г. Пермь |
|
25 июля 2013 г. |
Дело N А50-5109/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васевой Е.Е., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025901676020, ИНН 5910001252) - Уразова Е.В., доверенность от 29.12.2012
от заинтересованных лиц судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю Ивановой Ирины Анатольевны, Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (ОГРН 1065905100150, ИНН 5905239700) - не явились
от третьего лица ООО "Аваль ДВ" - не явились
от Администрации Александровского муниципального района Пермского края, привлеченной к участию в деле в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - Уразова Е.В., доверенность от 27.12.2012
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края и Администрации Александровского муниципального района Пермского края, поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 мая 2013 года
по делу N А50-5109/2013
принятое судьей Е.Н. Аликиной
по заявлению Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю Ивановой Ирине Анатольевне
заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
третье лицо: ООО "Аваль ДВ"
об оспаривании действий,
установил:
Финансовое управление администрации Александровского муниципального района Пермского края (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Ивановой И.А. (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в следующем: вынесении постановления от 14.03.2013 г. N 14446/13/46/59 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. со счета N 40116810049540000017, находящегося в ЦСКО ЗУБ Сбербанка РФ; вынесении постановления от 14.03.2013 г. N 14447/13/46/59 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. со счета N 40116810049540000020, находящегося в ЦСКО ЗУБ Сбербанка РФ; вынесении постановления от 14.03.2013 г. N 14448/13/46/59 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. со счета N 40302810449545000002, находящегося в ЦСКО ЗУБ Сбербанка РФ; вынесении постановления от 14.03.2013 г. N 14444/13/46/59 о взыскании исполнительского сбора в сумме 1 739 368 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Аваль ДВ".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что судом необоснованно не применена ст. 242.2 БК РФ, на расчетном счете обслуживаются счета краевых учреждений, движение денежных средств местного бюджета не происходит; принятое решение касается прав третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
Представитель заявителя и Администрации Александровского Муниципального района Пермского края в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Заинтересованное лицо и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом.
В связи с тем, что решение по настоящему делу не затрагивает права и обязанности Администрации Александровского Муниципального района Пермского края, производство по жалобе подлежит прекращению.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения арбитражного суда Пермского края по делу N А50-20722/2008, вступившего в законную силу 05.06.2009 г., с муниципального образования "Александровский муниципальный район Пермского края" в лице Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края в пользу МУП ЖКХ и БО "Березка" взыскано 25 848 122 руб. 83 коп. за счет казны муниципального образования.
Cудом был выдан исполнительный лист с регистрационным номером 227020, который 28.07.2009 г. был предъявлен взыскателем для исполнения в Финансовое управление администрации Александровского муниципального района (акт приема - передачи от 28.07.2009 г.).
Уведомлением от 07.07.2011 г. N 280 финансовый орган возвратил указанный исполнительный лист конкурсному управляющему МУП ЖКХ и БО "Березка" в связи с частичным исполнением, что послужило основанием для обращения конкурсного управляющего в службу судебных приставов по Александровскому району УФССП по Пермскому краю с заявлением о принудительном исполнении исполнительного документа.
На основании постановления исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - главного судебного пристава Пермского края А. В. Мельникова от 25.08.2011 г. N 29 и в соответствии с актом от 06.09.2001 г. исполнительное производство о взыскании с муниципального образования "Александровский муниципальный район Пермского края" в лице Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края в пользу МУП ЖКХ и БО "Березка" задолженности в сумме 25 848 122 руб. 83 коп. за счет казны муниципального образования передано на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю.
15.09.2011 г. в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство N 13159/11/46/59 по указанному исполнительному документу.
25.08.2012 г. произведена замена взыскателя МУП ЖКХ и БО "Березка" правопреемником ООО "Аваль ДВ".
14.03.2013 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Ивановой И. А. вынесено постановление о взыскании с должника - муниципального образования "Александровский муниципальный район Пермского края" в лице Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края исполнительского сбора в размере 1 739 368 руб. 60 коп.
14.03.2013 г. судебным приставом-исполнителем Ивановой И. А. вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. (основная задолженность и исполнительский сбор), находящиеся на счетах должника N N 40116810049540000017; N 40116810049540000020; N 40302810449545000002, открытых в ЦСКО ЗУБ Сбербанка РФ и на расчетные счета направлены инкассовые поручения.
Не согласившись с постановлениями об обращении взыскания на денежные средства должника и о взыскании исполнительского сбора, финансовое управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что указанные счета являются расчетными, открытыми финансовому органу в коммерческом банке, следовательно, каких-либо ограничений на списание денежных средств с указанных счетов законодательством не установлено.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом необоснованно не применена ст. 242.2 БК РФ, на расчетном счете обслуживаются счета краевых учреждений, движение денежных средств местного бюджета не происходит; принятое решение касается прав третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 239 Бюджетного кодекс РФ (далее - БК РФ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно статье 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, исполнительный лист, копия судебного акта, а также заявление взыскателя направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Казну муниципального образования в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Средства местного бюджета, как и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на единый счет бюджета и расходуются с единого счета бюджета в соответствии с принципом единства кассы и подведомственности расходов, закрепленным в статье 215.1 БК РФ, определяющей основы исполнения бюджета.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи (ст. 215.1 БК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист в данном порядке исполнен частично, после чего был возвращен взыскателю.
