г. Воронеж |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А48-128/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Божко Е.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Московская железная дорога": Зенова А.Р., представителя по доверенности N 77 АА 9274343 от 21.03.2013;
от Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области: Ступина Д.А., представителя по доверенности N 71/539 от 29.03.2013;
от Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.04.2013 по делу N А48-128/2013 (судья Родина Г.Н.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Московская железная дорога" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695, ИНН 5753049903), Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области, третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), о взыскании 607 307 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Московская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее - ответчик) и Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик) о взыскании 607 307 руб. 80 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2010 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.04.2013 по делу N А48-128/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Орловская область в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Представители Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области, а также Министерства финансов Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 были утверждены Правила представления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правилами было установлено, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий устанавливается в размере 95 расходного обязательства. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в пункте 1 Правил, на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Правительством Орловской области было заключено соглашение от 02.07.2010 о предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Орловской области на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородным сообщении.
Постановлением Правительства Орловской области от 27.02.2010 N 55 утвержден Порядок предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородным сообщении на 2010 год.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Орловской области от 27.02.2010 N 55 Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области был определен уполномоченным Правительством Орловской области органом для заключения договоров (соглашений) с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета Орловской области, а также главным администратором доходов областного бюджета, главным распорядителем средств областного бюджета по ассигнованиям, направляемым на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N1208.
В связи с этим 15.03.2010 между ОАО "РЖД" и Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области был заключен договор N 12/10 о предоставлении субсидии из бюджета Орловской области для ежемесячной компенсации потерь в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородным сообщении на 2010 год: в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно в размере 4 485 800 руб., в том числе: за счет средств, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета бюджету Орловской области в размере 4 260 800 руб., субсидий за счет средств областного бюджета - 225 000 руб.
В соответствии с Правилами, Порядком и соглашением о предоставлении в 2010 году субсидии и договором предоставление указанной льготы в июле и августе 2010 года не предусмотрено.
Согласно пункту 2.1.1 договора исполнитель обязуется обеспечить перевозку обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении с предоставлением 50% скидки от действующего тарифа обучающимся, при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Орловской области. Исполнитель в силу п.2.1.2 договора обязался предоставлять заказчику отчет о суммах средств, подлежащих компенсации по форме, предоставленной в приложении 1 к настоящему договору, отчет о перевозке пассажиров предприятиями пригородного комплекса по форме, предоставленной в приложении N 2 к настоящему договору, и счет на оплату компенсации потерь в доходах в связи с установлением льготы на транспортные услуги ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
В силу пункта 2.2 договора заказчик обязуется ежемесячно, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным, осуществить в пределах выделяемых ему на указанные цели средств, компенсацию затрат исполнителя за предоставленные транспортные услуги.
ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что обязательства, установленные договором, исполнены в 2010 году надлежащим образом, в то время как потери общества в доходах, возникшие в результате перевозки обучающихся по льготным тарифам, не компенсированы в полном объеме, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Рассматривая исковые требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" в периоды, установленные постановлением Правительства Орловской области от 27.02.2010 N 55, осуществляло перевозку железнодорожным транспортом студентов и учащихся по льготным тарифам. Потери истца за данный период составили 5 093 107 руб. 80 коп., что подтверждается ежемесячными отчетами о количестве отправленных обучающихся по Орловской области и потерь в доходах Московской железной дороги, реестрами пассажиров, перевезенных на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Орловской области, счетами-фактурами на сумму оказанных услуг по перевозке обучающихся за истекший период, счетами на компенсацию потерь.
Понесенные ОАО "РЖД" потери в сумме 4 485 800 руб. (за период январь-декабрь 2010 года) компенсированы обществу Орловской областью, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела платежные поручения. При этом потери в доходах истца в сумме 607 307 руб. 80 коп. возмещены не были.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственного казны Российской Федерацией, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерации, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиками расходы за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку льгота по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Орловской области, была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации - постановлением Правительства Орловской области от 27.02.2010 N 50, то ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет Белгородская область.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23) в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Из материалов дела следует, что недофинансирование потерь ОАО "РЖД" возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств, поскольку сумма, предусмотренная договором N 12/10 от 15.03.2010, заключенным Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области с ОАО "РЖД", и предназначенная для финансирования льгот по проезду железнодорожным транспортом, не обеспечила полную компенсацию потерь в доходах перевозчика вследствие оказания услуг по перевозке льготным категориям граждан, что свидетельствует о вине Орловской области, на которую соответствующая обязанность возложена в силу закона.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно взыскал убытки ОАО "РЖД" в заявленном размере с Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Орловская область".
Обжалуя решение суда, ответчик обратил внимание на то, что на Российскую Федерацию возложены обязательства по софинансированию льгот - 95 процентов от суммы компенсации, а финансирование субъекта должно составлять 5 процентов расходного обязательства.
Действительно, в пункте 6 Правил N 1208 установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии в размере 95 процентов расходного обязательства.
Однако сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту федерации субсидии.
Довод заявителя об исполнении им своих обязательств перед истцом в полном объеме, в связи с тем, что все возможные меры для покрытия потерь в доходах истца в 2010 году- были приняты, подлежит отклонению, так как основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Обязанность Орловской области по возмещению ОАО "РЖД" расходов возникла в связи с установлением на региональном уровне права обучающихся на льготный проезд. Следовательно, соответствующее обязательство Орловской области перед организацией, понесшей расходы, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме, в том числе независимо от установленного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии, предоставляемой Российской Федерацией. На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
Довод ответчика о недоказанности истцом совокупности элементов состава правонарушения, необходимых для привлечения причинителя вреда к ответственности в виде взыскания убытков, судом апелляционной инстанции отклоняется как безосновательный.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 25.04.2013 по делу N А48-128/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловской области в лице Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-128/2013
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской обл., Департамент финансов Орловской области, Орловская обл в лице Департамента финансов Орловской обл
Третье лицо: Министерство финансов РФ