г. Владивосток |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А24-121/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина,
апелляционное производство N 05АП-6730/2013
на решение от 08.05.2013
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-121/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (ИНН 4101016808, ОГРН 1024101022824, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.10.2002)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.12.2004), Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН 4101035896, ОГРН 1044100662946, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.12.2004)
об оспаривании постановления N 002789/п.юр от 10.12.2012 по делу об административном правонарушении и решения N 06-17/10442 от 29.12.2012 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина (далее по тексту - заявитель, РК им. В.И. Ленина, колхоз) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее по тексту - административный орган, налоговый орган, инспекция) N 002789/п.юр от 10.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40.000 рублей, а также о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее по тексту - управление) N 06-17/10442 от 29.12.2012 года по жалобе заявителя на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении.
Решением от 08.05.2013 суд первой инстанции отказал РК им. В.И. Ленина в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Настаивает на том, что в действиях колхоза отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Ссылается на то обстоятельство, что территориальные подразделения заявителя удалены друг от друга, что препятствует оприходованию денежных средств в кассу. Обращает внимание суда на тот факт, что бухгалтерская документация содержит полную информацию о поступающих денежных средствах. Также колхоз в своей апелляционной жалобе указывает, что инкассация регулярно забирает денежные средства, в связи с чем превышение лимита остатка денежных средств отсутствует.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. В материалы дела от административного органа поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя инспекции, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу без их участия.
В поступившем в материалы дела отзыве инспекция на доводы апелляционной жалобы возразила, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании 11.07.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 18.07.2013 до 09 час. 50 мин. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва стороны явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу без их участия.
Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее.
13.11.2012 года должностным лицом налогового органа на основании поручения N 4387 проведена проверка соблюдения РК им. В.И. Ленина соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, законодательства Российской Федерации о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, на объектах, расположенных в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Пограничная, 1/А, проезд Космический, 40, ул. Чубарова, 16, проспект 50 лет Октября, 15 "А", пл. Комсомольская, 40, проспект Карла Маркса, 1/1, ул. Корфская, 6, ул. Космонавтов, 40.
По результатам проведенной проверки, а также анализа представленных 14.11.2012 в налоговый орган документов (кассовая книга, журналы кассира-операциониста, фискальные отчеты, кассовые документы) выявлено неполное оприходование денежной наличности в кассовую книгу предприятия за период с 11.10.2012 по 11.11.2012 в сумме 11.220.524,83 рублей.
По данному факту 27.11.2012 в отношении РК им. В.И. Ленина составлен протокол об административном правонарушении N 002789/п.юр.
10.12.2012 начальником Инспекции ФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 002789/п.юр, которым РК им. В.И. Ленина привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, РК им. В.И. Ленина оспорил его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив отзыв на жалобу, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере денежной системы Российской Федерации и ее функционирования.
Объективную сторону правонарушения образует неоприходование (неполное оприходование) денежной наличности в кассу. Под неоприходованием (неполным оприходованием) денежной наличности в кассу понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе касающихся полного отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге общества.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее по тексту - Положение N 373-П).
Положение N 373-П распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - организации), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) (пункт 1.1 Положения).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к числу которых относятся: приходный и расходный кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
В силу пункта 2.6 Положения контроль за ведением кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии - руководитель.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения N 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения).
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения).
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (пункт 5.4 Положения).
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции (пункт 5.5 Положения).
В соответствии с пунктом 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных данным Положением, в том числе: - внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег);
- недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 Положения;
- хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 Положения.
Таким образом, под понятием "оприходование в кассу денежной наличности" понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления, в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.
В силу пункта 1.8 Положения, кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.
Согласно пункту 3.1 Положения прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
В силу пункта 3.3 Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Порядок работы с контрольно-кассовой машиной и оприходовании полученных в течение дня наличных денежных средств определен также пунктами 3.6, 3.8, 6.1, 6.2, 6.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, из которых следует, что оприходование денежных средств производится на основании приходных кассовых ордеров, затем сведения об оприходованных средствах заносятся в соответствующие книги.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки, а также анализа представленных 14.11.2012 в налоговый орган документов (кассовая книга, журналы кассира-операциониста, фискальные отчеты, кассовые документы) выявлено неполное оприходование денежной наличности в кассовую книгу предприятия за период с 11.10.2012 по 11.11.2012 в сумме 11.220.524,83 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в частности, протоколом об административном правонарушении N 002789/п.юр от 27.11.2012, актом проверки полноты учета выручки N 002789в.
Таким образом, материалами дела подтверждается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что бухгалтерская документация содержит полную информацию о поступающих денежных средствах, что, по мнению заявителя, исключает событие административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном случае РК им. В.И. Ленина вменяется именно неоприходование денежных средств в установленном законодательством порядке.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что инкассация регулярно забирает денежные средства с их последующим отражением на бухгалтерских счетах, в связи с чем превышение лимита остатка денежных средств отсутствует, апелляционной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае отражение на бухгалтерских счетах происходит без отражения поступления денежных средств в кассовой книге, что является нарушением действующего Положения N 373-П.
При этом, коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить, что никаких особенностей документального оформления для случаев, когда выручка инкассируется напрямую с торговых точек, действующим законодательством не установлено.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ закрепляет, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения ставится в зависимость не от наличия умысла, а от бездействия, связанного с непринятием мер, направленных на соблюдение норм законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Колхоз, допустив нарушение порядка ведения кассовых операций, фактически пренебрег публично-правовыми обязанностями по организации и осуществлению наличного денежного обращения. Наличие какой-либо исключительной для заявителя ситуации, в силу которой не была своевременно исполнена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что структурные подразделения территориально удалены от управления РК им. В.И. Ленина, в связи с чем отсутствует возможность занесения соответствующей информации в кассовую книгу, по мнению апелляционной коллегии не является обстоятельством, исключающим виновность РК им. В.И. Ленина в совершении вменяемого правонарушения, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что заявителем предприняты все необходимые от него меры по организации деятельности организации в соответствии с нормами Положения N 373-П.
Как верно указал суд первой инстанции, несовпадение установленного в РК им. В.И. Ленина режима работы управления и торгового подразделения "Торговый дом "Рыбак" не является обстоятельством, исключающим возможность соблюдения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций. Исходя из особенностей своей производственной деятельности заявитель должен обеспечить такую организацию работы (графики работы кассиров и бухгалтерии), чтобы дневная выручка оприходовалась в тот же день в бухгалтерии.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что материалами дела подтвержден как факт совершения административного правонарушения, так и вина РК им. В.И. Ленина в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии события административного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено: заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Не усматривает суд апелляционной инстанции и оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Поскольку правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, нарушает положения законодательства в сфере государственного регулирования денежной системы Российской Федерации и ее функционирования, то вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку заявитель недобросовестно отнесся к исполнению возложенных на него обязанностей.
Проверка размера наложенного на РК им. В.И. Ленина административного штрафа показала, что он соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, при его назначении административным органом учтено отсутствие отягчающих вину обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал заявителю в признании постановления N 002789/п.юр от 10.12.2012 незаконным и его отмене.
В связи с тем, что постановление N 002789/п.юр от 10.12.2012 по делу об административном правонарушении является законным, то суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в признании незаконным решения Управление N 06-17/10442 от 29.12.2012, которым данное постановление N 002789/п.юр от 10.12.2012 оставлено без изменения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.05.2013 по делу N А24-121/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-121/2013
Истец: Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю