г. Красноярск |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А33-3569/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" августа 2013года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дизель Плюс": Рец В.М., представитель по доверенности от 01.08.2012,
от Управления Росреестра по Красноярскому краю: Власенко Е.В., представитель по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/320,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" июня 2013 года по делу N А33-3569/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дизель Плюс" (далее - ООО "Дизель Плюс", истец) (ИНН 2466096823, ОГРН 1032402943781) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра, ответчик) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ответчик) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Промысловая, д.7 а, кадастровый номер 24:50:0300302:69, равной рыночной стоимости указанного земельного участка, по состоянию на 01.01.2011 и применяемую для целей исчисления арендной платы в период с 27.01.2012, в размере 13 354 000 рублей, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:69, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2011.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 13.03.2013 возбуждено производство по делу.
Истец письменно заявил об отказе от иска в части требований об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:69, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2011. Отказ от иска был принят судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено отдельное определение.
Истец заявил об уточнении предмета иска, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Промысловая, д.7 а, кадастровый номер 24:50:0300302:69, равной рыночной стоимости указанного земельного участка, по состоянию на 01.01.2011 в размере 13 354 000 рубля. Уточнение предмета иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 05.06.2013 исковые требования удовлетворены. Решением суда установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Промысловая, 7а с кадастровым номером 24:50:0300302:69 равной его рыночной стоимости в размере 13 354 000 рублей по состоянию на 01.01.2011.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Красноярскому краю обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционных жалобах указали следующее:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости не устанавливает, а осуществляет только технические функции по ведению государственного кадастра недвижимости,
- решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11,
- ответчик не согласен с мотивировкой решения относительно подготовки отчета о рыночной оценке данного земельного участка с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСОN1),
- судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом;
- Управление Росреестра по Красноярскому краю не является надлежащим ответчиком по делу,
- Управление Росреестра по Красноярскому краю утратило статус органа кадастрового учета, не смотря на сохранение такого статуса Росреестром - вышестоящим органом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13.08.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, доводы которого сводятся к следующему.
- арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011;
- доводы Управления Росреестра по Красноярскому краю, о том, что Управление не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, как и аналогичные доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской федерации.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Не согласен с решением суда первой инстанции. Просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" июня 2013 года по делу N А33-3569/2013 и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Дизель Плюс" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласен с решением суда первой инстанции. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" июня 2013 года по делу N А33-3569/2013 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
30.01.2013 между истцом (арендатор) и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска подписан договор N 291 аренды земельного участка общей площадью 6171 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0300302:69, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Промысловая, участок 7а (далее - Земельный участок). Срок аренды установлен с 20.12.2012 по 19.12.2022 (пункт 2.1. договора). Указанный участок передан Истцу по акту приема передачи.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2012 утверждена кадастровая стоимость Земельного участка в размере 47 002 223 рубля 73 копейки.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит суд установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 118-2012, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" (далее - ООО "Траст-Аудит") на дату 01.01.2011, в соответствии с которым рыночная стоимость Земельного участка на дату оценки составляет 13 354 000 рублей.
Также истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 432/07/12 от 11.07.2012, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков некоммерческое партнерство "Долевой союз оценщиков" на отчет N118-2012 об оценке рыночной стоимости Земельного участка, согласно которому отчет N118-2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организацией оценщиков некоммерческое партнерство "Долевой союз оценщиков".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из материалов настоящего дела следует, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:69 по состоянию на 01.01.2012 установлена в размере 47 002 223 рубля 73 копейки по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель на основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления ошибки в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной ООО "Траст-Аудит" (отчет об оценке 118-2012 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:69, площадью 6 171 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская") рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на дату оценки 01.01.2011 в размере 13 354 000 рублей.
Согласно представленному истцом в материалы дела экспертному заключению N 432/07/12 от 11.07.2012, подготовленному саморегулируемой организацией оценщиков некоммерческое партнерство "Долевой союз оценщиков" отчет N118-2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организацией оценщиков некоммерческое партнерство "Долевой союз оценщиков".
Поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в вышеуказанном отчете определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:69 в размере 13 354 000 рублей, исковое требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости обосновано признано судом первой инстанции, подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю от 20 августа 2012 года N 10, за удовлетворение заявления истца проголосовали два члена комиссии из трех, один член комиссии проголосовал против.
Вместе с тем, согласно пункту 12 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, действующего на момент проведения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю 20 августа 2012 года, решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно.
Таким образом, в отсутствие единогласного решения членов Комиссии, решение комиссией принято не было, тогда как в соответствии с абзацем 5 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" только решения Комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как в материалы дела представлено экспертное заключение, в соответствии которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участков в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценки N 118-2012.
Заявители апелляционных жалоб указали, что не согласны с мотивировкой решения относительно подготовки отчета о рыночной оценке данного земельного участка с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСОN1).
Указанный довод рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Довод ответчиков о том, что указанная в отчете оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более трех месяцев, (пункт 8 ФСО N 1), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 1 января 2011 года и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2012 года N 708-п, а также требования статьи 24.19 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Более того, как обоснованно отмечено истцом в отзыве на апелляционную жалобу, данное положение о необходимости соблюдения трехмесячного срока с даты оценки до даты составления отчета применимо только для случаев обязательной оценки.
Ссылка ответчиков на то, что изначальная невозможность соблюдения такого срока означает невозможность подготовки отчета, соответствующего всем требованиям законодательства об оценочной деятельности, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку не опровергает соответствие представленного в материалы дела отчета требованиям законодательства.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что они не является надлежащим ответчиками по делу, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Аналогичные функции закреплены за Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Красноярскому краю (утв. Приказом Росреестра от 19.04.2010 N п/146), в части функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, если соответствующие функции не закреплены за соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением.
В соответствии с частью 2 статьи 3 РФ от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 N 409-р и Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено ФГБУ "ФКП Росреестра". Росреестр наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение - ФГБУ "ФКП Росреестра" (на территории Красноярского края - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, Приказом Росреестра от 17.12.2010 N П/655 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель" утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2011 год (год проведения оценки в отношении спорного земельного участка), в соответствии с которым основные функции по организации работ по государственной кадастровой оценке земель возложены на Росреестр (начальника Управления оценки объектов недвижимости Росреестра) и его территориальные органы (руководителей территориальных органов Росреестра по субъектам РФ), в том числе:
(на руководителей управлений Росреестра по субъектам РФ возложены функции):
- разработка и принятие распорядительного документа Управления Росреестра по субъекту РФ об организации проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ,
- разработка технического задания на проведение соответствующих работ,
- контроль за ходом выполнения работ,
- проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков;
(на директоров ФГУ "Федеральная кадастровая палата" по субъектам РФ - функции):
- формирование перечня земельных участков, подлежащих оценке,
- внесение сведений о кадастровой стоимости в ГКН.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков участвуют как Управление Росреестра по Красноярскому краю, так и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.
Следовательно, доводы Управления Росреестра по Красноярскому краю, о том, что Управление не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, как и аналогичные доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской федерации.
Иные доводы заявителей жалоб рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчиков, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" июня 2013 года по делу N А33-3569/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3569/2013
Истец: ООО Дизель Плюс
Ответчик: Управление федеральной регистрационной службы по КК, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регитсрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю
Третье лицо: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска