г. Киров |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А28-3280/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уржумском районе Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 по делу N А28-3280/2013, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уржумском районе Кировской области (ИНН: 4334005171, ОГРН: 1024301161895)
к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Русский Турек Уржумского района Кировской области (ИНН: 4334004643, ОГРН: 1024301162764),
о взыскании 141 748 рублей 31 копейки,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уржумском районе Кировской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Русский Турек Уржумского района Кировской области (далее - МКОУ "средняя общеобразовательная школа", Школа) о взыскании финансовых санкций в размере 141 748 рублей 31 копейки за непредставление в установленный срок и представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 полугодие 2010 года, 2010 год, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены. Суд взыскал с МКОУ средней общеобразовательной школы села Русский Турек Уржумского района Кировской области в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 47 249 рублей 44 копеек, размер которых уменьшен судом с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уржумском районе Кировской области с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправомерно в отсутствие ходатайства Школы снижена сумма финансовых санкций.
По мнению Управления, признание Школой вины в совершении правонарушения и тот факт, что Школа является бюджетным учреждением, не являются смягчающими ответственность обстоятельствами. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу МКОУ "средняя общеобразовательная школа" указало, что с жалобой Управления не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Школа заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, Пенсионный фонд явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка в отношении МКОУ "средняя общеобразовательная школа" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
Пенсионным фондом было установлено нарушение, выразившееся в непредставлении Школой, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в сроки, установленные законодательством и представление недостоверных индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 года, 2010 год, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, о чем составлен акт от 20.07.2012 N 5 (л.д. 13-17).
15.08.2012 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда вынесено решение N 5 о привлечении Школы к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление сведений в виде штрафа в сумме 6 280 рублей 12 копеек и за предоставление недостоверных сведений в виде штрафа в сумме 135 468 рублей 19 копеек (л.д. 34-37).
14.09.2012 Управлением в адрес Школы было направлено требование N 1 с предложением добровольно уплатить финансовые санкции в сумме 141 748 рублей 31 копейки. Данное требование Школой в добровольном порядке не исполнено.
Поскольку требование не было исполнено, Пенсионный Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пришел к выводу об обоснованности требований Управления. Однако, оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения взыскиваемых финансовых санкций.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
МКОУ "средняя общеобразовательная школа" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам. Согласно статьям 6, 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, МКОУ "средняя общеобразовательная школа" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ МКОУ "средняя общеобразовательная школа" обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах подтверждается статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечень которых определен данной статьей.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Как следует из материалов дела, МКОУ "средняя общеобразовательная школа" не были представлены индивидуальные сведения о застрахованных лицах в Пенсионный фонд и представлены недостоверные индивидуальные сведения за 1 полугодие 2010 года, 2010 год, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год.
Факт совершенного Школой правонарушения зафиксирован в акте от 20.07.2012.
15.08.2012 Управлением принято решение N 5 о привлечении Школы к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ за непредставление сведений в виде штрафа в сумме 6 280 рублей 12 копеек и за предоставление недостоверных сведений в виде штрафа в сумме 135 468 рублей 19 копеек.
В данном случае, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Школа своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнила, и, соответственно, к ней обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что МКОУ "средняя общеобразовательная школа" является бюджетным учреждением и полностью признало свою вину, и обоснованно расценил названные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.
Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 47 249 рублей 44 копеек является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Согласно части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона Пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и принятии решения по результатам выездной (камеральной) проверки, определяя размер штрафа с учетом требований статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Управления о том, что учтенные судом первой инстанции при вынесении решения обстоятельства, не являются обстоятельствами смягчающими ответственность, поскольку приведенный в части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность лица в совершении правонарушения.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кировской области от 16.04.2013 по делу N А28-3280/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уржумском районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3280/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уржумском районе Кировской области
Ответчик: МКОУ СОШ с. Русский Турек Уржумского района, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Русский Турек Уржумского района Кировской области