город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2013 г. |
дело N А32-33681/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей А.Н. Герасименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чудиновой М.Г.
при участии:
от заявителя: директор Коржов Р.П. лично по паспорту, представитель Воронина Н.В. по доверенности от 14.08.2012, представитель Акимова И.С. по доверенности от 14.08.2012
от заинтересованного лица: представитель не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2013 по делу N А32-33681/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспорт и услуги"
к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
о признании ненормативного акта недействительным
принятое в составе судьи Купреева Д.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транспорт и услуги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 04.09.2012 N 56873 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления к уплате в бюджет НДС в размере 2 288 738 руб., пени по НДС в размере 54 769,69 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в размере 915 495,20 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 25.04.2013 решение инспекции от 04.09.2012 N 56873 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части доначисления к уплате в бюджет НДС в размере 2 288 738 руб., пени по НДС в размере 54 769,69 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в размере 915 495,20 руб.; в остальной части принят отказ от требований и производство по делу в указанной части - прекращено; с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Судебный акт мотивирован недоказанностью инспекцией наличия оснований для отказа в применении обществом налоговой ставки 0 процентов по НДС по осуществленным обществом операциям, поскольку представленные договоры являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки и обществу неправомерно начислен НДС, пени и штраф, а также отказано в возмещении НДС.
ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку суд неправильно истолковал подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ; общество не является экспедитором, так как не осуществляет организацию перевозки; ему вверялся груз для доставки получателю, поэтому право на применение ставки 0 процентов по НДС в отношении реализованных услуг у него отсутствует; услуги, оказанные обществом в рамках договоров, направлены только на обеспечение возможности перевозки товара, а не на организацию международной перевозки.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает против доводов инспекции, полагает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, свою позицию также основывает на вступившем в законную силу решении суда по делу N А32-45077/2011 по аналогичному спору за иной период.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается уведомлением о вручении N 344005 63 50545 3, своего представителя в суд не направила.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившегося представителя заявителя жалобы, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.04.2012 обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года.
Налоговым органом в период с 19.04.2012 по 19.07.2012 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 02.08.2012 N 44292 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.09.2012 N 56873.
Указанным решением обществу доначислен к уплате в бюджет НДС в размере 2 288 738 руб., пени по НДС в размере 54 769,69 руб. Кроме того, решением налоговой инспекции организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в размере 915 495,20 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в УФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление решением от 23.10.2012 N 20-12-1082 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решение налоговой инспекции.
Общество, не согласившись с решением инспекции от 04.09.2012 N 56873 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежнофинансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и на ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в спорном периоде (1 квартал 2012 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0 процентов по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 ГК РФ). Однако НК РФ в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. При этом согласно пункту 1 статьи 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Кроме этого, в пункте 2 статьи 801 ГК РФ законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
ГК РФ установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798 ГК РФ). В соответствии с указанной статьей перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но как было отмечено выше, договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абзац 2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами ГК РФ, позволяет суду сделать следующие выводы: в пункте 1 статьи 164 НК РФ законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0 процентов закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации; в отношении ТЭУ - налогоплательщик вправе применить ставку 0 процентов при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором; если бы законодатель имел в виду иное, то в статье 164 НК РФ было бы указание на ТЭУ по организации международной перевозки, а в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ среди подлежащих предоставлению в налоговый орган документов был бы упомянут договор, заключенный экспедитором от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС до 01.01.2011 существенное значение имел факт помещения товара, в отношении которого оказывалась услуга под таможенный режим экспорта и вывоза этого товара за пределы Российской Федерации, а после 01.01.2011 - существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
Указанные выводы подтверждаются правоприменительной практикой (судебные акты по делу N А32-45077/2011).
Как правильно указал суд первой инстанции, связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы настоящего дела документами.
В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, обществом представлены следующие документы.
Договоры от 16.02.2011 N 04CSL2Yd11 и от 29.12.2011 N 15CSL2Yd11 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенные ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Казахойл Актобе" (Республика Казахстан).
Предметом указанных договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р-Южная Озереевка".
