г. Санкт-Петербург |
|
30 июля 2013 г. |
Дело N А56-8735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, О.И.Есиповой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Федорова А.В. - доверенность N 18/31 от 10.01.2013;
от ответчика (должника): предст. Подкопаева Е.В. - доверенность N 8 от 11.01.2013; предст. Бормонтова Н.И. - доверенность N 7 от 11.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12144/2013) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 по делу N А56-8735/2013 (судья О.Б. Иванилова), принятое
по иску (заявлению) Администрации Гатчинского муниципального района
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
о признании недействительным представления
установил:
Администрация Гатчинского муниципального района (ОГРН 1054701273351) (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (ОГРН 1044700563973) (далее - Управление) N 45-07-04/128 от 30.01.2013.
Решением суда от 18.04.2013 заявление Администрации удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для признания представления Росфиннадзора недействительным не имелось, так как оно не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит каких-либо властно-распорядительным указаний, затрагивающих права Администрации.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а также заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по образованию.
Представитель Администрации доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Ходатайство Управления о привлечении к участию в деле Комитета по образованию оставлено апелляционным суд без удовлетворения, как не соответствующее положениям части 3 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Управлением на основании приказа от 11.01.2013 N 6 проведена проверка правомерного и эффективного использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им получателях бюджетных средств за 2012 год. Период проверки с 01.01.2012 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.01.2012, в котором зафиксированы выявленные нарушения, выразившиеся в неэффективном использовании бюджетных средств в 2011 и 2012 годах.
30.01.2013 в адрес Администрации направлено представление от 30.01.2012 N 45-07-04/128 (далее - Представление) о нарушении бюджетного законодательства, в котором указано на несоблюдение получателем бюджетных средств принципа результативности и эффективности в использовании предусмотренных в 2011, 2012 годах субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного помещения (3 307 500 руб. в 2012 году и 2 433 600 руб. в 2011 году), что является нарушением статей 34 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Администрации предложено направить информацию и документы, подтверждающие исполнение представления, в Управление не позднее 30 дней по истечении срока выполнения Представления.
Считая данное Представление незаконным, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал Представление Управления недействительным, как не соответствующее положениям бюджетного законодательства, сделав вывод о том, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Управлением не доказан факт несоблюдения Администрацией принципа результативности и эффективности в использовании субвенций. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Служба) осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Российской Федерации и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 284 БК РФ руководители Службы и ее территориальных органов в порядке, установленном названным кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Как следует из Акта проверки от 25.01.2013 и оспариваемого Представления, Управление установило нарушение Администрацией требований статей 34, 162 БК РФ: нарушение принципа результативности и эффективности в использовании предусмотренных в 2011 и 2012 годах субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто Управлением, что субвенции из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 2012 год в сумме 3 307,5 тыс.руб. поступили в Администрацию на основании платежного поручения от 14.11.2012 N 259, а на 2011 год - в сумме 2 433,6 тыс. руб. по платежному поручению от 23.11.2011 N 623 (л.д. 67, 69). В соответствии с положениями бюджетного законодательства данные субвенции должны были быть использованы до конца текущего финансового года.
В связи с неиспользованием указанных денежных средств Администрация произвела их возврат в федеральный бюджет, что, по мнению Управления, свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств, так как цель выделения бюджетных средств не были достигнута, жилье для детей-сирот на указанную сумму не приобретено.
Вместе с тем, как пояснил представитель Администрации при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также в заседании апелляционной инстанции, поступление денежных средств в конце финансового года делает невозможным их эффективное использование, так как приобретение квартир производится Администрацией в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов_" посредством проведения аукционов (конкурсов). Провести в установленном порядке аукцион с учетом сроков опубликования извещения не представляется возможным, тем более, что до настоящего времени Правительством Ленинградской области не установлена средняя рыночная стоимость квадратного места общей площади жилья в муниципальном районе. Обязанность применения муниципальным образованием названной рыночной стоимости при приобретении жилья для детей-сирот в счет предоставляемых субвенций предусмотрена Законом Ленинградской области от 17.06.2011 N 47-оз. Из объяснений, данных в ходе проверки, также следует, что названные обстоятельства Администрацией приводились, представлялись запросы в Комитет по образованию, Комитет по строительству, Комитет финансов Ленинградской области с просьбой предоставить сведения о размере средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья для определения расчетной стоимости приобретаемых жилых помещений детям-сиротам.
Кроме того, представитель Администрации в настоящем судебном заседании пояснил, что проведение аукционов по приобретению жилья для детей-сирот по установленной федеральным законодателем рыночной стоимости жилья неэффективно, так как среднерыночная стоимость жилья в Ленинградской области значительно превышает стоимость одного квадратного метра, установленного на федеральном уровне, в связи с чем строительные компании отказываются участвовать в аукционах на таких условиях и торги признаются несостоявшимися. Данные доводы представителями Управления не опровергнуты.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции также как и суд первой инстанции приходит к выводу о недоказанности Управлением факта несоблюдения Администрацией принципа результативности и эффективности в использовании субвенций.
Доводы Управления о том, что оспариваемое Представление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как не содержит каких-либо властно-распорядительных указаний, затрагивающих права Администрации, несостоятельны и опровергаются содержанием самого оспариваемого документа, в котором содержится императивное требование о необходимости представления информации и документов, подтверждающих исполнение Представления в установленный в нем срок, а также указано на возможность привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае невыполнения предписания. Сам по себе факт исполнения Администрацией Представления (информирование письмом от 19.02.2013 N 372-11 о том, что Администрацией будут приниматься меры по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений в рамках полномочий, предусмотренных статьей 162 БК РФ) вовсе не свидетельствует о законности вынесенного представления.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2013 года по делу N А56-8735/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8735/2013
Истец: Администрация Гатчинского муниципального района
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8240/13
30.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12144/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-8735/13