г. Санкт-Петербург |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А56-9922/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Шиферсон М.М. - по доверенности от 30.06.2013
от заинтересованного лица 1: Михайлова В.В. - по доверенности от 20.12.2012 N 1/5-7162
от заинтересованного лица 2: Александрова Т.Ф. - по доверенности от 18.01.2013 N 04
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11757/2013) Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2013 по делу N А56-9922/2013 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Шишкин лес-торг СПб", место нахождения: 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Заусадебная, д. 31, ОГРН 1057813059501,
к Управлению Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
о признании недействительными решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Шишкин лес-торг СПб", 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Заусадебная, д. 31, ОГРН 1057813059501, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 11.02.2013 N 3-19-202 о выдаче заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников и решения Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление, УФМС) от 13.02.2013 N 19 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также об обязании Комитета выдать заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников и направить его в Управление и обязании Управление выдать Обществу разрешение на привлечение иностранных работников в соответствии с заявлением от 31.01.2013.
Решением от 08.04.2013 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 08.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы утверждает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы пункты 68 и 72 Административного регламента, которым строго определены действия Комитета. По мнению Комитета, для целей получения соответствующих решений Комитета и Управления Общество помимо заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных должностей и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, которая является основанием для формирования квот на следующий год, Общество в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N1032-1) должно было подать сведения о вакансии на должность генерального директора и обратиться за предоставлением государственной услуги в подборе необходимых работников на указанную вакансию.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель УФМС согласился с позицией Комитета.
Представитель Общества доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31.01.2013 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (количество работников - 1, гражданин Польши, должность - генеральный директор) на срок с 18.05.2013 по 17.05.2014, в связи с чем Управление направило в Комитет запрос о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников Обществом. В ответ на данный запрос Комитетом выдано заключение от 11.02.2013 N 3-19-202 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по должности "Генеральный директор предприятия" в связи с отсутствием в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя (Общества) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
На основании указанного заключения Комитета Управление, руководствуясь пунктом 29.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008 (далее - Административный регламент), приняло решение от 13.02.2013 N 19 об отказе Обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, что и послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Придя к выводу о незаконности решения Комитета от 11.02.2013 N 3-19-202 и вынесенного на его основании решения УФМС от 13.02.2013 N 19, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены принято по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Основанием для начала предоставления получателям государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников является обращение работодателя, заказчика работ (услуг) в Федеральную миграционную службу (ФМС России) или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом (пункт 51 Административного регламента).
При предоставлении государственной услуги сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, не позднее дня, следующего за днем приема документов, оформляет и направляет в орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, на территории которого (которых) предполагается использование иностранных работников, запрос о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, оформленный в соответствии с приложением N 3 к Административному регламенту (пункт 54 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 57 Административного регламента в случае получения от органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, сотрудник ФМС России или ее территориального органа в течение 3 рабочих дней оформляет и направляет работодателю, заказчику работ (услуг) отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, в том числе, в случае отсутствия в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пункты 60 и 60.1 Административного регламента).
Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) является самостоятельным основанием для выдачи заключение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1-1 Закона N 1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Согласно статьей 16 названного Закона для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.
В частности, статьей 16.1 Закона N 1032-1 установлено, что в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляется формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 4 "Порядка ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.11.2010 N 972н, предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения передают в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, сведения о получателях государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) (далее - сегменты регистров получателей) ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в соответствии с формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Порядку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 утверждены Правила о порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила N 783).
В силу пункта 5 Правил N 783 в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах Российской Федерации решением высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации).
Уполномоченным органом по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот в Санкт-Петербурге постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.04.2007 N 16-пг "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783" определен Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга.
В ведении Комитета в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.01.2007 N 9 "О передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) в ведение Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга" находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 783 работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей). Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности (пункт 8 Правил N 783). Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - межведомственные комиссии) (пункт 15 Правил N 783).
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение межведомственных комиссий в числе прочего сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы (пункт 16 Правил N 783). Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников (пункт 17 Правил N 783). Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации на основании решений межведомственных комиссий формируют предложения субъектов Российской Федерации с обоснованиями о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников (пункт 21 Правил N 783).
Аналогичные правила закреплены в пунктах 68 и 72 Административного регламента.
Исходя из системного анализа вышеназванных норм следует сделать вывод, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие, что получение работодателем государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников является обязательным условием для включения сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы Комитета отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Более того, как указывает Общество в отзыве на апелляционную жалобу и не опровергнуто сторонами, на момент обращения за государственной услугой по выдаче заключения о привлечении и использовании иностранных работников (31.01.2013) в Обществе отсутствовала вакансия генерального директора (срок действия трудового договора с генеральным директором истекал 25.10.2018), в связи с чем у Общества не было оснований для обращения за государственной услугой по содействию в подборе необходимых работников и предоставления в органы занятости сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), также учитывая, что Общество имело намерение продлить срок действия трудового договора с лицом, уже несколько лет осуществляющим полномочия генерального директора Общества.
При этом, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Комитетом, 17.04.2012 Общество подало в установленном порядке заявку о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на позицию "генеральный директор предприятия". 11.07.2012 Общество было уведомлено через АИК "Миграционне квоты", что данная заявка направлена уполномоченным органом на рассмотрение в Минздравсоцразвития России в составе предложения региона.
29.08.2012 Общество уведомлено через АИК "Миграционне квоты", что заявка Общества включена в квоту. Согласно приложению к приказу Роструда от 24.12.2012 N 279 "Об утверждении уточненных сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2013 году" по городу Санкт-Петербургу принятая заявка Общества по должности "генеральный директор предприятия" указана под N 16797.
Как пояснил представитель Общества и не опровергнуто сторонами, аналогичные заявки подавались в 2010 и 2011 годах (соответственно на замещение должности генерального директора Общества в 2011 и 2012 годах).
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, в данном случае Комитет вопреки вышеизложенному не привел основанных на нормах права причин не включения сведений о потребности Общества в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, что в свою очередь и явилось основанием для принятия Комитетом решения о выдаче заключения о нецелесообразности привлечения и использования Обществом иностранных работников.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, сделав правильный вывод о незаконности решения Комитета от 06.03.2012 N 3-19-325 и вынесенного на его основании решения Управления от 11.03.2012 N 49.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2013 года по делу N А56-9922/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9922/2013
Истец: ООО "Шишкин лес-торг СПб"
Ответчик: Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по занятости населения Ленинградской области