Согласно договорам ООО "Транспорт и услуги" обязуется осуществлять таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию "Казахойл Актобе" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов, оформление других необходимых документов. За выполненные услуги заказчик выплачивает экспедитору вознаграждение 0,12 долларов США за каждую тонну погруженного груза.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен",
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Контракт от 01.01.2010 N 746398 и от 06.12.2011 N CW915413, заключенные ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Тенгизшевройл" (Республика Казахстан).
В соответствии с условиями договоров о подрядных услугах ООО "Транспорт и услуги" предоставляет полный объем портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая таможенное оформление всего объема сырой нефти и других нефтепродуктов, отправляемых на экспорт морским путем через порт Новороссийск.
По письменному запросу ТОО "Тенгизшевройл" подрядчик организует перевалку сырой нефти через ОАО "Новороссийский Морской Торговый Порт" и морской терминал ЗАО КТК-Р, включая организацию, представление и осуществление оплаты всех необходимых портовых услуг и сборов для обеспечения перевалки груза ТОО "Тенгизшевройл" на морские суда, представленные ТОО "Тенгизшевройл.
Экспедиторское и таможенное оформление включает: выполнение таможенного оформления груза ТОО "Тенгизшевройл", своевременное оповещение ТОО "Тенгизшевройл" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдачу морскому терминалу ЗАО КТК-Р экспортного поручения на погрузку, оформление и подписание необходимых товарно-транспортных и других необходимых документов (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
Оплата производится в течение 30 банковских дней со дня получения ТОО "Тенгизшевройл" счетов-фактур, выставленных подрядчиком. Оплата производится в течение десяти банковских дней со дня получения ТОО "Тенгизшевройл" месячного суммарного счета подрядчика.
Экспортная выручка по настоящему договору должна быть зачислена на расчетный счет продавца по реквизитам, указанным в контракте.
Подрядчику за услуги по контракту от 01.01.2010 N 746398 оплата - 0,05 долларов США за каждую тонну (брутто) погруженного груза, согласно судового коносамента.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договоры от 14.12.2010 N 2745-20 и от 01.12.2011 N 2941-20 о закупках транспортно-экспедиторских услуг, заключенные ООО "Транспорт и услуги" с АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (Республика Казахстан).
Приложениями от 14.12.2010 N 1 АО "РД "КазМунайГаз" оплачивает 0,10 долларов США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.
Предметом указанных договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р".
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" обязуется: предоставлять услуги по таможенному оформлению груза, своевременно извещать компанию АО "РД "КазМунайГаз" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие необходимые документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
Оплата услуг поставщика производится в течение 5 рабочих дней с момента получения оригинала счета-фактуры и акта оказанных услуг, подписанного и скрепленного печатями сторон. Окончательный расчет производится в дол. США в течение 30 рабочих дней со дня предоставления Поставщиком акта сверки, подписанного уполномоченными представителями сторон.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 15.10.2007 N AP/Y/07/1631 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с компанией "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." (Республика Казахстан).
Предметом договора является предоставление объема портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая таможенное оформление груза. В рамках договора ООО "Транспорт и услуги" обязуется оказать услуги по таможенному оформлению груза, своевременно извещать компанию "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие необходимые документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
По условиям оплаты подрядчик ООО "Транспорт и услуги" должен направить в адрес компании "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." счет, выставленный в валюте по контракту, за услуги, выполненные в течение предыдущего месяца в течение 15 дней после окончания каждого календарного месяца. В течение 30 календарных дней после получения ежемесячного Счета по указанному адресу, компания "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." оплатит в соответствии с любыми применяемыми операциями. Срок действия контракта 5 лет после даты начала предоставления услуг.
Приложением предусмотрена ставка за оказанные услуги в размере 0,0624 долларов США за МТ брутто.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 29.12.2010 N 44 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Арнаойл" г. Атырау (Республика Казахстан). Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление грузовых документов, связанных с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский трубопроводный Консорциум - Р "Южная Озереевка").
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" обязуется осуществить таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию ТОО "Арнаойл" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении грузовых документов).
При завершении отчетного месяца экспедитор передает заказчику всю необходимую документацию, предусмотренную настоящим договором, а также акты выполненных работ.
Оплату за оказанные услуги предусмотрена в размере - 0,15 долларов США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 10 рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 14.01.2003 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО СП "Арман" (Республика Казахстан).
Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р-Южная Озереевка".
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" обязуется осуществить таможенное оформление, своевременно извещать компанию "Арман" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные и другие документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 5 рабочих дней (по приложению N 2 - в течение 14 рабочих дней) с даты получения счета-фактуры.
Приложением от 20.11.2007 N 5 продлен срок действия контракта до 31.12.2009, а в части услуг - по 28.02.2010. Приложением от 06.12.2001 N 10 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Приложением от 25.12.2009 N 6 услуги экспедитора оплачиваются в размере 0,12 долларов США за каждую тонну погруженного груза.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 11.04.2008 N 14/2008 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО СП "Матин" Казахстан, г. Атырау (Республика Казахстан).
Приложением от 23.12.2008 N 3 за услуги Экспедитора Заказчик оплачивает - 0,12 долларов США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Приложением от 14.09.2009 N 4 изменены банковские реквизиты.
Договор от 01.02.2011 N Т-7 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО СП "Матин" Казахстан, г. Атырау (Республика Казахстан).
Приложением от 01.02.2011 N 1 за услуги экспедитора заказчик оплачивает 0,12 долларов США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.
Предметом указанных договоров являются транспортно экспедиторские услуги и таможенное оформление грузовых документов, связанных с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский трубопроводный Консорциум - Р "Южная Озереевка".
Согласно договорам ООО "Транспорт и услуги" предоставляет следующие услуги: таможенное оформление, своевременное извещение компании ТОО СП "Матин" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдает экспортное поручение на погрузку, оформляет и подписывает необходимые товарно-транспортные и иные документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получение проб от нефтебазы, расписка капитана в получении грузовых документов).
Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 10-ти рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договоры от 16.08.2006 N 215 и от 20.12.2011 N 487 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с ТОО "Саутс Ойл" (Республика Казахстан).
Предметом договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум".
Согласно договорам ООО "Транспорт и услуги" предоставляет следующие услуги: таможенное оформление груза, своевременное извещение компании "Саутс Ойл" о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдает экспортное поручение на погрузку, оформляет и подписывает необходимые товарно-транспортные и иные документы (коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов).
При завершении отчетного месяца экспедитор передает заказчику всю необходимую документацию, предусмотренную настоящим договором, а также акты выполненных работ. Заказчик обязан в пятидневный срок подписать акты и один экземпляр направить экспедитору или предоставить мотивированный отказ.
Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 10 рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.
Приложением от 25.12.2008 N 6 предусмотрена ставка - 0,15 долларов США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Приложение вступает в силу с 01.01.2009. Приложением от 03.12.2009 N 10 срок действия договора продлевается до 31.12.2010, в части оплаты услуг по 28.02.2011, приложением от 06.12.2010 N 19 - до 31.12.2011 (в части оплаты услуг до 28.02.2012).
Приложениями N 16-18 предусмотрена предоплата услуг в сумме от 3 000 до 5 000 долларов США.
По указанным выше договорам налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен";
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Договор от 01.02.2012 N Т-22 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО "Транспорт и услуги" с АО "Метен Петролиум". Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление грузовых документов, связанные с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский трубопроводный Консорциум - Р "Южная Озеровка".
Согласно договору ООО "Транспорт и услуги" предоставляет услуги по таможенному оформлению грузов, своевременному извещению контрагента о требованиях действующего законодательства Российской Федерации, выдаче экспортного поручения на погрузку, оформлению и подписанию необходимых товарно-транспортных и других документов (коносамента, грузового манифеста, сертификата качества, сертификата количества, акта учета стояночного времени, сертификата происхождения, акта замера пустот в грузовых танках, сертификата осмотра грузовых танков, расписки капитана в получении проб от нефтебазы, расписки капитана в получении грузовых документов). За услуги экспедитора заказчик оплачивает 0,15 долларов США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.
По указанному выше договору налогоплательщиком также в налоговый орган представлены следующие документы:
- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта;
- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен",
- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена".
Также обществом представлены иные документы:
- инвойсы, счета-фактуры, выставленные в адрес заказчиков услуг,
- акты выполненных работ, с указанием количества обслуживаемого груза и стоимости услуг, заверенные двумя сторонами,
- книга продаж за 1 квартал 2012 года.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2011) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при выполнении услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой Кодекса не определено.
В связи с чем, с учетом положений статьи 11 НК РФ следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно названному ГОСТ в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет закрытого перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 ГК РФ о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что каждая из услуг, относящихся в соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 к категории транспортно-экспедиционных, может образовать самостоятельный предмет договора транспортной экспедиции, лишает смысла существование в ГК РФ особой разновидности таких договоров и отдельной главы, регулирующей правоотношения сторон по таким договорам. Отдельные элементы работ и услуг экспедитора полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузо-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени, оформление документов на экспортируемый товар - договором возмездного оказания услуг.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что вышеизложенные выводы ошибочны противоречат главе 49 ГК РФ, Закону N 87-ФЗ, Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554), которыми при определении порядка осуществления транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается каких-либо ограничений в отношении права экспедитора указать в договоре и оказывать часть из перечисленных в ГОСТ Р 52298-2004 услуг. В статье 164 НК РФ при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0 процентов.
Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и, не оказывая всех услуг из перечисленных в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, в частности от 20.01.2011 N 03-07-08/16, от 17.02.2011 N 03-07-08/54, от 18.04.2011 N 03-07-08/114, от 13.05.2011 N 03-07-08/148, от 25.06.2011 N 03-07-08/240, от 29.07.2011 N 03-07-08/244.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что транспортно-экспедиционная деятельность заключается в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (экспедиционные услуги) на основании договора транспортной экспедиции, действия по организации перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным, как необоснованные, допускающие вольное толкование правовых норм, нарушающие принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний.
Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался в своих постановлениях о критериях определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, в частности, в постановлениях от 21.01.2010 N 1-П, от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П и от 11.11.2003 N 16-П.
Арбитражная практика также следует соблюдению принципа определенности, единства понимания и толкования правовых норм, в частности, постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определяет, что в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы, а в случае ее неопределенности, неясности - все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Обосновывая довод об обязанности налогоплательщика-экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции оказывать услуги по организации международной перевозки, в качестве условия применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, налоговый орган указывает на его подтверждение Пояснительной запиской к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по НДС и Заключением на проект Комитета по бюджету и налогам.
При указанных обстоятельствах, вывод налогового органа о необоснованном применении нулевой ставки по НДС необоснован и не соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что общество документально подтвердило правомерность применения ставки 0 процентов, представило полный пакет документов, позволяющий идентифицировать конкретный перечень оказываемых услуг.
Так, из материалов дела следует, что ООО "Транспорт и услуги", действуя как экспедитор по договорам на транспортно-экспедиторское обслуживание перевозки нефти, от имени и по поручению грузовладельцев (отправителей груза), оказало следующие услуги - на примере договоров с АО "РД "КазМунайГаз" (N 468-20 от 31.03.2010 и N 2745-20 от 14.12.2010) - т. 5 л.д. 83-98.
Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги, связанные с отгрузками сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (далее - "КТК-Р") в п. Южная Озерейка г. Новороссийска.
В соответствии с условиями договора на основании доверенности от АО "Разведка Добыча "Казмунайгаз" (т. 2 л.д. 1-2) и поручения экспедитору - документарной инструкции от 26.01.2012 (т. 2 л.д. 3-13) ООО "Транспорт и услуги" в 1 квартале 2012 года оказало заказчику услуги:
1.1. Ежедневно 2 раза в сутки предоставляло заказчику оперативную информацию о подходе судна, обстановке на морском терминале, перспективах швартовки и погрузки судна, по техническим характеристикам судов (дедвейт и т.п.), погоде - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ/информационные услуги/ - Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст) - далее - "ГОСТ".
1.2. На основании Документарной инструкции экспедитор готовил действия для оформления перевозки, оценивая характеристики груза, размер судовой партии, сроки погрузки, время накопления судовой партии, порт назначения.
1.3. 1.3. На основании Документарной инструкции и маршрутного поручения КТК-Р, общество выпустило поручение (разрешение) на погрузку нефти N 31 от 25.01.2012, а затем согласовало его в таможенном органе (путем проставления штампа "погрузка разрешена") и в КТК-Р, для разрешения погрузки (т. 2 л.д. 14) - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ /оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов/.
1.4. 1.4. Для оформления разрешения на погрузку в таможенном органе общество также подало в таможенный орган пакет документов, включающий сертификат происхождения груза, транзитную декларацию N 1006031/261211/0006398 (т. 2 л.д. 15) и экспортные декларации на груз NN 55102/281211/0000154 и 55102/281211/000015 (т. 2 л.д. 16-17), ранее оформленные декларантом заказчика.
1.5. На основании оформленного обществом поручения на погрузку КТК-Р выпустило подтверждение на погрузку N 26/MTR от 25.01.2012 - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ/оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов/ - т. 2 л.д. 18.
1.6. 1.6. Далее общество оформило комплект грузовых, таможенных и пограничных документов, без которых вывоз нефти за пределы Российской Федерации невозможен, осуществив следующие действия - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ/оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов.
1.7. 1.7. Общество оформило в Торгово-промышленной палате сертификаты происхождения товара по коносаментным партиям (коносаменты N N 131, 132) и внесло в них информацию о каждой отгруженной партии груза с указанием количества груза и номера коносамента для предоставления грузополучателю - т. 2 л.д. 46-49.
1.8. 1.8. По окончании погрузки общество от имени и по поручению заказчика подписало акты приема-сдачи нефти (груза) N 131, 132 от 26.01.2012 (т. 2 л.д. 19-20) - п/п 7 п. 3.1.4. ГОСТ/прием и выдача товаров/.
1.9. 1.9. По окончании погрузки груза на танкер КТК-Р выпустило отчеты о погрузке (уведомления о погрузке груза на борт судна N 20, 20/2, 20/3 от 26.01.2012 (т. 2 л.д. 21-23) - п/п 8 п. 3.1.5. ГОСТ/уведомление о погрузке груза на борт судна), а также паспорта качества NN 77, 77/2, 77/3 от 26.01.2012 с пометкой "в получении" (т. 2 л.д. 24-26).
1.10. Общество оформило, доставило на борт и подписало у капитана судна и передало ему комплект грузовых документов по расписке от 26.01.2012 (т. 2 л.д. 27-28), включая:
- коносаменты N 131, 132 от 26.01.2012 - т. 2 л.д. 29-32,
- сертификат количества груза от 26.01.2012 - п/п 7 п. 3.1.4. ГОСТ/проверка количества веса/ - т. 2 л.д. 33-34,
- сертификат качества груза от 26.01.2012 - т. 2 л.д. 35-38,
- пробы нефти - расписка капитана в получении проб от 26.01.2012 - т. 2 л.д. 39-40.
1.11. Общество оформило и подписало у капитана судна, независимого сюрвейера и морского агента Акт учета стояночного времени судна от 28.01.2012, отражающий, все операции с судном, в т. числе время начала и окончания погрузки - т. 2 л.д. 41-42.
1.12. Общество оформило Грузовой манифест от 28.01.2012, отражающий количество погруженного груза, грузоотправителя, грузополучателя, порт выгрузки, номер коносамента, номер поручения на погрузку; подписало у капитана и оформило в таможенном органе для разрешения отправки груза путем проставления штампов "выпуск разрешен" и "вывоз разрешен" - т. 2 л.д. 43.
1.13. 1.13. Общество оформило совместно с независимым сюрвейером и подписало у капитана судна Акт замеров пустот в грузовых танках от 26.01.2012, отражающий количество погруженного груза, грузоотправителя, грузополучателя, порт выгрузки, номер коносамента, номер поручения на погрузку - т. 2 л.д. 44-45.
1.14. 1.14. После отхода каждого судна общество уведомило грузоотправителя и всех лиц, указанных в документарной инструкции, об отправке груза с указанием номера, даты коносамента, количества погруженного груза, качества, акта учета стояночного времени - п/п 6 п. 3.1.5. ГОСТ/уведомление о пересечении грузом Государственной границы/.
1.15. 1.15. Общество сформировало по пакету документов для таможни, для заказчика и для указанных им лиц, для ЗАО "КТК-Р".
1.16. Общество:
- передало копии грузовых документов судовому агенту, сюрвейерской организации, КТК, а также таможенным и пограничным органам,
- отправило заказчику и грузополучателю по факсу или электронной почте копии грузовых документов,
отправило заказчику отгрузочную информацию (в соответствии с инструкцией грузоотправителя),
отправило заказчику и всем указанным им лицам комплекты оригиналов грузовых документов, iktob приема сдачи, и других необходимых документов.
Документальным подтверждением выполнения всего комплекса услуг ТЭО нефти, приемки иx заказчиком, и оплаты являются:
коносаменты N 131, 132 от 26.01.2012, подписанные капитаном судна - т. 2 л.д. 29-32,
· грузовой манифест от 28.01.2012 - т. 2 л.д. 43,
· акт выполненных работ, подписанный обществом и заказчиком, от 31.01.2012 - т. 2 л.д. 56,
· экспортные ГТД на товары N N 10006031/080212/0000555, 10006031/090212/0000581 с отметкой таможенного органа "товар вывезен" - т. 2 л.д. 52-53,
· счет на оплату услуг N 5 от 31.01.2012 - т. 2 л.д. 55,
· счет-фактура N 13 от 31.01.2012 - т. 2 л.д. 54.
Взаимосвязь оказанных услуг прослеживается в следующих документах.
В счетах-фактурах указывается название судна, номера и даты коносаментов, номер и дата договора. В коносаменте указан грузоотправитель, название судна и порт выгрузки. В документарной инструкции указано название судна и перечень документов, которые необходимо оформить, а также адресаты получения грузовых документов. В поручении на погрузку указано название судна, пункт назначения, номера транзитных и экспортных ВГТД, маршрутные поручения КТК. В подтверждении на погрузку указано название судна, номер поручения на погрузку (разрешения на погрузку), номера коносаментов и маршрутных поручений. В сертификате происхождения указаны номера коносаментов и название судна. В акте приема-сдачи нефти указаны маршрутные поручения и номера ГТД. В отчетах о погрузке нефти указаны номера маршрутных поручений и коносаментов. В паспорте качества указано название судна. В расписке капитана в получении указаны все полученные им грузовые документы и название судна. В сертификате количества указан номер коносамента. В сертификате качества указан номер коносамента. В расписке капитана в получении проб указано название судна. В акте учета стояночного времени указано название судна. В грузовом манифесте указан пункт назначения и номера коносамента и поручения на погрузку. В акте замеров пустот указано название судна. В актах приема-сдачи выполненных работ указан номер и дата счета-фактуры.
При этом налоговый орган не оспаривает полноту и достаточность подтверждающих документов; отказ в праве на применение нулевой ставки вызван неверным толкованием налоговым органом подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Из содержания обжалуемого обществом решения от 04.09.2012 N 56873 следует, что налоговый орган не оспаривает соответствие оказанных налогоплательщиком услуг требованиям гражданского законодательства и понятию транспортно-экспедиционных услуг, равно как и не опровергает сам факт международной перевозки груза, экспедируемого ООО "Транспорт и услуги".
При указанных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы налогового органа о необоснованном применении обществом нулевой ставки по НДС не обоснован и не соответствует материалам дела.
Правильность выводов суда первой инстанции также подтверждается правоприменительной практикой - судебными актами по делу N А32-45077/2011.
Согласно частям 1, 6 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статья 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2013 по делу N А32-33681/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33681/2012
Истец: ООО "Транспорт и услуги"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Новороссийску КК