г. Санкт-Петербург |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А21-521/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Фильковский С.Е. - доверенность от 29.04.2013
от ответчика (должника): предст. Шиганов А.Ю. - доверенность N 271 от 09.01.2013
от третьих лиц: 1) не явился (извещен); 2) предст. Авакян А.К. - доверенность от 14.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11423/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2013 по делу N А21-521/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое
по иску (заявлению) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининграду
к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (Отдел N 24)
третьи лица: 1) ООО "Газпром межрегионгаз", 2) Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области
об оспаривании действий
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее - УФК, Управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Отдела N 24 УФК по Калининградской области (далее - Отдел) по принятию к исполнению исполнительного листа N 003717, выданного Арбитражным судом Калининградской области 15.03.2006 по делу N А21-6128/2005, по принятию решения (в форме уведомления) от 14.01.2013 N УПЛ-13-5735 о поступлении исполнительного документа и обязании Инспекцию представить платежный документ на перечисление денежных средств, а также об обязании Отдел N 24 УФК возвратить взыскателю (ООО "Газпром межрегионгаз") исполнительный лист в связи с нарушением установленного законодательством Российской Федерации трехлетнего срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Определением суда от 20.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (взыскатель по исполнительному листу, далее - взыскатель, общество) и Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - УФНС).
Решением суда от 05.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.04.2013 и удовлетворить требования Инспекции в полном объеме, настаивая на том, что трехлетний срок, отведенный ООО "Газпром межрегионгаз" на предъявление исполнительного листа N 003717 к исполнению истек 20.11.2008, ссылаясь на статью 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель УФК доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель УФНС поддержал позицию Инспецекции.
Представители ООО "Газпром межрегионгаз" уведомлены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.10.2005 по делу N А21-6128/2005 с Межрайонной инспекции ФНС РФ N 8 по г. Калининграду в пользу ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" взыскана сумма процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль в размере 345940,15 руб.
Решение вступило в законную силу 21.11.2005.
На основании указанного решения 15.03.2006 Арбитражным судом Калининградской области выдан исполнительный лист N 003717 (том 1, л.д. 9).
Письмом от 18.01.2008 (том 2 л.д. 12) ООО "Межрегионгаз" направило исполнительный лист на исполнение в Отдел судебных приставов Октябрьского района г. Калининграда. Письмо поступило в отдел 29.01.2008 (вх. N 3802).
Постановлением судебного пристава Мажуга О.В. от 29.01.2008 возбуждено исполнительное производство N 3802/50-11/2008 (том 2, л.д. 9), должнику предложено в пятидневный срок со дня возбуждения исполнительного производства (со дня получения постановления) добровольно исполнить требования исполнительного документа (пункт 2 постановления). В соответствии с пунктом 4 указанного постановления его копия направлена в Инспекцию.
Постановление о возбуждении исполнительного производства N 3802/50-11/2008 от 29.01.2008 ни взыскателем, ни должником в установленный срок и порядке не обжалованы.
Письмом от 16.05.2008 исх. N 2.10/1730 (том 2, л.д. 11) Инспекция сообщила судебному приставу о невозможности исполнения постановления в связи со снятием ООО "Межрегионгаз" и ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" 21.02.2007 с учета и регистрацией в налоговом органе по месту нахождения головной организации.
19.05.2008 судебным приставом составлен акт о невозможности взыскания (том 2, л.д.7), постановлением от 19.05.2008 исполнительное производство N 3802/50-11/2008 окончено на основании пункта 3 части 1 статьи 47, статей 6, 14 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в связи с невозможностью исполнить исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (том 2, л.д. 5).
В тот же день судебным приставом вынесено постановление о возвращении исполнительного документа взыскателю (том 2, л.д. 8), в котором разъяснено, что в соответствии с частью 4 статьи 46 Закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.
Определением Арбитражного суда Калининградской области суда от 05.04.2011 по делу N А21-6128/2005-С1 на стадии исполнительного производства произведена замена общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная компания по реализации газа" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (том 1, л.д.88-89).
Письмом от 27.04.2011 исх. N ЕМ-14/1462 (том 1, л.д. 16) взыскатель направил исполнительный лист в адрес Отделения N 3 по г. Калининграду УФК по Калининградской области (далее - Отделение).
Письмо направлено почтой 15.05.2011 (том 1, л.д. 19) и поступило в Отделение 27.05.2011 (вх. 02-16/401).
Уведомлением от 31.05.2011 N 02-16/451 (том 1, л.д. 20) Отделение уведомило инспекцию о поступлении исполнительного документа. Согласно входящему штампу налогового органа Уведомление поступило в Инспекцию 01.06.2011
Уведомлением от 17.08.2011 N 02-16/526 исполнительный лист был взыскателю возвращен на основании его заявления об отзыве исполнительного документа (том 1, л.д. 139).
