г. Санкт-Петербург |
|
05 августа 2013 г. |
Дело N А42-3794/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Лариной Т.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Орловым А.Н. - после перерыва,
Терентьевой О.А. - до перерыва,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: пред. Коробова Л.Б. по доверенности от 26.12.2012
от 3-го лица: 1. пред. Коробова Л.Б. по доверенности от 14.12.2012, Говищак Р.М. по доверенности от 25.07.2013 - после перерыва,
2. не явился, извещен
3.пред. Фабричная А.И. по доверенности от 28.05.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12786/2013, 13АП-12785/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области, Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2013 по делу N А42-3794/2012 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Реута Николая Николевича
к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области 3-и лица: 1.Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области, 2.Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги, 3.ЗАО "Беломорская нефтебаза", о признании недействительным решения от 08.06.2012 N 220
установил:
Реут Николай Николаевич (место жительства: 183038, г.Мурманск, ул.Театральный, д.8, кв.126; далее - Реут Н.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (место нахождения: 183032, г.Мурманск, ул.Заводская, д.7; ОГРН 1045100211530; далее - Управление, ответчик) о признании недействительным решения Управления от 08.06.2012 N 220, которым отменено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области и признана недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени закрытого акционерного общества "Беломорская нефтебаза" (далее - Общество).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле на стороне ответчика, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (место нахождения: 184041, Мурманская обл., г.Кандалакша, ул.Пронина, д.4; ОГРН 1045100023143; далее - Инспекция, третье лицо), закрытое акционерное общество "Беломорская нефтебаза" (далее - Общество), Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги (место нахождения: 248600, г.Калуга, пер.Воскресенский, д.28; ОГРН 1044004427774).
Решением суда первой инстанции от 17.04.2013 удовлетворены требования Реута Н.Н.: признано недействительным (незаконным) как несоответствующее Закону Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 08.06.2012 N 220. На Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Реута Николая Николаевича.
На решение суда первой инстанции поданы две апелляционные жалобы - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области и Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области.
Податели жалоб полагают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права. Кроме того, в жалобе Управления содержатся доводы о неподведомственности рассматриваемого требования арбитражного суду, о неуведомлении Общества о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, об отсутствии у Реута Н.Н. права на обращение в суд с подобным требованием.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не направлен.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства Реут Н.Н., Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области доводы апелляционных жалоб поддержал, просил отменить обжалуемый судебный акт.
Представитель ЗАО "Беломорская нефтебаза" против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением единственного акционера Общества от 10.05.2012 N 1/2012 досрочно прекращены полномочия генерального директора Общества Яшина А.М. и на данную должность избран Реут Н.Н. (л.д.29 т.1). В этой связи Общество в лице Реута Н.Н. обратилось 12.05.2012 в Инспекцию с заявлением по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, - Реуте Николае Николаевиче.
Решением от 18.05.2012 N 190 Инспекция зарегистрировала заявленные изменения и внесла в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись N 2125102009712 (л.д.13 т.1).
Не согласившись с указанным решением Инспекции, Яшин А.М. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области.
Обжалуемым решением Управления ФНС по Мурманской области отменено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области и признана недействительной запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЗАО "Беломорская нефтебаза".
Основанием для отмены решения от 18.05.2012 N 190 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 послужило ненадлежащее оформление заявления о регистрации спорных изменений, поскольку нотариусом удостоверена подпись Реута Н.Н. при отсутствии таких реквизитов как должность и наименование юридического лица, что недопустимо формой удостоверительной надписи N 56, утверждённой Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах". Управление пришло к выводу о том, что Инспекции следовало отказать в государственной регистрации заявленных Обществом в лице Реута Н.Н. изменений на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а потому решением от 08.06.2012 N 220 отменило решение Инспекции и признало соответствующую запись недействительной.
Ссылаясь на то, что Реутом Н.Н. были представлены все документы, предусмотренные статьёй 17 Закона N 129-ФЗ, а потому решение Управления противоречит требованиям, установленным статьёй 23 названного Закона, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления не основано на законодательстве о государственной регистрации юридических лиц. Доводы ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду отклонены судом с выводом о том, что требования заявителя относятся к специальной подведомственности, установленное статьей 33 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав представителя подателей жалоб и представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями его учредительных документов, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N315-О указано, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться только лицо, указанное в статье 9 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, заявителем документов, представляемых Обществом в регистрирующий орган для регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, могли являться либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Федеральным законом.
В силу пункта 4.1 указанной статьи регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. Согласно пункту 4 Требований к оформлению документов каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. В соответствии с пунктом 2 Требований к оформлению документов заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Подобные требования законодателя к заполнению документов о регистрации изменений закреплены также в абзацах 3, 4 раздела 1 Методических разъяснений.
С учетом приведенных выше норм, а также установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о представлении заявителем в Инспекцию всех документов, необходимых в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также к выводу об отсутствии у Управления законных оснований для отмены решения регистрирующего органа о регистрации этих изменений путем признания записи недействительной.
Принимая во внимание положения Закона N 129-ФЗ, статей 27, 33 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления о неподведомственности рассмотрения заявления Реута Н.Н. арбитражному суду, с выводом о том, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью государственной регистрации юридических лиц, поэтому заявленные требования Реута Н.Н. и Общества относятся к специальной подведомственности, установленной статьей 33 АПК РФ, и подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании норм права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2013 по делу N А42-3794/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Т.С. Ларина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3794/2012
Истец: Реут Николай Николаевич, Реут Николай Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области
Третье лицо: ЗАО "Беломорская нефтебаза", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12786/13
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3794/12
15.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7272/12
01.10.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17708/12