г. Самара |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А72-2745/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г.Ульяновска - извещен, не явился;
от УМВД России по г.Ульяновску - извещен, не явился;
от государственного инспектора дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Вишнякова А.Е. - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г.Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 мая 2013 года по делу N А72-2745/2013, (судья Лубянова О.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г.Ульяновска,
заинтересованные лица:
- УМВД России по г.Ульяновску,
- государственный инспектор дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску Вишняков А.Е.,
о признании незаконным и отмене Постановления от 27.02.2013 N 73 ПЮ 000637 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом,
УСТАНОВИЛ:
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к УМВД России по г.Ульяновску, в котором просит признать незаконным и отменить Постановление от 27.02.2013 N 73 ПЮ 000637 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с выводами суда, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что административным органом допущены процессуальные нарушения при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Податель жалобы считает, что возложенные на него обязанности выполнены в полном объеме, поскольку на пешеходном переходе по пр.Академика Филатова,7 города Ульяновска установлены дорожные знаки, регулирующие организацию дорожного движения, в частности регламентирующие движение по полосам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
15.02.2013 государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску старшим лейтенантом полиции Вишняковым А.Е. выявлен факт отсутствия дорожной горизонтальной разметки "зебра" на нерегулируемом пешеходном переходе напротив дома N 7 по проспекту Академика Филатова Заволжского района г.Ульяновска, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
15.02.2013 отделом ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации г.Ульяновска по статье 12.34 КоАП РФ.
21.02.2013 отделом ГИБДД УМВД России г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом 73 ПЮ 000905 в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска по статье 12.34 КоАП РФ. В протоколе указано, что Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска не принял меры в соответствии с пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 по нанесению дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 "Зебра" Правил дорожного движения Российской Федерации для обеспечения безопасности дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе напротив дома N 7 по проспекту Академика Филатова Заволжского района г.Ульяновска, тем самым создав угрозу безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя Комитета. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Комитет был уведомлен надлежащим образом (извещение N 1 от 15.02.2013). Протокол об административном правонарушении получен Комитетом 21.02.2013.
28.02.2013 отделом ГИБДД УМВД России г.Ульяновска в отношении Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска вынесено постановление 73 ПЮ 000637 по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом по статье 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Административное дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. О времени и месте рассмотрения административного дела Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска был уведомлен надлежащим образом (извещение N 2 от 21.02.2013). Постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом получено Комитетом 28.02.2013.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Комитета о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории муниципального образования "город Ульяновск", за исключением придомовых территорий и внутриквартальных проездов, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск". К объектам благоустройства относятся:
территории общего пользования, в том числе: бульвары; парки; скверы; площади; улицы; проезды; подъездные пути, соединяющие автомобильную дорогу общего пользования местного значения муниципального образования "город Ульяновск" с территорией, которая прилегает к земельному участку под индивидуальным жилым домом и границы которой определены в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами администрации города Ульяновска; набережные; городские пляжи; зеленые насаждения и малые архитектурные формы на улицах и автомобильных дорогах местного значения муниципального образования "город Ульяновск";
объекты городского наружного уличного освещения;
сооружения инженерной защиты муниципального образования "город Ульяновск" (береговые сооружения и укрепления, защитные дамбы, противооползневые и противообвальные сооружения, дренажные устройства и штольни, насосные станции);
памятники монументального искусства, в том числе стелы, бюсты и композиции, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" и закрепленные в установленном порядке за Комитетом.
Согласно пункту 4.2.1 Положения о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Комитет в рамках возложенных на него задач осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск".
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1090 от 23.10.1993, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска является надлежащим субъектом по данному делу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 5059793), установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В силу пункта 6.2.2 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Согласно пункту 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50-м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% -термопластичными массами.
В соответствии с Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в случае выявления недостатков в содержании дорог составляется акт установленной формы.
Административным органом установлены нарушения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-93 и пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, выразившиеся в отсутствии дорожной горизонтальной разметки "зебра" на нерегулируемом пешеходном переходе напротив дома N 7 по проспекту Академика Филатова Заволжского района г.Ульяновска, о чем составлен акт установленной формы. Акт подписан двумя свидетелями.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ - нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Наличие в действиях Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, подтверждается материалам дела, а именно: актом выявленных недостатков от 15.02.2013, протоколом об административном правонарушении от 21.02.2013.
Доводы Комитета об обязательном применении измерительных приборов суд правомерно посчитал необоснованными по следующим основаниям.
Госинспектором установлен факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки. В данном случае, для установления факта наличия или отсутствия разметки применение измерительных приборов не обязательно. Действующим законодательством не установлена норма, обязывающая государственных инспекторов определять факт отсутствия дорожной разметки только измерительными приборами.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
Вина Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска в совершении административного правонарушения заключается в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог.
Довод заявителя о нарушении административным органом части 3 статьи 28.7 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно отклонил по следующим основаниям.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении было принято в отсутствие Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска. Комитет не уведомлялся о дате вынесения данного определения. Однако указанное определение было получено Комитетом 15.02.2013. Комитет заблаговременно до составления протокола об административном правонарушении был уведомлен о возбуждении дела об административном правонарушении.
В пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые вызваны данными нарушениями, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Поскольку Комитет заблаговременно до составления протокола об административном правонарушении получил определение о возбуждении дела об административном правонарушении, то он не был лишен возможности защищать свои права в порядке, установленном КоАП РФ. Указанные нарушения не являются существенными.
Таким образом, процессуальные нарушения, на которые ссылается Комитет, не являются существенными с учетом обстоятельств данного конкретного дела.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае административным органом с учетом конкретных обстоятельств за совершенное правонарушение предприятию назначено минимальное наказание, предусмотренное статьей 12.34 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, отказав Комитету в удовлетворении заявленных требований.
С учетом положений ч. 6 ст. 210 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, административный орган обладает полномочиями на принятие таких постановлений, имелись законные основания для привлечения Комитета к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не имеется.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 мая 2013 года по делу N А72-2745/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2745/2013
Истец: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска
Ответчик: Государственный инспектор дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД РФ по городу Ульяновску А. Е.Вишняков, Управление МВД России по Ульяновской области
Третье лицо: ГИ дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД Росии по г. Ульяновску Вишнякова А. Е., Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску