г. Томск |
|
8 августа 2013 г. |
Дело N А27-392/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей И.И. Бородулиной, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Ермаковой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 мая 2013 г. по делу N А27-392/2013 (судья Н.А. Аникина)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Советский, 74, А ГСП-1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бумага плюс" (ОГРН 1094205021151, ИНН 4205188752, 650024, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Радищева, 2, 2)
о взыскании 46811,06 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бумага плюс" (далее - ответчик, общество, ООО "Бумага плюс") о взыскании штрафа, начисленного на основании решения от 05.06.2012 N 480 в размере 46811,06 руб. за 2011 год.
Решением суда от 22.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на неправильное истолкование судом первой инстанции нормы статей 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пунктов 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н. Апеллянт считает, что поскольку исправленные формы страхователем представлены не были, также в связи с тем, что индивидуальные сведения содержали расхождения в данных по начисленным и уплаченным страховым взносам, то управлению не представлялось возможным откорректировать представленные сведения (так как неизвестно по каким причинам были занижены суммы начисленных страховых взносов).
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Максритейл" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и являлось страхователем, уплачивающим страховые взносы за застрахованных лиц, плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетным периодом является период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Таким образом, индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 2011 год общество должно было представить в Пенсионный фонд в срок до 15 февраля 2012 года.
Из материалов дела следует, что индивидуальные сведения представлены ООО "Максритейл" 13.02.2012.
Однако пенсионным фондом в представленных 13.02.2012 обществом сведениях выявлены ошибки.
Поскольку ООО "Максритейл" прекратило свою деятельность 27.02.2012 в связи с реорганизацией в форме присоединения к ООО "Итекс", пенсионным фондом направлено уведомление правопреемнику от 19.03.2012 N 20-3715 о выявленных ошибках и необходимости предоставления откорректированных сведений.
По мнению Пенсионного фонда, в нарушение положений Федерального закона N 27-ФЗ) общество не представило в установленный законодательством срок сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 год (4 квартал 2011 года), что отражено в акте камеральной проверки от 20.04.2012 N 480.
Пенсионный фонд в действиях общества усмотрел состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что влечет применение финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением Управления от 05.06.2012 N 480 общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд, что составило 46811,06 руб.
В адрес страхователя выставлено требование от 03.07.2012 N 480 об оплате штрафа в размере 46811,06 руб. в срок до 24.07.2012.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением о взыскании штрафа. Требование предъявлено к правопреемнику ООО "Итекс" - ООО "Бумага плюс" в связи с прекращением деятельности ООО "Итекс 30.07.2012 в результате реорганизации в форме присоединения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом N 27-ФЗ в удовлетворении требований управлению отказал. При этом суд исходил из того, что не представление корректирующих индивидуальных сведений во исполнение требования управления об исправлении ошибок не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Срок представления сведений о застрахованных лицах за 2011 год - не позднее 15 февраля 2012 года.
Данные сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными страхователями (статья 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Правила подготовки документов индивидуального персонифицированного учета в электронной форме закреплены в приложении N 4 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192-п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ с последующим обращением в суд за взысканием штрафных санкций послужил вывод управления о представлении предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ сведений с нарушением установленного срока.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что первоначально сведения о застрахованных лицах обществом были представлены в управление своевременно.
Так, материалами дела установлено и заявителем не оспаривается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год представлены страхователем в территориальный орган пенсионного фонда по электронным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи 13.02.2012, что отражено в акте проверки, то есть в установленный законодательством срок. Данный факт подтверждается протоколом проверки от 17.02.2012.
Однако представленные документы не были приняты заявителем в связи с наличием в них ошибок при сдаче отчетности.
В решении о привлечении страхователя к ответственности заявитель ссылается на то, что за отчетный период - 2011 год индивидуальные сведения должны быть представлены в Пенсионный фонд не позднее 15.02.2012, исправленные формы индивидуальных сведений не позднее 17.04.2012. В нарушение требований статей 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальные сведения на обязательное пенсионное страхование (исправленные) за отчетный период - 2011 год ООО "Итекс" не представило в срок до 17.04.2012.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком, что двухнедельный срок, предоставленный страхователю для исправления ошибок в документах индивидуального (персонифицированного) учета ответчиком действительно пропущен, поскольку в срок до 17.04.2012 исправленный отчет не был представлен в Пенсионный фонд.
Между тем заявителем не учтено, что в абзаце третьем статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ответчика состава правонарушения, заключающегося в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Ответчик привлечен к ответственности именно за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Однако, как установлено материалами дела данные сведения были представлены страхователем 13.02.2012, то есть в установленный срок (до 15.02.2012).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт возвращения страхователю представленных сведений ввиду наличия в них ошибок не имеет правового значения при решении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение срока представления указанных сведений. В данном случае, ООО "Итекс" своевременно исполнило свою обязанность по представлению в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за 2011 год.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует иной самостоятельный состав правонарушения. Однако, как следует из решения от 05.06.2012 N 480, ООО "Итекс" к ответственности за такое нарушение не привлекалось. За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в порядке, установленном пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд также приходит к выводу о представлении обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета впервые в установленный законом срок, в связи с чем не имелось оснований для его привлечения к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования управления о взыскании с общества штрафных санкций.
Также суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные (недостоверные) сведения, так ка указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 мая 2013 г. по делу N А27-392/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-392/2013
Истец: УПФ России в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
Ответчик: ООО "Бумага плюс"