г. Чита |
|
23 июля 2013 г. |
Дело N А19-19271/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. Н. Гусевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Садоводческого некоммерческого товарищества "Дорожник" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ИНН 3808214087, ОГРН 1103850013772) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Иркутского района Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827016845, ОГРН 1043802453738) о признании недействительным распоряжения N2259/з от 16.11.2011 г.,
третьи лица: Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194), Дачное некоммерческое товарищество "Светлый" (ИНН 3811131715, ОГРН 1093850015005), Садоводческое некоммерческое товарищество "Дорожник" (ИНН 3827008266, ОГРН 1043802453881), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
(суд первой инстанции судья Ананьина Г. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьих лиц:
Агентство лесного хозяйства Иркутской области: не явился,
ДНТ "Светлый": Хафизов М. Э. - представитель по доверенности от 17.12.2012 г., СНТ "Дорожник": не явился,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее заявитель, Управление Росимущества) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Иркутского района Иркутского районного муниципального образования о признании недействительным распоряжения "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства "Дорожник" N 2259/з от 16.11.2011 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель и третье лицо СНТ "Дорожник обжаловали его в апелляционном порядке.
Управление Росимущества в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая, что заявителем доказано в полном объеме, что испрашиваемый ДНТ "Светлый" земельный участок входит в границы земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка материалам лесоустроительства.
СНТ "Дорожник" в апелляционной жалобе указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, суд неправильно применил нормы материального права. Формируемый земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:5060 налагается не на неопределенный "лесной фонд", а на конкретный выбранный и согласованный со всеми государственными органами и муниципальными органами власти земельный участок с привязкой и обозначением его на местности. Суду были представлены необходимые доказательства, определяющие координаты границ самого лесного участка, ситуационное расположение на местности и площадь, т.е. все необходимые индивидуализирующие данные о земельном участке, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционные жалобы указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
ДНТ "Светлый" в отзыве на апелляционные жалобы указало, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу Управления Росимущества по Иркутской области согласилось с доводами указанной апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица ДНТ "Светлый" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Третье лицо - ФГБУ "Кадастровая палата" отзыв на апелляционные жалобы не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица (Агентство лесного хозяйства Иркутской области, СНТ "Дорожник", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционные жалобы, отзывов на них, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя третьего лица - ДНТ "Светлый", пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 27.01.2011 г. ДНТ "Светлый" обратилось к Мэру Иркутского района с заявлением о выборе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения примерной площадью 9.8 га, находящегося в Иркутском районе на 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Дорожник" для дачного строительства и предварительно согласования места для размещения ДНТ.
Распоряжением КУМИ Иркутского района N 2259/з от 16.12.2011 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 810 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Ушаковского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Дорожник" и предназначенного для дачного строительства.
29.02.2012 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 38:06:143519:5060 как земли сельскохозяйственного назначения.
Управление Росимущества, полагая, что КУМИ Иркутского района вышел за пределы предоставленных ему законодательством полномочий, поскольку утвердил схему расположения земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя таким распоряжением.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Управления Росимущества удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьями 24, 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом общие положения о порядке распоряжения данными земельными участками установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статьям 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (ст. 101 ЗК РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Законом N 66-ФЗ.
В статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации назван исчерпывающий перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования, а в статье 20 того же Кодекса - перечень оснований предоставления земельных участков юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По смыслу статьи 12, пункта 1 статьи 13, пунктов 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" выбор и предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства (ответы Кадастровой палаты от 22.02.2013, 05.04.2013, лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества 2010 г. и 2011 г., карту-схему, и свидетельства о праве собственности от 21.07.2011 38АД 548028), из которых в совокупности невозможно установить, за счет каких участков, кварталов и выделов произошло изменение площади земель лесного фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве, посредством определения координат характерных точек таких границ, не определено, а по расположению и описанию местоположения земель лесного фонда не представляется возможным установить, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, указанного в свидетельстве о праве.
Поддерживая выводы суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В пункте 5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, срокам их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126, указано, что лесохозяйственный регламент содержит, в том числе, краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую наименование и местоположение лесничества, лесопарка, общую площадь лесничества и участковых лесничеств и т.д.
Из представленного в материалы дела лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества 2010 года следует, что Иркутское лесничество организовано в составе территории бывшего ОГУ "Иркутсклес" и территории технического участка N 2 (АОЗТ "Ангарский") Баклашинского лесничества Шелеховского областного лесхоза - филиала ОГУ "Иркутсклес". Иркутское лесничество расположено в юго-восточной части Иркутской области Иркутского районного муниципального образования. Общая площадь Иркутского лесничества составляла 265369 га. Структура Иркутского лесничества и площади по состоянию на 01.01.2010 приведены в таблице 1, территориальное размещение в пределах границ Иркутского лесничества показано на прилагаемой карте-схеме.
Согласно лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества 2011 года, в структуру Иркутского лесничества входит, в том числе Хомутовское лесничество, Кайское - Технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское") кв. 1-5; 14. Согласно карты-схемы Иркутского лесничества общая площадь составляет 263527 га.
Исследуя указанные лесохозяйственные регламенты Иркутского лесничества, судом первой инстанции правомерно установлено, что площадь Иркутского лесничества изменена с 265369 га. до 263527 га., тогда как в свидетельстве площадь Иркутского лесничества указана как 265174,2983га., доказательств, за счет каких участков, кварталов, выделов произошло изменение площади земель лесного фонда, заявителем не представлено, следовательно, заявителем не доказано, что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028.
Довод Управления Росимущества Иркутской области и СНТ "Дорожник" в апелляционных жалобах о том, что межевой план от 26.07.2011, подготовленный с целью перевода земель лесного фонда, и приложенные к нему акт натурного обследования от 05.11.2009, акт выбора земельного участка, подтверждают наложение спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:5060 на земли лесного фонда, расположенного в Иркутском лесничестве (Хомутовское участковое лесничество) в районе технического участка N 10, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что данные документы не определяют местоположение границ спорного земельного участка и относятся к иному земельному участку.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 29.11.2012 г. N 09-34074 спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка, спорный участок учтен как земли сельскохозяйственного назначения.
Доказательств обратного заявителем ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на заключения N 209276 от 21.09.2012 г., N 303-358 от 18.03.2013, выполненные ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" также судом апелляционной инстанции не принимаются. Указанные доказательства были в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы заявителей апелляционных жалоб, приведенные в апелляционных жалобах, построены на неправильном толковании норм действующего законодательства, кроме того, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по существу не влияют на правильность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Возвратить Садоводческому некоммерческому товариществу "Дорожник" (ИНН 3827008266, ОГРН 1043802453881) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 08.05.2013 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19271/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Ответчик: Иркутское районное муниципальное образование в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
Третье лицо: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, ДНТ "Светлый", СНТ "Дорожник", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"