Затем общество обратилось с исполнительным листом в службу судебных приставов.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что судебный пристав может обращать взыскание на денежные средства бюджета в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О судебных приставах" судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям части 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве общего правила принудительное обращение взыскания на бюджетные средства: согласно части 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства урегулирован в главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Из анализа положений пунктов 5, 6 статьи 242.2 и пункта 1 статьи 217 БК РФ следует, что Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по исполнению судебных актов. Иного порядка исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлено.
Согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Таким образом, исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.
В Методических рекомендациях по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.05.2009 г. N 195, даны аналогичные разъяснения о порядке действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из системного толкования вышеизложенных норм и разъяснения, данного в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что в случае неисполнения исполнительного документа о взыскании задолженности за счет средств казны в порядке ст. 242.2 БК РФ за счет средств бюджета в течение 3 месяцев взыскатель действительно имеет право обратиться в службу судебных приставов за принудительным исполнением. Однако, исполнение не может быть осуществлено принудительно за счет средств бюджета в силу иммунитета бюджетов, поэтому принудительное исполнение должно осуществляться за счет иного имущества казны путем обращения взыскания на принадлежащее муниципальному образованию имущество, прежде всего, не переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение.
Как следует из раздела 2 Методических рекомендаций - о порядке действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих взыскания по искам к казне Российской Федерации, по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляется в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Судом первой инстанции также не учтено, что во исполнение заключенных с Финансовым управлением администрации района договоров об открытии и обслуживании лицевых счетов, на лицевых счетах клиентов, обслуживаемых на расчетных счетах и открытых в Министерстве финансов Пермского края за N 40302810449545000002 и N 40116810049540000017 в ЦСКО ЗУБ СБ РФ, находятся средства третьих лиц (более 40 бюджетополучателей). На счете N 40116810049540000020 в ЦСКО ЗУБ СБ РФ обслуживаются лицевые счета трех краевых учреждений: ГКУ ЦЗН, ТУ МСР и ТИК, которые не получают финансирования из местного бюджета, а средства получают от Министерства финансов РФ (средства федерального бюджета и бюджета Пермского края), то есть движения средств местного бюджета на данном счете не происходит.
При указанных обстоятельствах оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя по взысканию суммы долга и начисленного исполнительского сбора со спорных расчетных счетов за счет денежных средств вышеуказанных третьих лиц являются незаконными и необоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.
Как следует из материалов дела, 15.09.2011 судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю Тиуновой А.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и направлено должнику.
Обстоятельств, освобождающих должника от уплаты исполнительского сбора в соответствии с гражданским законодательством РФ, материалами дела не установлено.
Учитывая, что муниципальным образованием Александровский муниципальный район в лице Финансового управления администрации Александровского муниципального района за счет казны муниципального образования в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен исполнительный лист, судебным приставом-исполнителем обоснованно вынесено постановление от 14.03.2013 г. N 14444/13/46/59 о взыскании исполнительского сбора.
В связи с указанными обстоятельствами, в рамках настоящего дела подлежит признанию незаконным не само постановление о взыскании исполнительского сбора, а действия судебного пристава-исполнителя по взысканию суммы исполнительского сбора за счет денежных средств, находящихся на спорных расчетных счетах.
При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В связи с чем, решение суда от 08.05.2013 г. следует отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.1 ст. 170, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Администрации Александровского муниципального района Пермского края прекратить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 мая 2013 года по делу N А50-5109/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю Ивановой Ирины Анатольевны, выразившиеся в вынесении постановления от 14.03.2013 N 14446/13/46/59 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. со счета N 40116810049540000017, находящегося в ЦСКО ЗУБ СБ РФ, постановления от 14.03.2013 г. N 14447/13/46/59 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. со счета N 40116810049540000020, находящегося в ЦСКО ЗУБ Сбербанка РФ; постановления от 14.03.2013 г. N 14448/13/46/59 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в сумме 26 587 491 руб. 43 коп. со счета N 40302810449545000002, находящегося в ЦСКО ЗУБ Сбербанка РФ; и постановления от 14.03.2013 г. N 14444/13/46/59 о взыскании исполнительского сбора в сумме 1 739 368 руб. 60 коп., и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5109/2013
Истец: Финансовое управление администрации Александровского муниципального района Пермского Края, Финансовое управление администрации Александровского муниципального района ПК
Ответчик: Иванова Ирина Анатольевна, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Иванова И. А.
Третье лицо: ООО "Аваль ДВ", Администрация Александровского муниципального района Пермского края, ГУФССП по Пермскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю