г. Челябинск |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А07-233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вяткина О.Б.,
судей Логиновских Л.Л., Рачкова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпикалевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2013 по делу N А07-233/2013 (судья Вальшина М.Х.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" - Губанов С.В. (доверенность от 12.05.2013),
открытого акционерного общества "Газпром нефтехим Салават" - Лукина Е.Ф. (доверенность от 19.01.2012).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс", истец) (г. Москва, ОГРН 1027728000871) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к открытому акционерному обществу "Газпром нефтехим Салават" (далее - ОАО "Газпром нефтехим Салават", ответчик) (г. Салават, ОГРН 1020201994361) с исковым заявлением о взыскании 26 000 руб. штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза (т.1 л.д.9-11).
В качестве правового обоснования требований истец указал статьи 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2013 года исковые требования ООО "Газпромтранс" удовлетворены частично: в его пользу с ОАО "Газпром нефтехим Салават" взыскано 19 500 руб. штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза (т.2 л.д.99-104).
Не согласившись с решением арбитражного суда, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе ООО "Газпромтранс" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ответчика штраф за обнаружение в порожнем вагоне N 51489557 остатков груза, превышающих норму, в размере 6 500 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указал, что в подтверждение факта обнаружения остатков ранее перевозимого груза в материалы дела представлены акты формы ГУ-7а, содержащие указание номеров вагонов, в которых обнаружены остатки груза. Указанные акты подписаны бригадиром и осмотрщиком цистерн.
То обстоятельство, что вагон N 51489557 прибыл под налив на станцию Стенькино-2 30.12.2011 по железнодорожной накладной, в то время как оригинал накладной был выдан 03.01.2012, не освобождает ответчика от обязанности уплатить штраф за превышение норм остатков перевозимого груза.
Деятельность промывочно-пропарочной станции не охватывает сферу правоотношений, возникших между экспедитором ООО "Газпромтранс" и клиентом ОАО "Газпром нефтехим Салават" в силу договора от 28.08.2008 N 800122 об оказании услуг по экспедированию грузов.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не представил.
Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпромтранс" - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпромтранс" (экспедитор) и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" (клиент, после переименования - ОАО "Газпром нефтехим Салават") заключен договор транспортной экспедиции на вывоз грузов от 28.08.2008 N 800122 (т.1 л.д.50-80), по условиям которого экспедитор обязался за вознаграждение и за счет клиента выполнить (организовать выполнение) услуги, связанные с доставкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов (светлых, темных (в том числе вязких) нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и иных грузов по согласованию сторон) со станций Российских железных дорог в собственном или привлеченном подвижном составе на станции Российских железных дорог и на экспорт.
На основании пунктов 2.3.4, 2.3.11 договора клиент обязан обеспечить выгрузку, при этом остаток груза в вагоне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне после слива должны соответствовать нормам, установленным действующими правилами перевозок грузов.
Согласно пункту 4.1.6 договора в случае обнаружении и документального подтверждения наличия в порожних вагонах остаточного давления после слива с отклонением от установленных норм, а также остатков перевозимого груза, превышающих нормы, установленные действующими правилами перевозок грузов, клиент уплачивает штраф в размере 6 500 руб. за каждый вагон.
Ссылаясь на то, что в период с декабря 2011 года по январь 2012 года на станцию Стенькино-2 прибыло 4 порожних вагона, в которых обнаружены остатки перевозимого груза, превышающие нормы, установленные действующими правилами перевозок грузов, ООО "Газпромтранс" начислило ответчику 26 000 руб. штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза.
Неоплата ответчиком указанного штрафа послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (т.1 л.д.9-11).
Установив, что вагон N 51489557 прибыл под налив на станцию Стенькино-2 30.12.20111 по железнодорожной накладной N ЭВ 693580, а оригинал накладной выдан 03.01.2012, суд первой инстанции пришел к выводу, что вагон не мог быть передан на промывочно-пропарочную станцию ранее, чем был передан получателю, и на этом основании отклонил требования истца о взыскании штрафа по указанному вагону в размере 6 500 руб. (т.2 л.д.99-104).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой истцом части.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46 на грузополучателя или перевозчика в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, возложена обязанность при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов.
При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более 1 см (по замеру под колпаком).
Для удостоверения неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях) на станциях составляется акт общей формы.
Правила составления акта о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции установлены в разделе VIII Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).
Согласно пункту 8.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции.
Акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составляется в четырех экземплярах на каждую цистерну (бункерный полувагон) с остатком груза, из которых три экземпляра вместе с пересылочной накладной, по которой прибыла цистерна (бункерный полувагон), направляются перевозчику, четвертый остается в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции и служит основанием для материального учета остатков груза, изъятых из цистерны (бункерного полувагона). При этом первый экземпляр акта перевозчиком прикладывается к документу, по которому производится взыскание штрафа, второй выдается грузополучателю, допустившему недослив цистерны (бункерного полувагона), третий остается на хранение в делах перевозчика.
Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика. На оборотной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, указывается количество часов, в течение которых цистерна (бункерный полувагон) находилась под сливом. Причем в указанный срок включается только время, затраченное на удаление остатков груза без учета времени на пропарку и промывку цистерн (бункерных полувагонов).
Из материалов дела следует, что по железнодорожной накладной N ЭВ693580 вагон N 51489557 30.12.2011 прибыл со станции Новороссийск из-под слива на станцию Стенькино-2.
При осмотре вагона установлено, что в результате неполного слива остаток груза по замеру составил 10 см., что по таблице калибровки составляет 418 литров. По факту установления недослива цистерны был составлен в четырех экземплярах акт от 30.12.2011, содержащий указание номера вагона, в котором обнаружены остатки груза, реквизитов пересылочной накладной, сведений о станции, с которой прибыл порожний вагон, количество остатка груза.
Приказом ОАО "РЖД" от 12.01.2006 N 2 утвержден и введен в действие с 20.01.2006 года Перечень уполномоченных представителей ОАО "РЖД", в функциональные обязанности которых входит выполнение коммерческих операций, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, согласно пункту 12 которого на основании пункта 1.2 Правил составления актов при перевозках грузов акт о недосливе цистерны, обнаруженном в пункте налива или промывочно-пропарочной станции вправе составить осмотрщик вагонов, старший осмотрщик вагонов, начальник вагонного, заместитель начальника вагонного депо, начальник пункта технического обслуживания вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов, начальник промывочно-пропарочной станции, заместитель начальника промывочно-пропарочной станции, мастер вагонного депо, мастер участка производства (включая старшего), начальник железнодорожной станции, заместитель начальника железнодорожной станции, бригадир (освобожденный) предприятия железнодорожного транспорта и метрополитена, приемосдатчик груза и багажа (включая старшего). То есть любое указанное уполномоченное лицо.
Акт от 30.12.2011 подписан представителем перевозчика и осмотрщиком цистерн, а также содержит подпись начальника промывочно-пропарочной станции Самбурина А.И. и бригадира, заверен штампом станции Стенькино-2 (т.1 л.д.19).
Пунктом 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в указанных Правилах.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Оценив представленные истцом в обоснование исковых требований доказательства, в том числе акт формы ГУ-7а о недосливе цистерны N 51489557 от 30.12.2011, железнодорожные накладные по правилам, определенным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ненадлежащее исполнение ОАО "Газпром нефтехим Салават" обязательства по очистке вагона N 51489557 подтверждается материалами дела, акт о недосливе цистерны от 30.12.2011 составлен в соответствии с требованиями раздела VIII Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, подписан полномочными лицами, а его содержание совпадает с данными, указанными в транспортных железнодорожных накладных.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что вагон не мог быть передан на промывочно-пропарочную станцию ранее, чем был передан получателю, не имеет существенного значения при установлении условий для возложения на ОАО "Газпром нефтехим Салават" меры ответственности, предусмотренной пунктом 4.1.6 договора транспортной экспедиции на вывоз грузов от 28.08.2008 N 800122 в виде штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза.
Кроме того, согласно акта о недосливе цистерны N 51489557, цистерна прибыла на станцию Стенькино-2 30.12.2011, эта же дата прибытия цистерны указана и в железнодорожной накладной N ЭВ693580, что свидетельствует о возможности её передачи на промывочно-пропарочную станцию (т.1 л.д.21). Выдача грузополучателю оригинала электронной транспортной железнодорожной накладной 03.01.2012 не препятствует указанной передаче.
Акт формы ГУ-7а о недосливе цистерны N 51489557 от 30.12.2011 ответчиком какими-либо доказательствами не опровергнут.
Таким образом, основания для отказа в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 6 500 руб. штрафа за превышение норм остатков перевозимого груза в вагоне N 51489557, у арбитражного суда отсутствовали.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы ООО "Газпромтранс" обоснованными, а решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2013 по делу N А07-233/2013 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Газпром нефтехим Салават" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" 26 000 руб. штрафа, а также 4 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Вяткин |
Судьи |
Л.Л. Логиновских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-233/2013
Истец: общество с ограниченной отвественностью "Газпромтранс"
Ответчик: ОАО "Газпром нефтехим Салават"