г. Самара |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А72-126/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - представителя Прохоровой С.А. (доверенность от 22 октября 2012 года),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от заинтересованных лиц: администрации города Ульяновска - представителя Прохоровой С.А. (доверенность от 09 февраля 2012 года),
комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от третьего лица: ООО "Ланцет" - представителя Курбатова И.В. (доверенность от 25 июня 2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2013 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 апреля 2013 года по делу N А72-126/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое по заявлению комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, заинтересованные лица: администрация города Ульяновска, г.Ульяновск, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, третье лицо: ООО "Ланцет", г.Ульяновск,
о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 решения от 19 сентября 2012 года N 6582-04 по делу N 8691/04-2012, незаконным предписания от 19 сентября 2012 года N69,
УСТАНОВИЛ:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - комитет, заявитель,) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 19 сентября 2012 года N 6582-04 по делу N 8691/04-2012, незаконным предписания УФАС России по Ульяновской области от 19 сентября 2012 года N69.
При обращении в суд заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления об обжаловании решения от 19 сентября 2012 года N 6582-04 по делу N 8691/04-2012, предписания N 69 от 19 сентября 2012 года.
Определением суда от 15 января 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска.
Определением от 26 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Ланцет".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 апреля 2013 года ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления удовлетворено, решение УФАС России по Ульяновской области N 6582-04 по делу N 8691/04-2012 от 19 сентября 2012 года в части пунктов 1, 2, 4 и предписание УФАС России по Ульяновской области N 69 от 19 сентября 2012 года признаны незаконными.
В апелляционной жалобе УФАС России по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей УФАС России по Ульяновской области, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Ланцет" поддержал доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель администрации города Ульяновска возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением УФАС России по Ульяновской области от 19 сентября 2012 года N 6582-04 по делу N 8691-2012 действия комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, выразившиеся в ненаправлении ответа в адрес ООО "Ланцет" на заявления от 30 марта 2012 года N 56, 57, 58 о возможности предоставления земельного участка под строительство крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта (либо об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта) признаны нарушением п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Комитету выдано предписание о прекращении антимонопольного законодательства.
Основанием для вынесения решения является вывод комиссии УФАС России по Ульяновской области о том, что комитет не имел законных оснований для ответа, в котором не указано решение по заявлениям ООО "Ланцет" о выборе земельного участка и предварительном согласовании крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта. В результате, по мнению антимонопольного органа, необоснованно ограничен доступ ООО "Ланцет" на рынок по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке в г.Ульяновске. Поэтому в действиях комитета имеется нарушение п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В силу п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещено: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Заявитель сослался на то, что его действия, в частности ответ комитета от 24 мая 2012 года N 01-13/2772, не может расцениваться как необоснованное препятствование осуществлению деятельности ООО "Ланцет", поскольку не предъявляет обществу не предусмотренных законодательством требований, не препятствует его деятельности и основан на нормах земельного законодательства.
Из пояснений заявителя следует, что 30 марта 2012 года в администрацию города Ульяновска поступило три заявления ООО "Ланцет": N 7902-01 о выборе земельного участка поставленного на кадастровый учет по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) площадью 2350,89 кв.м для предоставления в аренду и предварительном согласовании места размещения объекта делового назначения с подземной автостоянкой; N 7903-01 о выборе земельного участка поставленного на кадастровый учет по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) площадью 5378,0 кв.м для предоставления в аренду и предварительном согласовании места размещения объекта делового назначения с подземной автостоянкой; N 7904-01 о выборе земельного участка поставленного на кадастровый учет по проспекту Ульяновскому, 14 площадью 1574, 911 кв.м для предоставления в аренду и предварительном согласовании места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
К данным заявлениям были приложены копии выписок из протокола министерства строительства Ульяновской области от 15 марта 2012 года N 2 и копии кадастровых паспортов земельных участков: площадью 5378 кв.м по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32), разрешенный вид использования - под рыночный комплекс - кадастровый паспорт от 08.12.2011 N 73-02/11-36518; площадью 1574, 9 кв.м по пр.Ульяновскому, 14, разрешенный вид использования под жилищное строительство - кадастровый паспорт от 08.04.2011 N 7324/203/11-874.
При этом ответ комитета содержал ссылку на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 апреля 2012 года по делу N А72-6035/2011 по иску администрации города Ульяновска к ООО "Ланцет" об обязании возвратить земельный участок площадью 5378, 8 кв.м по проспекту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) и обязании освободить дополнительный земельный участок площадью 3925,8 кв.м (1574, 91 + 2350, 89 кв.м), которым исковые требования администрации города Ульяновка были удовлетворены, а в исковых требованиях обществу об понуждении администрации города Ульяновска передать земельный участок в аренду было отказано.
Учитывая наличие судебного акта в отношении испрашиваемых земельных участков, а также наличие градостроительных ограничений для выбора испрашиваемых земельных участков, заявитель считает, что оспариваемыми действий норм Закона о защите конкуренции не нарушил.
Антимонопольный орган вменяет заявителю нарушение положений п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. По мнению антимонопольного органа, ответ от 24 мая 2012 года исх. N 01-13/2772 дан заявителем с нарушением действующего законодательства.
УФАС России по Ульяновской области полагает, что рынком, на котором происходит нарушение прав ООО "Ланцет", является рынок по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на розничном рынке в г.Ульяновске. Конкурентами ООО "Ланцет" на указанном рынке являются, в том числе хозяйствующие субъекты, имеющие разрешение на право организации рынка, в частичности на территории Заволжского района г. Ульяновска. Комитет не имел законных оснований для направления ответа, в котором не указано решение по заявлениям ООО "Ланцет" о выборе земельного участка и предварительном согласовании крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта. В результате действий комитета необоснованно ограничен доступ ООО "Ланцет" на рынок по осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг) на розничном рынке в г.Ульяновске. В этой связи в действиях комитета имеется нарушение п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, запрещающего органам местного самоуправления осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Между тем суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не доказал наличия в действиях заявителя всех признаков, необходимых для квалификации п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. Поэтому решение антимонопольного органа в оспариваемой части является незаконным, не соответствующим Закону о защите конкуренции и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание ряд судебных решений, вступивших в законную силу, в которых установлены обстоятельства, имеющие значения для настоящего спора, в частности обстоятельства, связанные с осуществлением ООО "Ланцет" предпринимательской деятельности на спорных земельных участках.
Так, постановлением суда апелляционной инстанции от 28 февраля 2011 года, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 02 июня 2011 года, по делу N А72-7003/2010 по заявлению ООО "Ланцет" к мэрии города Ульяновска, департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаключенными действий, ненормативных актов установлено: "07 апреля 1988 года предприятию п.я. А-104-6 (ГП "УАПК"), правопреемником которого является ОАО "УАПК "Авиастар", выдан государственный акт серии А-1 N 375531 на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 5353,91 га, для строительства. 16 сентября 1996 года в связи с изъятием из землепользования АО "Авиастар" земель, занятых выделенными и приватизированными предприятиями, гаражно-строительными кооперативами и другими объектами, а также учитывая переход от АО "Авиастар" права собственности на отдельные объекты недвижимости, мэром города Ульяновска издано постановление N 1518, в соответствии с которым до оформления землеустроительных дел на объекты АО "Авиастар" в установленном порядке, следует считать площадь земель в пользовании АО "Авиастар" 10 668 666,47 кв.м согласно приложению 1 (п.1). Приложением N 1 к названному постановлению является "Перечень земельных участков, передаваемых А/О "Авиастар". В п.3.4 раздела III "Объекты перспективного строительства" названного приложения указан объект "Ж/д 1У-А", с местоположением: по пр.Ульяновский, 20, и площадью земельного участка 6952,91 кв.м.
