г. Тула |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А09-9529/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей закрытого акционерного общества "Жилстройсервис" (Тульская область, Щекинский район, г. Советск, ОГРН 1077151001311, ИНН 7118819012), администрации города Фокино Брянской области (Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино, ОГРН 1033203000885, ИНН 3202000601), финансового управления администрации города Фокино (Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино, ОГРН 1083202000133, ИНН 3202012068), открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 32500667221), рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилстройсервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2013 по делу N А09-9529/2012, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Жилстройсервис" (далее - ЗАО "Жилстройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ "город Фокино" в лице администрации города Фокино и финансового управления администрации города Фокина о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении в 2009 году субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 12.01.2009 в размере 1 808 412 руб. (с учетом уточнения).
Решением суда от 18.04.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2011 по делу N А68-4869/2011 ЗАО "Жилстройсервис" признано несостоятельным должником (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Между ЗАО "Жилстройсервис" (получатель) и администрацией города Фокино 12.01.2009 подписано соглашение о предоставлении в 2009 году субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по условиям которого в 2009 году получателю за счет средств бюджета городского округа "город Фокино" предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения разницы в ценах между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения на услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино, пользующихся услугами поставщика тепла ОАО "Брянские коммунальные системы", за период времени с октября 2008 года по сентябрь 2009 года в объёме 1 808 412 руб.
Из расчета разницы в ценах между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения на предоставляемые услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино, который является неотъемлемым приложением к соглашению, следует, что сумма разницы в ценах между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения на предоставляемые услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино, по поставщику ОАО "Брянские коммунальные системы" за период с октября 2008 по сентябрь 2009 года по филиалу "Фокиножилстрой" ЗАО "Жилстройсервис" составляет 1 808 412 руб.
В соответствии с п. 2.1.1 соглашения администрация обязуется предоставлять в 2009 году субсидии получателю на возмещение разницы в ценах между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения на услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа "город Фокино" на 2009 год.
Ссылаясь на то, что указанное соглашение администрацией не исполнено, задолженность составила 1 808 412 руб., ЗАО "Жилстройсервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 названного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как следует из статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В 2009 году действовал Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Согласно ст. 6 названного закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия:
устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;
устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;
устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;
осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);
принимают участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в пределах Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
осуществляют в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;
устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодателем в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, для реализации которых используется специальный правовой инструментарий, призванный поддержать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В этих целях предусматривается установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и закрепление в качестве общего требования соответствия утверждаемого для потребителей тарифа на тепловую энергию его предельному уровню (п. 4 ч. 2. ст. 7, п.п. 2,4 ч. 1 ст. 8, ч.ч. 7,8 ст. 10 Федерального закона "О теплоснабжении", абз. 30 ч. 1 ст. 5, абзацы 4,5 ч. 1 ст 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Тарифы на коммунальные услуги, в т.ч. на центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение для населения городского округа "город Фокино" были определены в соответствии с индексами, установленными Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области.
Вместе с тем, применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию.
Однако из материалов дела следует, что передача в спорный период соответствующих полномочий муниципальному образованию - городской округ "город Фокино" не производилось.
Судом установлено, что в соответствии с расчетом разницы в ценах между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения на предоставляемые услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах г. Фокино сумма разницы за период с октября 2008 по сентябрь 2009 по филиалу "Фокиножилстрой" ЗАО "Жилстройсервис" составляет 1 808 412 руб.
В то же время согласно представленной ответчиком выписке из сводной бюджетной росписи городского округа "город Фокино", утвержденной Решением Совета народных депутатов от 15.12.2008 N 3-968 по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" на 2009 год, предусмотрено выделение денежных средств на предоставление субсидий юридическим лицам по статье "Коммунальное хозяйство" в размере 83 000 руб.
Поскольку субсидии для возмещения разницы в тарифах по отоплению и горячему водоснабжению могут выделяться из бюджета города Фокино только в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете на текущий финансовый год, указанный вид расходов в спорной сумме не является санкционированным, так как не был отражен в решении о бюджете городского округа "город Фокино" на 2009 год.
Как следует из п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "город Чита", обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.
Кроме того, судом первой инстанции правильно отмечено, что фактическим поставщиком тепловой энергии населению являлось ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация), а в функции ЗАО "Жилстройсервис" (управляющая компания) входил сбор денежных средств населения за тепловую энергию и их перечисление энергоснабжающей организации.
Следовательно, представленные истцом документы не свидетельствуют о том, что предприятие фактически понесло затраты.
Доказательств того, что ЗАО "Жилстройсервис" после расчётов с ОАО "Брянские коммунальные системы" действительно понесло убытки в размере 1 808 412 руб. в виде разницы между стоимостью фактически поставленного тепла и денежными средствами, полученными от населения, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2013 по делу N А09-9529/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9529/2012
Истец: ЗАО " Жилстройсервис "
Ответчик: Администрация города Фокино Брянской области, Финансовое управление г. Фокино
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3574/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9529/12
21.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-173/13
18.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-173/13