Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2013 г. N 17АП-6182/13
г. Пермь |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А60-1177/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Савельевой Н.М., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника город Каменск-Уральский" (ИНН 666001015, ОГРН 1026600933370) - Домбровский С.Н., паспорт, доверенность от 12.01.2012, Дворников В.Д., паспорт, трудовой договор от 01.01.2013;
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910) - Бессонова Л.О., паспорт, доверенность от 24.12.2012;
от третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области - Белошевич С.О., удостоверение, доверенность от 09.01.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения СО "Городская поликлиника город Каменск-Уральский"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2013 года
по делу N А60-1177/2013,
принятое судьей Ивановой С.О.,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения СО "Городская поликлиника город Каменск-Уральский"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
третье лицо: Министерство здравоохранения Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения СО "Городская поликлиника город Каменск-Уральский" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки использования средств ОМС в ГБУЗ Свердловской области "Городская поликлиника город Каменск-Уральский" от 04.12.2012, составленного Каменск-Уральским филиалом ТФОМС Свердловской области, в части требований о восстановлении суммы 1 559 852,70 руб., а также об уплате штрафных санкций в сумме 155 985,27 руб. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что решение незаконно, судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Настаивает, что источником финансирования расходов медицинских организаций в части приобретения дезинфекционных средств являются средства ОМС.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Фонда - доводы письменного отзыва, в соответствии с которым просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель третьего лица на основании письменного отзыва поддержал позицию заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Каменск-Уральского филиала ТФОМС СО от 01.11.2012 N 16 в отношении заявителя была проведена комплексная проверка использования средств ОМС за период с 01.07.2010 по 30.09.2012.
При проверке банковских операций по средствам ОМС установлено, что в 2011 году в нарушение постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП и Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 год, заявителем допускалось использование средств ОМС на цели, не предусмотренные вышеуказанными нормативными документами, в сумме 1 559 852,70 руб., а именно приобретены дезинфицирующие средства, указанные в Приложении N 18 к акту проверки.
По результатам проверки составлен акт от 04.12.2012, в котором заявителю предъявлены, в том числе требования о восстановлении денежных средств, использованных с нарушением нормативных документов в сумме 1 559 852,70 рублей за 2011 год; а также, об уплате в бюджет ТФОМС Свердловской области штрафной санкции в размере 155 985,27 рублей за 2011 год за использование средств не по целевому назначению, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Посчитав, что вынесенный Акт противоречит действующему законодательству по обязательному медицинскому страхованию, нарушает его права и интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с учетом Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 год, не предусмотрено право использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования для приобретения дезинфицирующих средств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).
В силу ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании абзаца 7 раздела 6 Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной и введенной Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, при проверке деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе ОМС, территориальный фонд ОМС проверяет целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации.
В ходе проведения проверки заинтересованным лицом было установлено использование заявителем средств Фонда на цели, не определенные территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, действующих до 01.01.2012 (далее - Основы законодательства), основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Согласно п. 4 ст. 6 Основ законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).
На основании ст. 20.1 Основ законодательства Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В Программе предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2012) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п. 8. ч. 1 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа на 2011 год, которой установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП была утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Согласно положениям Постановления от 04.10.2010 N 782 тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением, при этом, тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Тарифным соглашением на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области, на 2011 год тарифами на медицинскую помощь (медицинские услуги) названы возмещаемая медицинскому учреждению из средств ОМС часть расчетной стоимости материальных расходов и расходов на оплату труда подразделений, оказывающих медицинскую помощь (медицинские услуги) в системе ОМС.
Статьей 2.4. данного тарифного соглашения определен состав тарифа, в него включены следующие статьи затрат в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: подстатья 211 "Заработная плата", подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда", подстатья 226 "Прочие работы, услуги", подстатья 310 "Увеличение стоимости основных фондов", подстатья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение".
При этом статьей 2.4. тарифного соглашения установлено, что в тарифы по ОМС не включаются все расходы по оказанию видов помощи, расходы медицинских организаций подразделений (кабинетов) и служб, которые в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников (личные средства граждан, внебюджетные источники)
В соответствии с разделом III "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782, расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
В главе 4 "Медицинская помощь, предоставляемая гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, за счет средств бюджетов всех уровней" Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований из местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется обеспечение муниципальных организаций здравоохранения лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы (приложение N 7 к территориальной программе) и Перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи (приложение N 8 к территориальной программе) не предусматривают приобретение дезинфекционных средств.
Анализ вышеназванных нормативных актов, а также тарифного соглашения свидетельствует о том, что расходы медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в части приобретения дезинфекционных средств в 2011 году должны были осуществляться исключительно за счет средств бюджета, следовательно, вывод суда первой инстанции о правомерности принятого контролирующим органом ненормативного акта является законным и обоснованным.
Довод заявителя о необходимости включения затрат на приобретение дезинфекционных средств в тариф на оказание услуг за счет средств ОМС как составляющую конкретной медицинской услуги, не основан на вышеприведенных положениях законодательства.
Кроме того, подобного распределения заявителем не осуществлялось. Из приложения N 18 к акту проверки усматривается, что поименованные в нем дезинфекционные средства включают в себя используемые в общехозяйственных целях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 АПК РФ), из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2013 года по делу N А60-1177/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.