г. Киров |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А29-11231/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" муниципального района Печора
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2013 по делу N А29-11231/2012, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" муниципального района Печора
к администрации муниципального района Печора
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
муниципальное автономное учреждение "Центр обслуживания населения" муниципального района Печора (далее - заявитель, Учреждение, МАУ "ЦОН") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального района Печора (далее - ответчик, Администрация) от 25.09.2012 N 683-р "О создании наблюдательного Совета муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" (в редакции распоряжения от 27.09.2012 N 695-р).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
МАУ "ЦОН" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2013 по делу N А29-11231/2012 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемое распоряжение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы МАУ "ЦОН" в сфере предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на то, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Учреждение полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил в дело надлежащих доказательств нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов МАУ "ЦОН" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является необоснованным и не соответствует объективной действительности. Заявитель отмечает, что в нарушение статьи 71 АПК РФ ни одно из представленных в материалы дела доказательств не получило судебной оценки ни в отдельности, ни в совокупности, ни по относимости, ни по допустимости, ни по достоверности.
Оспариваемое распоряжение Администрации, как считает МАУ "ЦОН", нарушает свободу экономической деятельности и умаляет имущественные права Учреждения.
Более подробно доводы Учреждения изложены в апелляционной жалобе.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация, являясь учредителем МАУ "ЦОН", вынесла распоряжение от 25.09.2012 N 683-р "О создании наблюдательного Совета муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" (в редакции распоряжения от 27.09.2012 N695-р).
Полагая, что указанное распоряжение не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о том, что МАУ "ЦОН" не указало в заявлении и не представило в дело доказательства о том, какие права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены данным распоряжением, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам, определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ, Закон об автономных учреждениях).
Первый довод апелляционной жалобы заключается в том, что оспариваемое распоряжение не соответствует положениям части 1 статьи 10 указанного закона, поскольку количество представителей органов местного самоуправления, вошедших в наблюдательный совет Учреждения согласно оспариваемому распоряжению, превышает предел, установленный названной нормой - одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.
По мнению суда апелляционной инстанции данный довод является необоснованным в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 174-ФЗ в автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
Из материалов дела следует, что в состав наблюдательного совета МАУ "ЦОН", согласно распоряжению Администрации от 25.09.2012 N 683-р "О создании наблюдательного Совета муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения", входили следующие лица:
- Ворожищева Е.А. - генеральный директор ООО "Горжилфонд" (по согласованию);
- Гамлий О.С. - заместитель заведующего правовой защиты и кадровой работы Администрации;
- Елфимов В.В. - представитель общественности (по согласованию);
- Кузьмич Г.В. - ведущий экономист МАУ "ЦОН";
- Николаева И.Ю. - заместитель директора по финансам и экономике МУП "Горводоканал" (по согласованию);
- Сидорова А.С. - ведущий специалист службы "Одного окна" МАУ "ЦОН";
- Смагин В.А. - заместитель главы Администрации;
- Халамова А.И. - председатель Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора".
Изложенное позволяет сделать вывод о том, на момент издания оспариваемое распоряжение не соответствовало положениям части 1 статьи 10 Закона N 174-ФЗ, поскольку, как правомерно указал заявитель, количество представителей органов местного самоуправления, вошедших в наблюдательный совет Учреждения согласно оспариваемому распоряжению, превышает предел, установленный названной нормой - одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.
В то же время, 27.09.2012 с целью приведения количественного состава наблюдательного совета МАУ "ЦОН" в соответствие с положениями Устава Учреждения, распоряжением N 695-р Администрацией были внесены изменения в распоряжение от 25.09.2012 N 683-р в части исключения из состава наблюдательного совета МАУ "ЦОН" Ворожищевой Е.А. (генеральный директор ООО "Горжилфонд") (л.д.79).
29.12.2012 с целью приведения количественного состава наблюдательного совета МАУ "ЦОН" в соответствие с положениями действующего законодательства распоряжением N 1069-р Администрацией были внесены изменения в распоряжение от 25.09.2012 N 683-р в части исключения из состава наблюдательного совета Смагина В.А. (заместитель главы Администрации_ и включения в его состав Ворожищевой Е.А. (генеральный директор ООО "Горжилфонд") (л.д.80).
Таким образом, в состав наблюдательного совета МАУ "ЦОН", на момент обращения Учреждения в суд первой инстанции (29.12.2012), состоял из следующих лиц (распоряжение Администрации от 25.09.2012 N 683-р в редакции распоряжения от 29.12.2012 N 1069-р):
- Ворожищева Е.А. - генеральный директор ООО "Горжилфонд" (по согласованию);
- Гамлий О.С. - заместитель заведующего правовой защиты и кадровой работы Администрации;
- Елфимов В.В. - представитель общественности (по согласованию);
- Кузьмич Г.В. - ведущий экономист МАУ "ЦОН";
- Николаева И.Ю. - заместитель директора по финансам и экономике МУП "Горводоканал" (по согласованию);
- Сидорова А.С. - ведущий специалист службы "Одного окна" МАУ "ЦОН";
- Халамова А.И. - председатель Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора".
Указанный количественный и качественный состав наблюдательного совета МАУ "ЦОН" не противоречит положениям части 1 статьи 10 Закона N 174-ФЗ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку допущенное Администрацией при вынесении распоряжения от 25.09.2012 N 683-р нарушение части 1 статьи 10 Закона N 174-ФЗ было самостоятельно исправлено ответчиком (распоряжение N 695-р от 27.09.2012 и распоряжение от 29.12.2012 N 1069-р), до принятия рассматриваемого заявления Учреждения Арбитражным судом Республики Коми, то, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, основания для признания оспариваемого распоряжения несоответствующему закону в связи с вышеупомянутым заявителем нарушением отсутствовали.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в состав наблюдательного совета включены лица, не относящиеся к представителям общественности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку достаточные доказательства и обоснования невозможности, в частности как указывает Учреждение, отнесения Николаева И.Ю. к категории представителям общественности, в материалах дела отсутствуют.
В обоснование довода о несоответствии распоряжения от 25.09.2012 N 683-р закону, Учреждение также ссылается на то обстоятельство, что членам наблюдательного совета Елфимову В.В. и Николаевой И.Ю. незаконно установлен статус члена наблюдательного совета "по согласованию". Учреждение отмечает, что Законом об автономных учреждениях и Уставом МАУ "ЦОН" такие ограничения в правовом статусе члена наблюдательного совета не предусмотрены.
Относительно данного обстоятельства суд апелляционной инстанции полагает, что указание в оспариваемом распоряжении статуса "по согласованию" не ограничивает правовой статус наблюдательного совета и не противоречит положениям ни Закона N 174-ФЗ, ни Устава МАУ "ЦОН". Иного из положений действующего законодательства и Устава Учреждения не усматривается.
Кроме того, как указывает Администрация в своем отзыве на заявление Учреждения в суд первой инстанции, указание в распоряжении от 25.09.2012 N 683-р при формировании состава наблюдательного совета МАУ "ЦОН" в отношении вышеназванных лиц статуса "по согласованию" означает лишь волеизъявление и дачу согласия Елфимова В.В. и Николаевой И.Ю. на включение их в состав наблюдательного совета МАУ "ЦОН". Названное утверждение Администрации заявителем не опровергнуто.
Следовательно, указание в оспариваемом распоряжении статуса Елфимова В.В. и Николаевой И.Ю. "по согласованию", не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения.
Доводы заявителя жалобы о том, что Администрация не вправе была досрочно прекращать полномочия действующего наблюдательного совета МАУ "ЦОН" и сформировать новый наблюдательный совет, поскольку ни Законом 174-ФЗ, ни Уставом Учреждения такая возможность не предусмотрена, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно части 8 статьи 10 Закона N 174-ФЗ решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения.
Аналогичные положения содержит пункт 4.1 Устава МАУ "ЦОН".
Таким образом, Администрация (в лице ее руководителя - и.о. главы муниципального района В.Е. Менникова), являясь в силу пункта 1.4 Устава МАУ "ЦОН" учредителем Учреждения, наделена правом принимать решения о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий.
Доводы МАУ "ЦОН" о том, что оспариваемое распоряжение принято неуполномоченным лицом - Менниковым В.Е., незаконно исполняющим обязанности и.о. главы Администрации, подлежат отклонению как необоснованные и голословные.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что вопрос о законности назначения Менникова В.Е. и.о. главы Администрации в судебном порядке не оспорен, в связи с чем является юридическим фактом.
В соответствии с частью 1 статьи 70 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционный суд отмечает, что Учреждением, в нарушение положений названной нормы, указанные обстоятельства надлежащим образом не подтверждены. Иного из имеющихся материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что распоряжение Администрации от 25.09.2012 N 683-р не противоречит положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого акта недействительным.
Доводы заявителя жалобы о нарушении оспариваемым распоряжением прав и законных интересов Учреждения отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку выводы о таком нарушении сделаны на основании доводов о несоответствии распоряжения закону, в связи с чем, учитывая законность распоряжения, основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела.
Достаточных и надлежащих доказательств нарушения прав и законных интересов МАУ "ЦОН" в настоящее время распоряжением о назначении наблюдательного совета в материалы дела не представлено.
Утверждая о нарушении прав и законных интересов, заявитель предполагает нарушение прав в будущем, что в рассматриваемом случае не может быть положено в основу как доказательство такого нарушения.
Довод Учреждения о личной заинтересованности суда в исходе дела с учетом административного ресурса, задействованного с другой стороны по делу, является некорректным, необоснованным и неподтвержденным, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и ошибочной оценке обстоятельств дела, не содержат фактов, которые бы влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2013 по делу N А29-11231/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Центр обслуживания населения" муниципального района Печора - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11231/2012
Истец: Муниципальное автономное учреждение Центр обслуживания населения МР Печора
Ответчик: Администрация муниципального района Печора