Постановлением мэра города Ульяновска от 09 апреля 1999 года N 808 ООО "Ланцет" передан в аренду до 31 декабря 2009 года земельный участок с кадастровым номером 73:24:021009:14 площадью 5378,0 кв.м по пр.Ленинского Комсомола (рядом с домом N32), с изъятием от ОАО "Авиастар". Пунктом 4 постановления установлено, что в случае начала строительства жилого дома рядом с участком, отводимом ООО "Ланцет" под рыночный комплекс по пр.Ленинского Комсомола (рядом с домом 32), договор аренды расторгается в одностороннем порядке с передачей земель по акту ОАО "Авиастар". Указанным постановлением внесены изменения в п.1 постановления мэра от 16 сентября 1996 года N 1518 "О землепользовании АО "Авиастар" и п.п.3.4 приложения N 1 к нему, которые изложены в следующей редакции: п.1. До оформления землеустроительных дел на объекты ОАО "Авиастар" в установленном порядке считать площадь земель в пользовании ОАО "Авиастар" - 7 580 712,67 кв.м. согласно приложению N 1; III Объекты перспективного строительства жилья - п.п.3.4 ж/д N1У-А 1574,9 кв.м.
На основании вышеуказанного постановления 02 июня 1999 года между администрацией (мэрией) г.Ульяновска и ООО "Ланцет" заключен договор аренды N 24-2-004188 земельного участка площадью 5378,0 кв.м с кадастровым номером 73:24:021009:14, с изъятием от ОАО "Авистар", расположенного по адресу: г.Ульяновск, пр.Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) в Заволжском районе, на срок до 31 декабря 2009 года.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2003 года в отношении ОАО "УАПК "Авиастар" введено внешнее управление сроком на один год. Внешним управляющим назначен Ингин И.М.
ОАО "УАПК "Авиастар" в лице заместителя генерального директора Архипова П.Л., действующего по доверенности, обратилось на имя мэра города Ульяновска с письмом от 31 июля 2003 года N 1276-и, в котором просило в связи с финансовыми трудностями и невозможностью продолжения строительства дома 1У-А по пр.Ульяновскому изъять земельный участок из землепользования ОАО "УАПК "Авиастар", предложив рассмотреть возможность передачи данного участка ООО "Ланцет" (в ходящий N 9878-01 от 11 августа 2003 года мэрии г.Ульяновска; входящий N 2814 от 18 августа 2003 года КУГИЗ).
ООО "Ланцет" 04 мая 2008 года обратилось в департамент с заявлением N 66 о передаче в аренду земельного участка по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, проспект Ленинского Комсомола, 32а (западнее жилого дома N 32), площадью 9378 кв.м, для строительства закрытого рынка с подземной стоянкой.
В газете "Ульяновск сегодня" от 01 августа 2008 года N 57 опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта западнее жилого дома по пр.Ленинского Комсомола, 32.
ООО "Ланцет" 03 сентября 2008 года обратилось к главе муниципального образования г.Ульяновск с заявлением N 125 об утверждении проекта границ земельного участка площадью 9303,8 кв.м, расположенного западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, в Заволжском районе г.Ульяновска, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
ООО "Ланцет" 31 октября 2008 года был согласован акт выбора земельного участка площадью 9303,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, западнее жилого дома по пр.Ленинского Комсомола, 32, для предварительного согласования места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
Постановлением главы города Ульяновска N 8360 31 октября 2008 года был сформирован новый земельный участок площадью 9303,8 кв.м по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, западнее жилого дома по пр. Ленинского Комсомола, 32, из земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:14 площадью 5378,0 кв.м, ранее переданного ООО "Ланцет"; земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:53 площадью 1574,91 кв.м, ранее переданного ОАО "Авиастар"; части (А) земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:109 площадью 2350,89 кв.м, свободного от прав третьих лиц (п.1).
Пунктом 2 названного постановления был утвержден проект границ земельного участка площадью 9303, 8 кв.м, под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
Пунктом 3 названного постановления были внесены изменения в постановление мэра от 16 сентября 1996 года N 1518 в части площади земельного участка АО "Авиастар" и следовало считать ее равной 1 993 484,51 кв.м.
Пунктами 4, 5 постановления признан утратившим силу п.1.1 постановления мэра от 09 апреля 1999 года N 802 "О передаче ООО "Ланцет" в аренду земель в Заволжском районе", договор аренды земельного участка от 02 июня 1999 года следовало считать расторгнутым.
Пятнадцатого июля 2009 года вновь образованный земельный участок площадью 9303,8 кв.м с кадастровым номером 73:24:021009:126 поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием: под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16 июля 2009 года N 7324/206/09-30.0.7.
Двадцать восьмого октября 2009 года постановлением главы города Ульяновска N 8320 в связи с допущенной технической ошибкой, были внесены изменения в пункт 2 постановления главы города Ульяновска от 31 октября 2008 года N 8360 в части разрешенного вида использования земельного участка: следовало заменить слова "под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта" словами "под размещение крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта".
Департаментом 11 января 2010 года было издано распоряжение N 02-р "О предварительном согласовании места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32 в Заволжском районе города Ульяновска", которым был утвержден акт выбора от 31 октября 2008 года земельного участка площадью 9303,8 кв.м, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
ООО "Ланцет" 20 апреля 2010 года обратилось к главе города Ульяновска с заявлением о передаче земельного участка площадью 9303,8 кв.м, расположенного западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, в Заволжском районе города Ульяновска, в аренду на 3 года, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта.
Мэрия 06 августа 2010 года письмом N 4699-1 отказала заявителю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.
Отказ мотивирован следующими обстоятельствами: непредставлением справки о непоступлении обращения граждан или юридических лиц до опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства; представлением кадастрового паспорта с иным разрешенным использованием: "под размещение крытого рынка с подземной стоянкой автомобильного транспорта"; обращением в мэрию города Ульяновска конкурсного управляющего ОАО УАПК "Авиастар" с заявлением об отмене постановления главы города от 31 октября 2008 года N 8360 в связи с проведением ОАО "УАПК "Авиастар" межевания земельного участка площадью 6952,91 кв.м, под строительство жилого дома.
Главой города Ульяновска 19 октября 2010 года издано постановление N 5541, которым признаны утратившими силу пункты 1-3 постановления главы города Ульяновска от 31 октября 2008 года N 8360 "Об утверждении проекта границ земельного участка по пр.Ленинского Комсомола в Заволжском районе г.Ульяновска" и постановление мэрии города Ульяновска от 28 октября 2009 года N 8320 "О внесении изменений в постановление главы города от 31 октября 2008 года N 8360".
Указанное постановление принято в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.43 Устава МО "город Ульяновск", принятого решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 года N 67.
Департаментом 21 октября 2010 года принято распоряжение N 1272-р, которым признано утратившим силу распоряжение от 11 января 2010 года N 02-р "О предварительном согласовании места размещения крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, в Заволжском районе города Ульяновска".
Данное распоряжение принято в соответствии с Законом Ульяновской области от 02 июня 2006 года N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", постановлением мэрии города Ульяновска от 19 октября 2010 года N 5541.
По заявлению КУГИЗ от 20 октября 2010 года земельный участок площадью 9303,8 кв.м с кадастровым номером 73:24:021009:126 был снят с государственного кадастрового учета" (т.1, л.д.119-127).
Указанным постановлением суда апелляционной инстанции отменено решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 ноября 2010 года по делу N А72-7003/2010, ООО "Ланцет" отказано в удовлетворении исковых требований к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 06 августа 2010 года N 4699-01, в предоставлении в аренду ООО "Ланцет" земельного участка с кадастровым номером 73:24:021009:126 площадью 9303,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, западнее жилого дома по проспекту Ленинского Комсомола, 32, для строительства крытого рынка и объекта делового назначения с подземной стоянкой автомобильного транспорта, и об обязании мэрии устранить допущенные нарушения путем предоставления ООО "Ланцет" в аренду вышеуказанного земельного участка; к мэрии города Ульяновска о признании незаконным постановления главы города Ульяновска от 19 октября 2010 года N 5541; к департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании недействительным распоряжения от 21 октября 2010 года N 1272-р.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 апреля 2012 года по делу N А72-6035/2011 суд обязал ООО "Ланцет" возвратить из арендного пользования земельный участок площадью 5378,0 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) в Заволжском районе, а также освободить дополнительный земельный участок площадью 3925,8 кв.м (1574,91 + 2350,89 кв.м), расположенный по пр-ту Ленинского Комсомола (рядом с домом N 32) в Заволжском районе города Ульяновска.
До принятия судом решения области от 02 апреля 2012 года по делу N А72-6035/2011 - 30 марта 2012 года ООО "Ланцет" обратилось с заявлением о предварительном выборе земельных участков, занимаемых им, которые суд обязал вернуть, решение суда не исполнено, ООО "Ланцет" занимает их по настоящее время.
Согласно п.1 ст.22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектам и, физическими лицами.
В силу ст.23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно ст.44 Закона о защите конкуренции при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела и издается приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению этого дела, председатель которой выносит определение о назначении дела к рассмотрению.
Как указывалось выше, частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под действие части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Для квалификации действий субъекта права по указанной норме необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Антимонопольный орган квалифицировал действия комитета как нарушение конкретного антимонопольного запрета (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции), однако в нарушение процессуальной обязанности доказывания не представил доказательств, свидетельствующих о факте препятствования осуществлению деятельности ООО "Ланцет".
С учетом описанной выше ситуации, сложившейся с фактическим пользованием ООО "Ланцет" земельными участками, не вступившим в законную силу решением суда об освобождении спорных участков суд считает, что отсутствуют доказательства того, что комитетом совершались какие-либо действия, направленные на необоснованное препятствование предпринимательской деятельности, и что рассматриваемые действия привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на розничном рынке города Ульяновска, в том числе и для ООО "Ланцет".
В оспариваемом решении антимонопольного органа не указаны фактические обстоятельства, по которым он посчитал ненормативный правовой акт администрации влияющим на конкуренцию на товарном рынке, повлекшим последствия в виде препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольным органом в оспариваемом решении необоснованно квалифицированы действия комитета как нарушающие антимонопольное законодательство при отсутствии доказательств совершения им этих нарушений.
Учитывая, что факт нарушения заявителем п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции не нашел своего подтверждения, у УФАС России по Ульяновской области не имелось оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи комитету предписания N 69 от 19 сентября 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о непринятии комитетом решения по заявлению ООО "Ланцет" о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке в нарушение норм земельного законодательства и Правил застройки и землепользования города Ульяновска не принимаются, поскольку имелись обстоятельства, препятствовавшие принятию такого решения именно в отношении испрашиваемых ООО "Ланцет" земельных участков, что подтверждено судебными актами, на которые и сослался в обжалуемом решении суд первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что приказом министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 05 марта 2011 года N 88 предусмотрено расположение розничного рынка по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленинского Комсомола, 32а, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о нарушении комитетом требований Закона о защите конкуренции. Издание данного приказа министерством сельского хозяйства Ульяновской области не влечет за собой обязанности комитета предоставить земельный участок по указанному адресу ООО "Ланцет" для осуществления соответствующей назначению участка деятельности.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 апреля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на УФАС России по Ульяновской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 апреля 2013 года по делу N А72-126/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-126/2013
Истец: Комитет архитектуры и градостроительства Администрациии города Ульяновска, Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Ульяновска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: Администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, ООО "Ланцет", Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска