город Воронеж |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А35-12139/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ольшанской Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области: Шашкова Н.Е., представителя по доверенности от 24.12.2012;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Полякова С.Н., представителя по доверенности от 10.01.2013, Лейзерова Л.Л., представителя по доверенности N 23 от 17.06.2013, Шибаевой Е.В., представителя по доверенности от 25.04.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2013 по делу N А35-12139/2012 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области (ОГРН 1084632005094 ИНН 4632093776) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975) об оспаривании действий и ненормативных актов Управления,
УСТАНОВИЛ:
Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области (далее - Курскоблохотуправление, ОГРН 1084632005094) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными Приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 21.09.2012 N 1672-ПК о проведении внеплановой проверки юридического лица, проведенной с 25.09.2012 по 22.10.2012, в отношении Курскоблохотуправления; признании незаконными действий ответчика по назначению и проведению внеплановой выездной проверки Курскоблохотуправления на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672-ПК от 21.09.2012; признании недействительными предписания N 1672 от 24.10.2012 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.11.2012 (с учетом уточнений).
Решением суда от 12.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору относится к числу органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор. Проверка проводилась на предмет исполнения требований ветеринарного законодательства, а не на предмет исполнения законодательства РФ в отношении полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Таким образом, проверка проводилась Управлением в рамках полномочий, возложенных нормативно-правовыми актами РФ. Вывод суда о том, что УФС Россельхознадзора уполномочен осуществлять контрольно-надзорные функции только в сфере осуществления контроля за переданными полномочиями в сфере ветеринарии не основан на нормах действующего законодательства и сложившейся судебной практики. Росприроднадзор не уполномочен проводить контроль за выполнением ветеринарных мероприятий. То есть, Курскоблохотоуправление обязано осуществлять защиту охотничьих ресурсов от болезней, в том числе и ветеринарно-профилактические и противоэпизоотическим мероприятиям на общедоступных охотничьих угодьях. В соответствии со ст.ст. 43, 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области обязано осуществлять защиту охотничьих ресурсов от болезней, в том числе и ветеринарно-профилактические и противоэпизоотическим мероприятиям на общедоступных охотничьих угодьях. Постановлением Губернатора Курской области от 02.06.2010 N 236-пг Курскоблохотуправление определено органом, осуществляющим переданные полномочия РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Выдача предписания Управлением установлена ст. 9 Закона РФ от 14.05.1993 N4979-1.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области указывает, что Государственная ветеринарная служба Курской области во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными - ветеринарными службами осуществляет на территории Курской области переданные органам государственной власти субъектов РФ полномочия РФ в области ветеринарии. Курскоблохотуправление никогда не наделялось какими-либо функциями по реализации полномочий РФ в области ветеринарии, переданных органам государственной власти субъектов РФ. Такие полномочия на территории Курской области осуществляет только Управление ветеринарии Курской области. Управление Россельхознадзора также не наделено правом по реализации полномочий РФ в области ветеринарии, переданных органам государственной власти субъектов РФ. Таким образом, по мнению Управления, контроль в отношении Курскоблохотуправления имели право осуществлять органы и должностные лица Департамента ветеринарии Минсельхоза России, Управления ветеринарии Курской области и его структурных подразделений, в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора в порядке ст.ст. 8 и 9 Закона РФ "О ветеринарии", п.п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона Курской области N 119-ЗКО от 29.12.2005. Таким образом, проверка была проведена с превышением предоставленных полномочий. Указывает на то, что организация проверки биотехнических мероприятий также не была указана ни в письме Генеральной прокуратуры в ЦФО N 30/1-355-2012 от 03.09.2012, ни в приказе от 21.09.2012 N 1672-ПК.
