г.Москва |
|
23 июля 2013 г. |
Дело N А40-11479/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.07.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П., помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газтехлизинг"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.04.2013
по делу N А40-11479/2013, принятое в порядке упрощенного производства судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "Газтехлизинг" (ОГРН 1027739004864; г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.40)
к ТУ Росфиннадзора в г.Москве
о признании незаконным отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ефимова А.В. по доверенности от 22.01.2013,
представителя ответчика Лысенко Е.В. по доверенности от 19.03.2013,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.04.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО "Газтехлизинг" о признании незаконным и отмене постановления ТУ Росфиннадзора в г.Москве от 27.11.2012 по делу об административном правонарушении N 451-12/5021-М о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону, административным органом были установлены событие и состав правонарушения, в том числе вина Общества в совершении вмененного правонарушения. Процедуру привлечения Общества к административной ответственности суд посчитал соблюденной.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе и письменных пояснениях заявитель просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Настаивает на отсутствии обязанности предоставлять в налоговый орган отчет о движении денежных средств по ссудному счету. Указывает на допущенные административным органом нарушения требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным. Настаивает на том, что нарушения порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности не допущено.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, исходя из нижеследующего
Как усматривается из материалов дела, 22.06.2010 за пределами территории Российской Федерации открыт счет (вклад) N 3270505393 в Банке "LANDESBANK BERLIN AG", Германия, CODE (SWIFT) BELA DE BE.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 12 названного Закона резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
Данные Правила устанавливают порядок представления резидентами (за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами (п.4 Правил).
Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала. В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала. В случае закрытия резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада) (п.5 Правил).
ФНС России письмом от 09.02.2007 NЧД-6-09/97@ разъяснено, что крупнейший налогоплательщик - резидент, имеющий Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по форме N 9-КНС, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 "Об утверждении порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций", представляет уведомление и отчет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
В соответствии с приведенными нормами в настоящем случае Общество должно было представить в налоговый орган отчет о движении средств по счету N 3270505393 в банке "LANDESBANK BERLIN AG" (Германия) за 4 квартал 2011 года не позднее 30.01.2012.
Между тем фактически отчет был представлен заявителем в налоговый орган только 15.02.2012, то есть с нарушением приведенных выше норм.
20.02.2012 старшим государственным инспектором отдела камеральных проверок N 2 МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 9 составлен протокол об административном правонарушении N 9979201202200003, в котором зафиксирован факт невыполнения Обществом в установленный срок обязанности по предоставлению в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации (л.д.79).
27.11.2012 уполномоченным должностным лицом ТУ Росфиннадзора в г.Москве вынесено постановление N 451-12/5021-М о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, за несоблюдение сроков предоставления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) за пределами территории Российской Федерации (л.д.60).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В настоящем случае у Общества в силу вышеприведенных норм возникла обязанность по предоставлению в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) за пределами территории Российской Федерации не позднее 30.01.2012.
Однако, как указывалось выше, фактически отчет был представлен заявителем в налоговый орган только 15.02.2012. Данный факт подтвержден материалами дела, и не оспаривается и не отрицается заявителем.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В настоящем случае апелляционный суд исходит из того, что факт совершения Обществом вмененного правонарушения, выразившегося в несоблюдении сроков представления в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) за пределами территории Российской Федерации, установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях заявителя имеются событие и состав административного правонарушения (в том числе вина в совершении правонарушения), предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, оспариваемое постановления вынесено уполномоченным органом, с соблюдением предусмотренных КоАП РФ порядка и сроков привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем названное постановление является законным и обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что протокол составлен налоговым органом, не имеющим полномочий на его составление, не принят апелляционным судом как неправомерный.
Согласно ч.2 ст.28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.
Так, в соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно ст.1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
В силу статьи 6 названного Закона одной из главных задач налоговых органов является валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.
Пунктом 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, предусмотрено, что налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
В силу пункта 2 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 N 123н, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Статьей 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 данного Закона налоговые органы являются агентами валютного контроля.
Таким образом, принимая во внимание приведенные нормы, протокол об административном правонарушении составлен в настоящем случае уполномоченным лицом.
Доводы заявителя о нарушении ответчиком порядка привлечения к административной ответственности также не приняты апелляционным судом как необоснованные. Общество указывает на то, что законный представитель ООО "Газтехлизинг" не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В настоящем случае факт направления административным органом заявителю извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается копией телеграммы, а также извещения о ее доставке Обществу по адресу г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.40.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, а также сведениям из ЕГРЮЛ от 16.11.2012 данный адрес является адресом места нахождения заявителя.
То обстоятельство, что телеграмма не вручена с указанием причины "такой организации нет", само по себе не свидетельствует о нарушении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении, принимая во внимание, что телеграмма направлялась ответчиком по надлежащему адресу Общества.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Исходя из вышесказанного, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.04.2013 по делу N А40-11479/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11479/2013
Истец: ООО "Газтехлизинг"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве