.
Постановлением главы Невьянского городского округа от 11.12.2009 N 3720-п утверждена муниципальная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года в части улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В ходе проведенной проверки по вопросу использования бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий", Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора установлено нецелевое использование субсидий на общую сумму 1 878 370 руб., в том числе федерального бюджета - 523 600 руб., областного бюджета - 1 262 650 руб., местного бюджета - 92 120 руб.
Основанием для выводов о нецелевом использовании субсидий явились выводы проверяющих о том, что выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим на территории поселков Цементный и Вересковый Невьянского городского округа, произведены в нарушение приложения 16, п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, поскольку на территории поселков Цементный и Вересковый Невьянского городского округа организаций, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение N 16 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Пунктами 2, 3 указанных Правил определено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках региональных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением.
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что под сельской местностью в настоящих Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 27.07.2007 N 844-РП (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Свердловской области от 30.03.2009 N 246-РП) определен перечень населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, относящихся к сельской местности, для реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
В указанный перечень включены поселки Цементный и Вересковый Невьянского городского округа.
Оценка правомерности включения Правительством Свердловской области указанных поселков в перечень населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, относящихся к сельской местности, для реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденный нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не может быть дана судом в рамках рассмотрения дела о признании недействительным ненормативного правового акта органа финансово-бюджетного надзора. Распоряжение Правительства Свердловской области в судебном порядке не оспорено, недействующим не признано.
Учитывая, что администрации Невьянского городского округа субсидии были предоставлены на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим на территории поселков Цементный и Вересковый Невьянского городского округа, включенных в перечень населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, относящихся к сельской местности, для реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года" не может быть расценено как нецелевое использование указанных субсидий.
Иных нарушений порядка и условий предоставления и распределения субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области не выявлено.
Администрация Невьянского городского округа использовала поступившие бюджетные средства на цели, соответствующие условиям получения бюджетного финансирования. В действиях администрации Невьянского городского округа судом апелляционной инстанции не установлены нарушения бюджетного законодательства и факты нецелевого использования бюджетных средств.
Следовательно, представление 02.03.2012 N 62-02-16/411 не соответствует ст. 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушает права заявителя и подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Невьянского городского округа и Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2013 года по делу N А60-50186/2012 отменить в части.
Изложить пункт 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 02.03.2012 N 62-02-16/411 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Невьянского городского округа".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.