г. Пермь |
|
07 октября 2010 г. |
Дело N А60-13743/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Ясиковой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания Соколовой А.В.,
при участии:
от истца - Уральский транспортный прокурор: Баяндин Е.В., удостоверение, доверенность от 06.10.2010,
от ответчиков - ОАО "Аэропорт "Кольцово": Гуркова Н.В., паспорт, доверенность от 10.02.2010, ЗАО Топливозаправочная компания "Кольцово": Данилов Е.С., паспорт, доверенность от 01.10.2010, Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу: Юрченко П.И., паспорт, доверенность от 11.06.2010,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - ОАО "Аэропорт "Кольцово"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2010 года
по делу N А60-13743/10,
принятое судьей Бойченко Н.В.,
по иску Уральского транспортного прокурора
к ОАО "Аэропорт "Кольцово", ЗАО Топливозаправочная компания "Кольцово", Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу
о признании недействительным п.4.1 государственного контракта от 01.01.2010, соглашения от 08.02.2010,
установил:
Уральский транспортный прокурор (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным соглашения от 08.02.2010 года об исполнении ЗАО Топливозаправочная компания "Кольцово" всех обязательств ОАО "Аэропорт "Кольцово", предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по поставкам продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу N МР/9 от 03.01.2010 г., за исключением обязательств, предусмотренных п.п. 4.3.3, 4.3.4, 4.3.7, 4.3.8 государственного контракта N МР/9 от 01.01.2010 г.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2010 г. настоящее дело объединено для совместного рассмотрения с делом N А60-13736/2010-СР, принятым к производству по иску Уральского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу "Аэропорт Кольцово", Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу о признании недействительным пункта 4.1 государственного контракта от 01.01.2010 N МР/9.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2010 года исковые требования удовлетворены частично: признано недействительным соглашение от 08.02.2010, заключенное между ОАО "Аэропорт "Кольцово" и ЗАО ТЗК "Кольцово". В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик - ОАО "Аэропорт "Кольцово" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным соглашения от 08.02.2010, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии государственным контрактом от 01.01.2010 ОАО "Аэропорт Кольцово" имеет право привлекать к выполнению работ сторонние организации. В силу этого действия по заключению соглашения о 08.02.2010 между ОАО "Аэропорт "Кольцово" и ЗАО ТЗК "Кольцово" являются правомерными и не противоречат действующему законодательству.
Представитель ОАО "Аэропорт Кольцово" в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на правомерное признание судом соглашения от 08.02.2010 недействительным.
Представитель Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
ЗАО Топливозаправочная компания "Кольцово" в письменном отзыве на жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а заключенное соглашение от 08.02.2010 не противоречит положениям действующего законодательства.
Представитель ЗАО Топливозаправочная компания "Кольцово" поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (управлением) и ОАО "Аэропорт Кольцово" (исполнителем) заключен государственный контракт на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по поставкам продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу N МР/9 от 01.01.2010 года.
В соответствии с условиями указанного контракта управление поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва согласно номенклатуре материальных ценностей по плану 2000 расчетного года, утвержденной и доведенной исполнителю в установленном порядке, и фактическим объемам накопления (п.п.1.1).
В соответствии с п.4.1 государственного контракта исполнитель имеет право привлекать к выполнению работ по настоящему государственному контракту сторонние организации.
В заявлении прокурор сослался на то, что данный пункт 4.1 государственного контракта противоречит п.6.1 ст.9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ и ст. 17 ФЗ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1, поскольку предусматривает возможность перемены исполнителя по государственному контракту на любую другую организацию при отсутствии между ними правопреемства, а также отсутствие разрешения органа государственной власти на передачу сведений, составляющих государственную тайну, и лицензии на выполнение работ с использованием соответствующей степени секретности.
Между тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что п.4.1 государственного контракта не предусматривает возможности передачи на хранение сторонним организациям материальных ценностей мобилизационного резерва. Из системного толкования условий государственного контракта N МР/9 от 01.01.2010 года следует, что исполнителем мобилизационного плана является ответчик - ОАО "Аэропорт "Кольцово", которому доведены номенклатура и объемы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Снятие задания по накоплению и хранению материальных ценностей либо передача указанного задания другому исполнителю мобилизационного плана экономики может быть произведена разработчиком указанного плана.
В связи с этим указания ответчиков на ст. 706 ГК РФ о возможности исполнителю контракта привлекать к выполнению работ субподрядчика, а также на то, что спорные правоотношения не регулируются ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признаны судом обоснованными.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении искового требования о признании недействительным п.4.1 государственного контракта от 01.01.2010 года N МР/9. В данной части решение суда истцом не обжалуется.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требования прокурора о признании недействительным соглашения от 08.02.2010 как противоречащим требованиям закона (ст. 168 ГК РФ, ст.11 ФЗ "О государственном материальном резерве", ст. 17 Закона РФ "О государственной тайне").
В соответствии со ст.ст. 1, 2 ФЗ "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 N 79-ФЗ государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва представляет собой хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва (ст. 2 ФЗ "О государственном материальном резерве").
В силу п.1 ст.4 Федерального закона N 94-ФЗ формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом и его территориальными органами.
Согласно ст. 11 ФЗ "О государственном материальном резерве" запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами. Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
В данном случае, в п.1 соглашения от 08.02.2010 года указано, что заказчик (ОАО "Аэропорт "Кольцово") поручает, а исполнитель (ЗАО ТЗК "Кольцово") принимает на себя обязательства по обеспечению исполнения всех обязательств ОАО "Аэропорт Кольцово", предусмотренных государственным контрактом на выполнение работ по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в обеспечение мобилизационных заданий по поставкам продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу N МР/9 от 01.01.2010 года, за исключением обязательств, предусмотренных п.4.3.3, п.4.3.4, 4.3.6, п.4.3.7, п.4.3.8 государственного контракта N МР/9 от 01.01.2010 г. Указанные обязательства исполняются заказчиком (п.1 соглашения).
В целях исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных п.4.3.3, п.4.3.4, п.4.3.6, п.4.3.7, 4.3.8 государственного контракта N МР/9 от 01.01.2010 г., исполнитель обязан оперативно и немедленно предоставить заказчику доступ к необходимым заказчику местам, а также своевременно предоставлять всю необходимую информацию и документы (п.2 соглашения).
Таким образом, из условий вышеуказанного соглашения и государственного контракта следует, что обязанности ОАО "Аэропорт Кольцово", указанные в п.4.3.1, 4.3.2, 4.3.5, 4.3.9 государственного контракта N МР/9 от 01.01.2010 г. (обеспечение размещения, надлежащих условий и режимов хранения материальных ценностей мобилизационного резерва; обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва; производство своими силами и средствами размещение, выпуск, замену и освежение материальных ценностей мобилизационного резерва; обязанность по возмещению убытков, связанных с несвоевременным освежением или заменой материальных ценностей мобилизационного резерва; обеспечение целевого использования бюджетных средств, выделенных на возмещение затрат по выполнению работ) подлежат выполнению ответчиком - ЗАО ТЗК "Кольцово", которое не является исполнителем мобилизационного плана.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что соглашение от 08.02.2010, заключенное между ОАО "Аэропорт Кольцово" и ЗАО ТЗК "Кольцово", предусматривающее передачу обязательств по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва не соответствует действующему законодательству. Данное соглашение с Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу не согласовывалось, возможность заключения указанного соглашения из п.4.1 государственного контракта от 01.01.2010 не вытекает.
С учетом установленных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что соглашение от 08.02.2010 следует признать недействительным.
Выводы суда первой инстанции относительно законности п.4.1 государственного контракта и несоответствия действующему законодательству соглашения от 08.02.2010 г. не являются противоречивыми, поскольку пунктом 4.1 государственного контракта предусмотрено право ОАО "Аэропорт Кольцово" привлекать сторонние организации к выполнению работ по настоящему контракту, однако вид и перечень работ, требования к организации для выполнения этих работ не должны противоречить установленным действующим законодательством ограничениям, соответственно, не должны быть связаны с хранением материальных ценностей мобилизационного резерва.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2010 года по делу N А60-13743/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Аэропорт "Кольцово"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13743/2010
Истец: Уральская транспортная прокуратура, Уральский транспортный прокурор
Ответчик: ЗАО Топливозаправочная компания "Кольцово", ОАО "Аэропорт Кольцово", Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу