Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2013 г. N 05АП-6824/13
г. Владивосток |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А24-214/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-6824/2013
на решение от 23.04.2013
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-214/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793) о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 23.01.2013 года N 38-07-14/10-3; о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах
третьи лица: ООО "Евродизайн", Казенное предприятие Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству", Министерство финансов Камчатского края
В судебное заседание в Арбитражный суд Камчатского края явились:
от Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края: Дорошенко О.М. по доверенности N 102 от 27.12.2012 года сроком до 31.12.2013;
от Министерства финансов Камчатского края: Тимчук Л.Б. по доверенности N 33.06-27/9 от 09.01.2013 года сроком до 31.12.2013;
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: Тихонов А.М. по доверенности N 38-15-14/10-22 от 26.01.2012 года сроком до 31.12.2014;
от ООО "Евродизайн", Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству": не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Минимущества Камчатского края, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - УФК по Камчатскому краю, управление) о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 23.01.2013 N 38-07-14/10-3, о признании незаконными действий управления по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах.
Решением от 23.04.2013 суд первой инстанции удовлетворил требования Минимущества Камчатского края, оспариваемое уведомление УФК по Камчатскому краю признал недействительным, а действия управления по приостановлению операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа - незаконными как не соответствующие бюджетному законодательству Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, УФК по Камчатскому краю обжаловало его в порядке апелляционного производства как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции управление указало на то, что представленное ООО "Евродизайн" в УФК по Камчатскому краю заявление с приложенными к нему исполнительным листом и заверенной копией судебного акта соответствовали требованиям, предъявляемым законом к документам, поступающим на исполнение, в связи с чем оснований для их возврата взыскателю у управления не имелось. Представление иных документов, в том числе подтверждающих первоначальное предъявление исполнительного документа к исполнению основным должником, по мнению УФК по Камчатскому краю, бюджетным законодательством не предусмотрено. Кроме того, управление сослалось на допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права, выразившееся в оценке правомерности принятия и рассмотрения поступившего от взыскателя заявления, тогда как такое требование предметом рассмотрения настоящего дела не являлось. Управление также указало на то, что пунктом 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в качестве необходимого и достаточного основания для приостановления операций по расходованию средств является неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации. Следовательно, при наличии соответствующего требованиям закона заявления с соответствующими приложениями, а также условия, при котором осуществляется приостановление операций по расходованию средств, основания для отказа в приостановлении соответствующих операций и возврата взыскателю заявления у управления отсутствовали.
Минимущества Камчатского края доводы апелляционной жалобы опровергло, считает, что судом полно и всесторонне исследованы все имеющиеся в материалах доказательства в их взаимосвязи, установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
В письменных пояснениях по делу Министерство финансов Камчатского края (далее - Минфин Камчасткого края) поддержало позицию Минимущества Камчатского края, указало на то, что положения статьи 242.4 БК РФ, на которые ссылается управление в обоснование своей позиции, не имеют отношения к порядку исполнения судебных актов по денежным обязательствам казенных предприятий и субсидиарной ответственности собственника имущества казенного предприятия, а также указало на несоответствие оспариваемого решения и действий управления Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Третьи лица, ООО "Евродизайн", Казенное предприятие Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО "Евродизайн", Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству" по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 23.04.2012 года по делу N А24-5655/2011 с Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству", а при недостаточности денежных средств с Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу ООО "Евродизайн" взыскано 11 384 207,76 руб. долга и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего - 11 386 207,76 руб.
31.07.2012 года Арбитражным судом Камчатского края выдан исполнительный лист серии АС N 002935958 на взыскание вышеуказанной суммы. В качестве должников в исполнительном листе одновременно указаны - Казенное предприятие Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству" и Камчатский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
22.10.2012 года ООО "Евродизайн" обратилось в УФК по Камчатскому краю с заявлением о взыскании денежных средств по исполнительному листу по делу А24-5655/2011 с субсидиарного должника - Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края.
23.10.2012 года УФК по Камчатскому краю направило в адрес Минимущества Камчатского края уведомление о поступлении исполнительного документа.
В связи неисполнением Минимуществом Камчатского края судебного акта в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа, УФК по Камчатскому краю приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Министерства, о чем ему направлено уведомление N 38-07-14/10-3 от 23.01.2013.
Полагая, что действия по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах, а также уведомление N 38-07-14/10-3 от 23.01.2013 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Министерства, создают препятствия для осуществления им деятельности, Минимущество Камчатского края обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, письменном отзыве на жалобу, письменных пояснениях Минфина Камчатского края, заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Казенное предприятие Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству", с которого решением арбитражного суда по делу А24-5655/2011 от 23.04.2012 взыскано в пользу ООО "Евродизайн" 11 386 207,76 руб., является по своей организационно-правовой форме унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (часть 1 статьи 7 Закона N 161-ФЗ).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества (часть 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в пункте 5 статьи 115 ГК РФ, а также в пунктах 1.1, 1.5, 1.6 Устава Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству".
Согласно статье 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В пункте 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В резолютивной части решения арбитражного суда по делу А24-5655/2011 от 23.04.2012 имеется соответствующее указание на возможность взыскания с Камчатского края в лице Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края как с субсидиарного должника за счет казны Камчатского края в пользу ООО "Евродизайн" суммы задолженности и государственной пошлины за рассмотрение дела судом.
Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 ГК РФ, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.4 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 7 статьи 242.4 БК РФ).
Из материалов дела следует, что исполнительный лист по делу N А24-5655/2011 был предъявлен взыскателем к исполнению непосредственно к субсидиарному должнику. Сведения о том, что взыскатель в порядке статьи 399 ГК РФ предъявлял исполнительный лист к взысканию задолженности с основного должника, не представлены.
Более того, на запрос суда первой инстанции Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю сообщило, что исполнительный лист АС N 002935958 по указанному делу на исполнение в структурные подразделения Управления не поступал.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что до предъявления исполнительного листа к взысканию задолженности с Минимущества Камчатского края, взыскатель должен был предъявить данный исполнительный документ к взысканию задолженности с основного должника - Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству".
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у УФК по Камчатскому краю оснований для возврата заявления, равно как и истребования у взыскателя документов, подтверждающих предъявление исполнительного листа к исполнению основному должнику бюджетным законодательством не предусмотрено, судебной коллегией отклоняется ввиду того, что такой подход противоречит положениям статьи 399 ГК РФ и не согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 21.
Аналогичный довод был заявлен управлением при рассмотрении дела судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Ссылка управления на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права в связи с выходом за рамки рассматриваемого предмета спора в отношении оценки оснований принятия и рассмотрения поступившего от взыскателя заявления признается коллегией не состоятельной, так как находится во взаимосвязи с оценкой правомерности действий УФК по Камчатскому краю по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах и направлению в адрес субсидиарного должника соответствующего уведомления.
Из материалов дела следует и сторонами не опровергается, что в рассматриваемом случае взыскание задолженности с субсидиарного должника произведено без соблюдения необходимого для такого взыскания условия, а именно недостаточности денежных средств у основного должника.
Доказательства проведения УФК по Камчатскому краю правовой экспертизы исполнительного листа на предмет соблюдения условия о предъявлении его к исполнению основному должнику и недостаточности у него денежных средств для исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, управлением не представлены.
При этом судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что закрытие 23.10.2012 органом федерального казначейства лицевого счета Казенного предприятия Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству" N 033820011240, само по себе не означает отсутствие у данного предприятия денежных средств и иного имущества, поскольку в силу части 2 статьи 3 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие, в отличие от казенного учреждения, имеет право открывать банковские счета на территории Российской Федерации.
Более того, согласно имеющейся в материалах дела справке от 15.04.2013 Казенное предприятие Камчатского края "Камчатская дирекция по строительству" имеет открытый расчетный счет в ЗАО "Солид Банк".
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у УФК по Камчатскому краю отсутствовали основания для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах Минимущества Камчатского края и направления в адрес Министерства уведомления N 38-07-14/10-3 от 23.01.2013.
Следовательно, уведомление УФК по Камчатскому краю о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 23.01.2013 N 38-07-14/10-3 и действия управления по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Минимущества Камчатского края.
Учитывая изложенное, принимая во внимание правильное применение судом норм материального права, полное и всестороннее исследование имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.04.2013 по делу N А24-214/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.