г. Чита |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А10-1257/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия Управления надзорной деятельности на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2013 года по делу N А10-1257/2013 по заявлению Федерального казенного учреждения Исправительное колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ИНН 0318009319, ОГРН 1020300816690) к Главному Управлению МЧС России по Республике Бурятия Управления надзорной деятельности (ИНН 0326023187, ОГРН 1040302983698) о признании незаконным и отмене Постановления N 1 от 15.03.2013 г.
(суд первой инстанции судья Дружинина О. Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Конечных А. Н. - представитель по доверенности от 22.04.2011 г., Федосеева И. А. - представитель по доверенности от 13.02.2012 г.;
от третьего лица - Бурятской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (ИНН 0323059932, ОГРН 1020300990478): не явился,
установил:
Федеральное казенное учреждение Исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее заявитель, Исправительное учреждение N 1) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Республике Бурятия Управления надзорной деятельности (далее административный орган, Управление МЧС России) о признании незаконным и отмене Постановления N 1 от 15.03.2013 г.
Решением суда первой инстанции от 20 мая 2013 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, указав при этом на нарушение административным органом норм процессуального права при привлечении Исправительного учреждения N 1 к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление МЧС России обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Административный орган указывает, что представитель заявителя Трифонов А. А., действовавший на основании доверенности N 1756 от 14.03.2013 г., не был допущен на рассмотрение дела об административном правонарушении, так как указанная доверенность была подписана исполняющим обязанности начальника Исправительного учреждения N 1 Ханхараевым А. А., на которого не был представлен приказ о возложении на него обязанностей начальника.
Представители Административного органа доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Исправительное учреждение N 1 в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо - Бурятская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Бурятской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с должностными лицами Управления МЧС России в период с 14 по 22 февраля 2013 года проведена проверка деятельности Исправительного учреждения N 1 по соблюдению противопожарного законодательства.
В ходе проверки установлены нарушения Исправительным учреждением N 1 требований пожарной безопасности, установленных ППБ ФСИН и ППР.
По результатам проверки Бурятским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 22 февраля 2013 года вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, фиксирующим факт совершения заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 16 - 18).
15 марта 2013 года руководителем административного органа вынесено Постановление N 1 о привлечении Исправительного учреждения N 1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб. (л.д. 12-15).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным.
Как установлено судом первой инстанции, Исправительное учреждение N 1 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В обоснование незаконности оспариваемого Постановления Управления МЧС России N 25/24 от 10 января 2012 года заявитель указывает, в том числе на не допуск представителя Исправительного учреждение N 1 к рассмотрению дела об административном правонарушении и принятии данного постановления в отсутствии его законного представителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.4, ст. 25.5 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (части 2, 3, 4 статьи 25.5 Кодекса).
Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с указанными нормами права Исправительное учреждение N 1 в лице исполняющего обязанности начальника Исправительного учреждения N 1 Ханхараева А. А. выдало доверенность Трифонову А. А. на представление интересов Исправительного учреждения N 1, в том числе, в государственных учреждениях, предприятиях, организациях всех форм собственности, а так же в арбитражном суде и судах общей юрисдикции.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения об административном правонарушении, направил в административный орган своего представителя Трифонова А. А., действующего на основании доверенности N 1756 от 14.03.2013 г. (л.д. 84).
Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов административного производства, в нарушение закона административный орган не допустил представителя заявителя Трифонова А. А. к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенного на 15.03.2013 г.
Фактически Постановление N 1 от 15.03.2013 г. о привлечении Исправительного учреждения N 1 к административной ответственности было вынесено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности.
В результате, заявитель был лишен прав, предусмотренных главой 25 КоАП РФ, в том числе Конституционного права - на квалифицированную юридическую защиту.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы, что доверенность, выданная Исправительным учреждением N 1 Трифонову А. А., в силу отсутствия доказательств возложения на Ханхараева А. А. обязанностей начальника Исправительного учреждения N 1, не может являться документом, подтверждающим соответствующие полномочия.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что доверенность на конкретное дело является доказательством надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности. Поскольку в рассматриваемом случае Исправительного учреждения N 1 было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, следовательно, доверенность N 1756 от 14.03.2013 г., выданная заявителем, подтверждала полномочия Трифонова А. А. на представление интересов заявителя при привлечении Исправительного учреждения N 1 к административной ответственности.
Кроме того факт возложения на Ханхараева А. А. обязанностей начальника Исправительного учреждения N 1 в процессе производства по делу об административном правонарушении не подвергался сомнению и не опровергался представлением административным органом доказательств, свидетельствующих об отсутствии у данного лица полномочий исполняющего обязанности начальника Исправительного учреждения N 1, в материалах судебного дела такие доказательства также отсутствуют.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа от 16.11.2010 г. по делу N А78-3520/2010.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г N 5960 существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Таким образом, Постановление Управления МЧС России N 1 от 15.03.2013 г. о привлечении Исправительного учреждения N 1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является незаконным, при этом судом исследованы все представленные в дело документы, дана им и доводам сторон полная и всесторонняя оценка, в связи с чем, несостоятельны доводы административного органа, указанные в апелляционной жалобе.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2013 года по делу N А10-1257/2013 суд апелляционной инстанции руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Республики Бурятия от 20 мая 2013 года по делу N А10-1257/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1257/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение исправительная колония N1 Управления федеральной службы исполнения наказания России по Республике Бурятия
Ответчик: Государственный инспектор Республики Бурятия по пожарному надзору
Третье лицо: Бурятская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Прокуратура Забайкальского края, Прокуратура Республики Бурятия