Письмом от 13.12.2012 исх. N ЕМ-14/4518 общество вновь направило исполнительный лист в Отделение, приложив к нему заявление установленной формы (том 1, л.д. 140-141, 145).
Исполнительный лист поступил в Отделение 11.01.2013.
14.01.2013 (вх. N 00289) в Инспекцию поступило уведомление Отдела УФК о поступлении исполнительного документа от 14.01.2013 N УПЛ-13-5735 (том 1, л.д. 13). В уведомлении указано на необходимость в течение 10 рабочих дней со дня его получения представить информацию в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
29.01.2013 (вх. N 01305) в Инспекцию поступило уведомление Отдела N 24 УФК по Калининградской области о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа (том 1, л.д. 52).
Письмом от 31.01.2013 исх. N МИ-01-08/01149 Инспекция представила в Отдел информацию об источнике образования задолженности по исполнительному листу (том 1, л.д. 144).
Полагая действия Отдела по принятию к исполнению исполнительного листа, принятию решения (в форме уведомления) от 14.01.2013 N УПЛ-13-5735 о поступлении исполнительного документа и обязании Инспекцию представить платежный документ на перечисление денежных средств незаконными в связи с нарушением установленного законодательством Российской Федерации трехлетнего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, Инспекция обратилась с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (пункт 1 части 1, части 2 и 3 статьи 22 названного Закона).
В силу положений статьи 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, может быть возвращен взыскателю по его заявлению. При этом судебным приставом выносится постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае решение суда по делу N А21-6128/2005 вступило в законную силу 21.11.2005, следовательно, срок предъявления исполнительного листа истекал 21.11.2008.
Однако 29.01.2008, то есть в пределах установленного законом трехлетнего срока, исполнительный лист N 0003717 был предъявлен к исполнению в Отдел судебных приставов по Октябрьскому району г. Калининграда
Действительно, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, перерыв срока предъявления исполнительного листа к исполнению не поставлен Законом N 229-ФЗ в зависимость от того, был ли предъявлен исполнительный лист к исполнению в службу судебных приставов или в другой орган, уполномоченный осуществлять соответствующие исполнительные действия.
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что судебным приставом не было отказано в возбуждении исполнительного производства по предъявленному к исполнению исполнительному листу по причине направления его в некомпетентный орган, никто из участников исполнительного производства постановление судебного пристава от 29.01.2008 о возбуждении исполнительного производства N 3802/50-11/2008 по указанным основаниям не оспорил.
Более того, после направления судебным приставом указанного постановления с приложением исполнительного листа в Инспекцию для совершения исполнительных действий в установленный в нем срок, должник также не заявил о том, что исполнительное производство возбуждено неуполномоченным лицом. Единственным поводом для возврата исполнительного документа послужило сообщение Инспекции о снятии взыскателя с учета и регистрацией в налоговом органе по месту нахождения головной организации, в связи с чем 19.05.2008 судебным приставом составлен акт о невозможности взыскания, постановлением от 19.05.2008 исполнительное производство N 3802/50-11/2008 окончено на основании пункта 3 части 1 статьи 47, статей 6, 14 Закона N 229-ФЗ в связи с невозможностью исполнить исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.
19.05.2008 срок предъявления исполнительного листа возобновлен (день вынесения постановлений об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю).
Кроме того, как уже было установлено выше, Определением Арбитражного суда Калининградской области суда от 05.04.2011 по делу N А21-6128/2005-С1 на стадии исполнительного производства произведена замена общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная компания по реализации газа" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз", при этом судом не установлено, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек.
В дальнейшем срок предъявления исполнительного документа к исполнению прервался 15.05.2011 - в день направления обществом исполнительного листа в адрес Отделения N 3 по г. Калининграду УФК по Калининградской области.
25.08.2011 срок предъявления исполнительного листа возобновлен (день поступления обществу уведомления Отделения N 3 УФК о возвращении исполнительного документа в связи с заявлением взыскателя об отзыве исполнительного листа).
11.01.2013 исполнительный лист поступил в Отдел, то есть в пределах срока и с соблюдением правил, установленных статьями 21, 22 и 46 Закона N 229-ФЗ и статьями 242.1 и 242.2 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Согласно пункту 3 статьи 242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок предъявления исполнительного листа N 0003717 к исполнению не истек, а оспариваемые заявителем действия УФК полностью соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, основания возлагать на Отдел обязанность по возврату взыскателю исполнительный лист в связи с нарушением срока предъявления исполнительного документа к исполнению отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А21-521/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-521/2013
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду, МИФНС N 8 по г. Калининграду
Ответчик: Управление Федерального казначейства по К/о (Отдел N 24), Управление Федерального казначейства по Калининградской области-Отдел N 24
Третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз", Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, УФНС по Калинградской области