В судебном заседании 11 июля 2013 объявлялся перерыв до 16.07.2013 (13.07.2013 и 14.07.2013 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, на основании Приказа заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Миненковым А.В. "О проведении внеплановой проверки юридического лица" N 1672-Пк от 21.09.2012 в отношении Курскоблохотуправления Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям была проведена проверка, предметом которой, согласно Приказу (т.1, л.д.15), являлись: проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда животным, вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде; проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства в отношении охотничьих хозяйств и охотпользователей, а также предприятий, занятых в сфере оборота продуктов свиноводства.
По результатам проведения проверки старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Павловым О.А. был составлен акт проверки N 1672 от 22.10.2012, в котором были отражены установленные, по мнению проверяющих, факты нарушения Курскоблохотуправлением ст.18 Закона РФ N 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии"; пунктов 1.1, 1.2, 1.5, 1.7, 1.7.1 Ветеринарно-санитарных правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995; пунктов 1.9, 1.2, 2.2 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом 15.07.2002 N13-5-2/0525.
24.10.2012 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям было выдано предписание N 1672 от 24.10.2012 (т.2, л.д.17-23), которым Курскоблохотуправлению предписано:
- определить должностных лиц, ответственных за проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней;
- внести изменения в устав ОКУ "Курский областной центр по охоте и рыболовству" включив в основные виды деятельности - проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней;
- провести мероприятия по исключению доступа домашнего скота к подкормочным площадкам, кормовым полям, солонцам для диких животных (охотничьих ресурсов);
- провести дезинфекцию и дезинвазию подкормочных площадок, кормушек для диких животных, автотранспорта перевозившего корма из хозяйства к местам кормления диких животных;
- провести мероприятия по оборудованию специализированных мест для разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов) с соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки;
- провести мероприятия по профилактике болезней диких животных (охотничьих ресурсов), иммунопрофилактики, выбраковки диких животных (охотничьих ресурсов) с целью недопущения заноса возбудителей заразных болезней животных и их распространения на территории охотничьих угодий. Разработать план противоэпизоотических мероприятий лечения инфекционных заболеваний и эктопаразитарных заболеваний.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по результатам рассмотрения административного материала в отношении Курскоблохотуправления и постановления N 545 от 01.11.2012 о привлечении Курскоблохотуправления к административной ответственности, было также выдано представление от 01.11.2012 об устранении Курскоблохотуправлением причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения (т.2, л.д.24-31).
Считая Приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 21.09.2012 N 1672-ПК недействительным, действия ответчика по назначению и проведению внеплановой выездной проверки Курскоблохотуправления на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672-ПК от 21.09.2012 незаконными, предписание N1672 от 24.10.2012 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.11.2012 недействительными, Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям не вправе было проверять Курскоблохотуправление в порядке, предусмотренном ч.4 ст.3.1 Закона РФ "О ветеринарии"; при этом деятельность Курскоблохотуправления также не подпадает под иные, перечисленные в постановлениях Правительства N 201 от 08.04.2004 г. и N 327 от 30.06.2004 основания контрольно-надзорной компетенции Россельхознадзора.
У Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям отсутствовали законные основания для назначения и проведения проверки. В силу этого оспариваемые действия по назначению и проведению проверки, а также оспариваемый приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672-ПК от 21.09.20012 г. не соответствовали положениям ст.ст.3.1 Закона "О ветеринарии", ст.ст.3, 15 Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п.6 постановления Правительства РФ N 201 от 08.04.2004 г., п.5.1, 5.2 постановления Правительства РФ N 327 от 30.06.2004 г., и нарушали права заявителя, поскольку создавали препятствия в осуществлении его нормальной хозяйственной деятельности и неосновательно возлагали на него обязанности.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции по существу верным, однако полагает при этом, руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, решение может быть признано незаконным, только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно части 4 статьи 3.1 Закона "О ветеринарии", Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора:
1) осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение N 327), определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" определен широкий спектр полномочий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе:
организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;
установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)
выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания:
в том числе вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы;
устанавливают требования к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
вправе устанавливать целевые прогнозные показатели;
согласовывают структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
определяют порядок регулирования органами государственной власти субъекта Российской Федерации численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
в случаях, установленных федеральными законами, готовят и вносят для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
осуществляют контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
осуществляют контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
осуществляют согласование введения органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений на использование объектов животного мира.
Пунктом 1.1. Положения об Управлении по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области, утвержденном постановлением Губернатора Курской области N 196 от 23.04.2008, Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области является исполнительным органом государственной власти Курской области, созданным для реализации переданных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира, перечень которых определен в ст. 6 ФЗ "О животном мире" N 52 -ФЗ от 24.04.1995 и в ст. 33 ФЗ N 209-ФЗ от 24.07.2009 "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Пункт 3.1 определяет, что Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Курской области.
При этом Россельхознадзор осуществляет функции, отнесенные к его ведению, в том числе: надзор, в установленных законодательством Российской Федерации случаях, за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности (пункт 5.1.1 Положения); контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия (пункт 5.2(1).14 Положения); осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5.13 Положения).
Таким образом, Россельхознадзор и его территориальные органы в целях защиты ветеринарной безопасности территории Российской Федерации вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление обладало полномочиями на проведение спорной проверки.
При этом, следует учитывать следующее.
Из материалов дела следует, что поводом к проведению проверки явилось письмо Генеральной прокуратуры РФ от 03.09.2012 N 30/1-355-2012 (т.1 л.д. 134-135).
Из содержания данного письма следует, что Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям надлежало:
- организовать проверки на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства в отношении охотничьих хозяйств, охотопользователей и охотничьих угодий и рыболовству, Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области, казенного учреждения Орловской области "Орелобохотучреждение", Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биологических ресурсов и экологической безопасности Орловской области;
- в случае разведения диких кабанов в полувольных условиях обитания и искусственно созданной среде следует проверить движение кормов для животных (собственные или завозные корма, проводились их лабораторные исследования, термическая обработка и т.д.);
- выяснить проводились ли лабораторные исследования продуктов охоты и вынужденно забитых животных;
- дать оценку соблюдения требований хозяйствующими субъектами ветеринарного законодательства и законодательства о биологических отходах и отходах производства и потребления при утилизации остатков убитых диких кабанов, а также трупов диких кабанов;
- принимались ли в случае выявления фактов заболевания диких кабанов АЧС и другими опасными заболеваниями хозяйствующими субъектами меры по информированию об этом соответствующих органов власти, в том числе, ветеринарных служб субъекта РФ и территориальных органов Россельхознадзора;
- принимались ли меры по недопущению ввоза (вывоза) мяса диких кабанов и продуктов их переработки с территории очага, карантинной зоны на территорию Орловской и Курской областей из других субъектов РФ, граничащих в ними;
- проводились ли меры по снижению численности и миграционной активности диких кабанов;
- какие меры приняты Управлением по недопущению распространения очагов болезней диких животных на территории названных областей и субъектов РФ, граничащих с ними.
Таким образом, Генеральная прокуратура в целях осуществления своих полномочий поручила Россельхознадзору получить от Управления соответствующую информацию, а проверки соблюдения действующего законодательства провести в отношении хозяйствующих субъектов.
Из содержания Приказа о проведении проверки следует, что его предмет являлся - проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда животным, вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, проверка соблюдения требований ветеринарного законодательства в отношении охотничьих хозяйств и охотопользователей, а также предприятий занятых в сфере оборота продуктов свиноводства.
Управление не относится к хозяйствующим субъектам, а является исполнительным органом государственной власти Курской области, которое может иметь в управлении подведомственные организации.
Управление обеспечивает исполнение законодательства в области охраны и использования животного мира и среды их обитания на территории Курской области, обеспечивает подготовку отчетности об осуществлении переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, а также водных биологических ресурсов.
При реализации полномочий вносит предложения, заключает договоры, участвует в разработке областных программ по вопросам своей компетенции, осуществляет контроль за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира, выдает разрешения, экспертные заключения, рассматривает заявки, осуществляет федеральный государственный надзор по охране и использованию животного мира и среды их обитания на территории области.
Структура управления состоит из отдела охотничьего надзора отдела бухгалтерского учета и административной работы.
Таким образом, управление в пределах принятых на себя полномочий Российской Федерации, также, выполняет надзорные, учетные, властно-распорядительные, организационные и управленческие функции.
В уведомлении от 21.09.2012 года, также содержится требование о предоставлении только той документированной информации, которая была необходима прокуратуре. Истребование соответствующей информации от Управления как от органа федерального надзора само по себе не является осуществлением надзора за его деятельностью. Исходя из полномочий этих органов, целей и задач их деятельности, их можно признать взаимодействующими.
С учетом вышеизложенного, при проведении проверки деятельности Управления Россельхознадзор вышел за пределы данного прокуратурой поручения.
Организация проведения биотехнических мероприятий в письме от 03.09.2012 указана также не была.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672-ПК от 21.09.2012 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица как изданный в отсутствие законных оснований для проверки деятельности Управления, не соответствует закону, и его следует признать недействительным.
Относительно недействительности предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672 от 24.10.2012 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.11.2012 г., выданное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по результатам рассмотрения административного материала в отношении Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области суд апелляционной инстанции полагает исходить из следующего.
В соответствии со ст. 29.13 Кодекса судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона о защите прав юридических лиц следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
При этом предписание административного органа должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Требования, указанные в предписании, должны быть законными и реально исполнимыми.
Формулировки, содержащиеся в предписании должны быть краткими, четкими, ясными, последовательными, доступными для понимания всеми лицами.
Содержание предписания не должно допускать возможность его двоякого толкования.
Однако, из обжалуемого предписания невозможно установить, какие конкретно действия должно совершить Управление для его исполнения. Между тем, за неисполнение предписания в установленный срок предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, из его содержания не усматривается, чем предусмотрена необходимость составление указанных в нем документов, а также непосредственное совершение своими силами мероприятий по дезинфекции, либо следует принять меры организационно-распорядительного характера.
Из содержания Положения об Управлении по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области, утвержденном постановлением Губернатора Курской области N 196 от 23.04.2008 не следует, что данный орган своими силами осуществляет деятельность по дезинфекции и дезинвации подкормочных площадок, кормушек для диких животных, автотранспорта перевозившего корма из хозяйства к местам кормления диких животных, проводит мероприятия по оборудованию специализированных мест для разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов).
В тоже время предписанием данные мероприятия были возложены на Управление.
В представлении в качестве причин и условий, способствовавших совершению Управлением административных правонарушений указано на отсутствие должного контроля его руководителя. Руководитель при этом, обязан принять меры по устранению причин и условий. Однако, в представлении не указано, какой именно контроль необходимо осуществить Управлению во избежание совершения административных правонарушений. (т.2 л.д. 30).
Представление административного органа также не содержит четких указаний, какие именно меры необходимо предпринять Управлению по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку проверка деятельности Управления была проведена в отсутствие законных оснований, формулировки, изложенные в оспариваемых предписании и представлении, делают их заведомо неисполнимыми, их также следует признать недействительными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, оценив представленные доказательства, что приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672-ПК от 21.09.2012, предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672 от 24.10.2012 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 01.11.2012 являются недействительными, а действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по назначению и проведению внеплановой выездной проверки Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N 1672-ПК от 21.09.2012, совершенные в период с 21.09.2012 по 22.10.2012, незаконными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2013 по делу N А35-12139/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-12139/2012
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2014 г. N Ф10-2897/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Курской области
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской обл, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2897/13
03.09.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2609/13
23.06.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-12139/12
09.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17650/13
27.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17650/13
21.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2897/13
19.07.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2609/13
12.04.2013 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-12139/12