Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. N 12АП-12240/12
г. Саратов |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А12-26079/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744 ИНН 3444114679 г.Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 по делу N А12-26079/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Российской общественной физкультурно-спортивной организации "Юность России" (ОГРН 1027700402619 ИНН 7728131393 г.Москва)
к Комитету земельных ресурсов администрации г. Волгограда (ОГРН 1043400321744 ИНН 3444114679 г.Волгоград)
о признании незаконным бездействия Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда в выдаче схемы расположения земельного участка
заинтересованное лицо:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299 ИНН 3444054540 г.Волгоград),
при участии в судебном заседании:
от Российской общественной физкультурно-спортивной организации "Юность России" - Ершова Е.В. по доверенности от 16.07.2012,
от Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда - Пикуль Д.А. по доверенности от 13.11.2012 N 29171,
в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Российская общественная физкультурно-спортивной организации "Юность России" (далее - РОФСО, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и несоответствующим части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) бездействия Комитета земельных ресурсов администрации г.Волгограда (далее - Комитет земельных ресурсов) в выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. Пойма р.Царицы по заявлению РОФСО от 29.08.2012 N 35В.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Комитет земельных ресурсов выдать утвержденную схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. Пойма р.Царицы, в месячный срок.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 требования заявителя удовлетворены.
Суд взыскал с Комитета земельных ресурсов в пользу организации расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Комитет земельных ресурсов не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных РОФСО требований отказать по тем основаниям, что ранее учтенный земельный участок заявителя прошел кадастровый учет и сведения о нем имеются в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем утверждение и выдача схемы расположения земельного участка не требуется, уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка является администрация Волгограда.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу РОФСО просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 19.02.2012 до 14 час. 40 мин. После перерыва заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей РОФСО и Комитета земельных ресурсов, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Решением Исполнительного комитета Сталинградского городского совета депутатов трудящихся N 18/499 от 11.09.1956 земельный участок по адресу: г.Волгоград, ограниченный юго-западным склоном берега поймы р.Царица, Кулыгиным взвозом и продолжением ул.Калинина в Ворошиловском районе, был предоставлен правопредшественнику заявителя Облуправлению "Трудовые резервы" в постоянное (бессрочное) пользование для строительства стадиона "Трудовые резервы". В соответствии с пунктом 1 указанного решения были определены границы отводимого земельного участка: г.Волгоград, ограниченного юго-западным склоном берега поймы р.Царица, Кулыгиным взвозом и продолжением ул.Калинина в Ворошиловском районе.
Решение издано на основании Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 01.08.1932 "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования".
В соответствии с указанным Постановлением ВЦИК все земельные участки предоставлялись под строительство на праве бессрочного пользования, что подтверждается Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 02.03.2010 N 14971/09.
Для строительства стадиона ВДСО "Трудовые резервы" на основании Решения N 18/499 от 11.09.1956 получило Паспорт земельного участка N3319/1011 от 1956 года, утвержденный органами местного самоуправления г.Волгограда. В данном паспорте имеется акт об отводе границ в натуре, которым установлено описание границ отводимого земельного участка.
В связи с реорганизацией ВДСО "Трудовые резервы" в 1990-1992 годах, заявителю были переданы в собственность все объекты недвижимости, в том числе указанный земельный участок.
Указанные выше обстоятельства не находятся в споре и не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
14.12.2011 заявитель обратился в Комитет земельных ресурсов с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с выдачей схемы его расположения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. пойма р.Царица.
К заявлению были приложены все необходимые документы в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", что подтверждается также списком приложенных документов к заявлению на предоставление земельного участка в собственность и отметкой на указанном заявлении.
В ответ на заявление 05.03.2012, а также 04.04.2012 заявителем были получены ответы Комитета земельных ресурсов с разъяснениями положений действующего законодательства применительно к спорным правоотношениям.
