г. Самара |
|
08 августа 2013 г. |
Дело N А72-12622/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Перешнев С.С., доверенность от 24 марта 2013 г.;
от администрации муниципального образования "Майнский район" - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от дачного некоммерческого товарищества "Родники" - извещен, не явился;
от муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Майнский район" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
садоводческого некоммерческого товарищества "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска, с. Тагай, Майнский район, Ульяновская обл.,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2013 г.
по делу N А72-12622/2012 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска (ИНН 7309003539, ОГРН 1037300390973), с. Тагай, Майнский район, Ульяновская обл.,
к администрации муниципального образования "Майнский район", р.п. Майна. Ульяновская обл.,
третьи лица:
дачное некоммерческое товарищество "Родники", Майнский район, Ульяновская обл.,
муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Майнский район", р.п. Майна. Ульяновская обл.,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к администрации муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области (далее - администрация) о признании незаконным решения Главы администрации муниципального образования "Майнский район" от 02 октября 2012 г. N 1688 об отказе в передаче земель общего пользования СНТ "Родники" в собственность заявителя, а также о признании права собственности заявителя на земельный участок площадью 30 721 кв.м., то есть на земельные участки, обозначенные на межевом плане под кадастровыми номерами:
73:07:000000:143:ЗУ1 - 18 529 кв.м.;
73:07:000000:143:ЗУ4 - 1 966 кв.м.;
73:07:000000:143:ЗУ6 - 747 кв.м.;
73:07:000000:143:ЗУ8 - 926 кв.м.;
73:07:000000:143:ЗУ9 - 82 кв.м.;
73:07:000000:143:ЗУ10 - 332 кв.м.;
73:07:000000:143:ЗУ13 - 8 136 кв.м., относящиеся к местам общего пользования.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что из решения общего собрания заявителя невозможно установить площадь, границы и месторасположение испрашиваемого участка.
Из текста решения общего собрания заявителя не следует, что общее собрание давало председателю заявителя полномочия обращаться в администрацию с заявлением от 12 сентября 2012 г.
К местам общего пользования, которые заявитель просит ему передать, примыкают земельные участки членов ДНТ "Родники", между ними имеется спор о праве.
Второе требование заявителя о признании права собственности суд расценивает как производное от первого.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что, поскольку разрешенное использование земельного участка является для коллективного садоводства рабочих и служащих, то и запретов на передачу земель общего пользования в собственность садоводческого товарищества нет.
Обстоятельства попытки постановки на кадастровый учет земельного участка заявителя судом не рассматривался.
Протокол общего собрания не мог содержать указания на кадастровые номера земельных участков, описания мест общего пользования и их площади, поскольку межевой план был изготовлен значительно позже общего собрания членов заявителя. Поручение подать заявление означает не только написать его, но и подготовить все необходимые для его подачи документы.
Тот факт, что земли мест общего пользования примыкают к земельным участкам членов ДНТ "Родники", не нарушает прав членов этого товарищества.
Между заявителем и ДНТ "Родники" спора о праве нет и быть не может. В суд требований правового характера ДНТ "Родники" к заявителю не предъявляло.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 сентября 2012 г. заявитель обратился в администрацию с заявлением о передаче в его собственность земель общего пользования в границах СНТ "Родники".
В заявлении было указано, что решением Майнского районного Совета народных депутатов от 22 апреля 1981 г. N 203 Ульяновскому мобильному строительному управлению "Отделспецстрой" под коллективное садоводство рабочих, ИТР и служащих отведен земельный участок общей площадью 8,4 га. На данном участке зарегистрировано Садоводческое товарищество "Родники", о чем было выдано свидетельство серии УЛГ N 004123.
20 декабря 1981 г. Ульяновскому управлению "Отделспецстрой" для коллективного садоводства рабочих и служащих исполнительным комитетом Майнского районного Совета народных депутатов предоставлены в бессрочное и бесплатное пользование 8,3 га, о чем выдан государственный акт на право пользования землей А-1 N 375001.
На основании выписки из ЕГРЮЛ от 12 января 2012 г. N 14 после приведения в соответствие с действующим законодательством Садоводческое товарищество "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска стало именоваться Садоводческое некоммерческое товарищество "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска.
Письмом от 02 октября 2012 г. N 1688 администрация отказала заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Данный отказ мотивирован тем, что вышеуказанный земельный участок не относится к имуществу общего пользования заявителя.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - закон N 66-ФЗ) земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с п. 2 ст. 28 закона N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Согласно п. 5 ст. 28 закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Ранее действовавшая редакция п. 5 ст. 28 закона N 66-ФЗ предусматривала предоставление в орган местного самоуправления удостоверенной правлением копии правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В действующей в настоящее время редакции данной нормы законодательства такой документ истребуется у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, если необходимые сведения о нем отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, одним из условий предоставления в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, является наличие правоустанавливающих документов на этот земельный участок.
В рассматриваемом случае в материалы дела не представлено доказательств того, что испрашиваемый в собственность земельный участок относится к имуществу общего пользования заявителя.
Испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок находится в границах земельного участка площадью 8,3 га, ранее предоставленного в бессрочное и бесплатное пользование Ульяновскому управлению "Отделспецстрой", о чем выдан государственный акт на право пользования землей А-1 N 375001. Данный земельный участок на заявителя не переоформлялся, правоустанавливающие документы на этот участок заявителю не выдавались. Заявитель не является правопреемником Ульяновского управления "Отделспецстрой" и, следовательно, права на участок в порядке правопреемства к нему не могли перейти.
Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2013 г. по делу N А72-12621/2012 установлено, что документов, подтверждающих наличие каких-либо прав СНТ "Родники" на земельный участок с кадастровым номером 73:07:000000:143, в материалы дела не представлено. То есть данным решением суда также установлен факт отсутствия у заявителя правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные указанным судебным актом, обязательны для заявителя.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый в собственность земельный участок относится к имуществу общего пользования заявителя.
Кроме того, ст. 1 закона N 66-ФЗ предусмотрено, что имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Из буквального толкования данной нормы законодательства следует, что к имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), расположенное в пределах территории соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела, к местам общего пользования, которые заявитель просит ему передать в собственность, примыкают земельные участки членов дачного некоммерческого товарищества "Родники" и члены данного товарищества пользуются этими местами общего пользования.
Заявитель, в свою очередь, предпринимает попытки воспрепятствовать ДНТ "Родники" и его членам вести какую-либо деятельность на этой спорной территории. Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2013 г. по делу N А72-12621/2012.
Таким образом, испрашиваемый в собственность заявителем земельный участок в настоящее время одновременно используется и заявителем, и дачным некоммерческим товариществом "Родники".
Следовательно, заявитель не представил доказательств того, что он обладает исключительным правом на приватизацию спорного земельного участка, и, соответственно, не доказал, что оспариваемый отказ администрации нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого отказа администрации.
Заявителем также было заявлено требование о признании права собственности на спорный земельный участок площадью 30 721 кв.м.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств того, что у него в силу закона, договора или иного законного основания возникло право собственности на спорный земельный участок.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по квитанции от 15 июня 2013 г., то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная Перешневым С.С. государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2013 г. по делу N А72-12622/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска, с. Тагай, Майнский район, Ульяновская обл., из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную Перешневым С.С., в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12622/2012
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Родники" рабочих и служащих МСУ "Отделспецстрой" г. Ульяновска, СНТ Родники рабочих и служащих МСУ Отделспецстрой г. Ульяновска
Ответчик: Администрация МО "Майнский район" Ульяновская область, Администрация МО Майнский район
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10786/13
08.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11664/13
31.05.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12622/12
18.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1439/13
16.01.2013 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12622/12