29.08.2012 заявитель повторно обратился в Комитет земельных ресурсов с заявлением (исх. N 35В) о выдаче схемы расположения земельного участка. Комитетом земельных ресурсов заявителю дан ответ от 26.09.2012 N 25467, в котором разъяснены положения земельного законодательства. Схема расположения земельного участка не выдавалась.
РОФСО, расценив данный ответ как бездействие, обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Комитетом земельных ресурсов необоснованно не выдает заявителю схему расположения земельного участка.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель является правообладателем земельного участка общей площадью 56040 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г.Волгоград, ограниченного юго-западным склоном берега поймы р.Царица, Кулыгиным взвозом и продолжением ул.Калинина в Ворошиловском районе.
Земельный участок поставлен на условный кадастровый учет как ранее учтенный, в связи с чем заявителем получен кадастровый паспорт на земельный участок и ему был присвоен условный кадастровый номер 34:34:050009:24.
Согласно части 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Из пункта 16 кадастрового паспорта на земельный участок усматривается, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод апелляционной жалобы о том, что ранее учтенный земельный участок прошел кадастровый учет и сведения о нем имеются в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем утверждение и выдача схемы расположения земельного участка не требуется.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, при оформлении договора купли-продажи земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации должен существовать объект продажи - земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет.
Земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ индивидуальными признаками земельного участка являются сведения об уникальных характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
С учетом вышеизложенного указанный довод Комитета земельных ресурсов является необоснованным и противоречащим части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также судом апелляционной инстанции не может быть принят довод апелляционной жалобы о том, что органом, уполномоченным на утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка является Администрация.
Согласно пункту 1.2. Постановления Администрации от 29.04.2004 N 542 "О создании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда" (далее -Постановление N 542) Комитет земельных ресурсов является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, созданным в целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью Волгограда, эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами и контроля за их использованием, а также упорядочения вопросов земельных правоотношений на территории Волгограда.
В соответствии с пунктом 2.4. Постановления N 542 одной из задач Комитета земельных ресурсов является обеспечение координации деятельности Комитета с органами государственной власти субъекта РФ - Волгоградской области и их структурными подразделениями, а также с территориальными и отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда, предприятиями, организациями и учреждениями разных форм собственности в вопросах земельных отношений.
На основании пункта 3.1., 3.13 Постановления N 542 одной из основных функций Комитета является реализация полномочий органов местного самоуправления Волгограда в части осуществления единой политики по вопросам исполнения действующего законодательства РФ в области земельных правоотношений, обеспечение разработки и согласования проектов границ земельных участков, что является разработкой схем расположения земельных участков.
Согласно примечанию к статье 13 Федерального закона N 221-ФЗ до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 года N 66-ФЗ.
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года, признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Фактически понятие "проект границ земельного участка" было заменено (отождествлено) на понятие "схема расположения земельного участка".
Таким образом, в соответствии с п.3.13. Постановления N 542 разработка схем расположения земельных участков (на момент утверждения Положения о Комитете земельных ресурсов разработка проектов границ земельных участков) является обязанностью Комитета земельных ресурсов, а не Администрации.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку Комитета земельных ресурсов, что уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка является Администрация в соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/588 "О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения" (далее - Решение N29/588).
Решение N 29/588 не может быть применено к спорным правоотношениям, так как оно применяется для оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения.
Как установлено материалами дела, объектов недвижимости на указанном земельном участке не имеется.
Таким образом, права и обязанности Администрации не затрагиваются.
Так как земельный участок был поставлен на условный кадастровый учет, для проведения землеустроительных работ и для уточнения местоположения границ земельного участка РОФСО просило выдать указанную схему. В месячный срок с момента получения заявления о предоставлении земельного участка Комитетом земельных ресурсов схема расположения земельного участка не была выдана, что противоречит положениям части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем бездействие Комитета земельных ресурсов в выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. Пойма р.Царицы по заявлению РОФСО от 29.08.2012 N 35В, является незаконным и необоснованным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 30 ноября 2012 года по делу N А12-26079/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.