г. Киров |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А29-184/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комарицыной О.В.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Коми):
представителя истца Бугайчук Д.Ф., действующего на основании доверенности от 17.09.2012,
представителя ответчика Терентьева К.Н., действующего на основании доверенности от 22.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2013 по делу N А29-184/2013, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северная железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к открытому акционерному обществу "Воркутауголь" (ИНН 1103019252, ОГРН 1021100807452)
о взыскании 633 671 руб. 80 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Северная железная дорога (далее - истец, ОАО "РЖД", железная дорога, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к открытому акционерному обществу по добыче угля "Воркутауголь" (далее - ответчик, ОАО "Воркутауголь", общество) о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 633 671 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2013 в удовлетворении требований отказано.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки вагонов, а также составленными актами общей формы подтверждается нахождение вагонов на путях общего пользования (выставочных путях) сверх времени, установленного расписанием сдачи-приемки вагонов. Наличие или отсутствие уведомления, в данном случае, не имеет значения, поскольку владелец пути необщего пользования с момента подписания памятки приемосдатчика и ведомости знал о прибытии в его адрес вагонов. В соответствии с редакцией протокола согласования разногласий к договору N 8-24 стороны согласовали условия параграфа 5 договора, в соответствии с которым сдача вагонов на путь необщего пользования производится по расписанию. В соответствии с протоколом разногласий первоначально ответчиком был предложен параграф 5, предусматривающий уведомление о предполагаемой сдаче вагонов на путь необщего пользования. Впоследствии, путем согласования редакции абзаца 5 договора 8-24, стороны пришли к соглашению об отсутствии необходимости уведомления владельца пути необщего пользования о подаче вагонов на выставочные пути.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что отсутствуют первоначальные акты к накопительным ведомостям, в некоторых актах общей формы не указаны пути сдачи готовых к отправлению вагонов на нитку расписания, акт общей формы N 9/377 не был представлен на подпись обществу. В части накопительных ведомостей указаны акты общей формы, на основании которых произведено начисление платы и в которых не указано время окончания простоя, кроме того, заявитель жалобы не представил документов, подтверждающих нарушение сроков доставки грузов. Сведения об уведомлении ответчика о времени подачи вагонов ОАО "РЖД" не представлены. Договором N 8-24 время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Воркута в ожидании отправления на пути необщего пользования не установлено.
До рассмотрения апелляционной жалобы истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители сторон в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) участвовали в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи; в судебном заседании поддержали изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу доводы и возражения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.10.2009 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Воркутауголь" (владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования "ОАО" Воркутауголь" по станции Воркута Северной железной дороги N 8-24 (в редакции протокола согласования разногласий) (далее - договор).
Согласно параграфу 1 договора в соответствии с федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта РФ", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора производится эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на продолжении соединительного пути N 1а в нечетной горловине.
В соответствии с параграфом 4 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика одной группы (отдельно груженые и порожние) на один из выставочных путей N N 1, 4, 6, 8, 10, 12, 14 станции Воркута, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Параграфом 5 договора установлено, что сдача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования осуществляется по расписанию, составленному начальником станции Воркута и владельцем.
По пункту "а" параграфа 9 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца (на нитку расписания) по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборки вагонов с этих мест, установленное параграфом 8 договора.
Согласно параграфу 13.1 договора срок действия договора с 01.02.2010 по 31.01.2015.
В дополнительном соглашении от 12.01.2012 N 4 (Т.1, л.д.-36) сторонами пункт "а" параграфа 9 договора N 8-24 от 14.10.2009 дополнен вторым абзацем следующего содержания: "За время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования ст.Воркута в ожидании отправления на путь необщего пользования владельца сверх времени установленного ниткой расписания и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика владелец уплачивает перевозчику плату в размере 0,1 МРОТ за каждый за нахождения вагона на инфраструктуре ОАО "РЖД" (1 МРОТ равен 100 рублям)."
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения N 4 от 12.01.2012 дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31.03.2012.
Дополнительным соглашением N 5 от 20.02.2013 (Т.1, л.д.-41) действие дополнительного соглашения от 12.01.2012 N 4 продлено до 30.06.2012.
По мнению ОАО "РЖД", в нарушение нитки расписания ОАО "Воркутауголь" не обеспечивало в феврале, марте и апреле 2012 года своевременную приемку-сдачу вагонов с путей общего пользования станции Воркута.
Истец по факту нарушений составил акты общей формы N N 9/100, 9/123, 9/126, 9/136, 9/143, 9/154, 9/173, 9/174, 9/178, 9/179, 9/180,9/190, 9/194, 9/198, 9/199, 9/202, 9/205, 9/208, 9/210, 9/217, 9/218, 9/219, 9/220, 9/224, 9/239, 9/240, 9/241, 9/242, 9/245, 9/251, 9/252, 9/253, 9/265, 9/271, 9/279, 9/292, 9/293, 9/300, 9/302, 9/303, 9/304, 9/305, 9/342, 9/345, 9/346, 9/347, 9/350, 9/351,9/352, 9/361, 9/365, 9/371, 9/377, 9/379, 9/381, 9/404, 9/405, 9/406, 9/412, 9/413, 9/418, 9/440, 9/459, 9/463, 9/473, 9/474, 9/478, 9/493, 9/494, 9/498, согласно которым все вагоны принадлежат обществу.
Железная дорога на основании перечисленных актов рассчитала сумму платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, что и отражено в соответствующих накопительных ведомостях.
Уведомлением от 23.05.2012 ОАО "РЖД" в адрес общества направило с требование предоставить письменное согласие на списание начисленных платежей с Единого лицевого счета ответчика.
ОАО "Воркутауголь" указанное уведомление оставило без ответа, в связи с чем ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, и, заслушав представителей лиц, принимающих участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила).
По пункту 3.1 Правил при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
Согласно пунктам 3.4, 3.5 названных Правил подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов. О времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Пунктом 4.6 Правил установлено, что при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются: причина задержки в подаче вагонов; количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Статьей 39 Устава определено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Имеется соглашение сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику.
Пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что на основании статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Согласно Уставу тарифные руководства являются сборниками, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В Тарифном руководстве N 2 устанавливаются размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Из статьи 39 Устава не усматривается, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Из условий договора N 8-24 также следует, что стороны в нем не согласовали время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Воркута в ожидании отправления на путь необщего пользования.
Как ранее указывалось, согласно абзацу второму пункта "а" параграфа 9 договора N 8-24 в редакции дополнительного соглашения от 12.01.2012 N 4, с владельца пути необщего пользования взимается плата за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования ст.Воркута в ожидании отправления на путь необщего пользования владельца сверх времени, установленного ниткой расписания, и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Таким образом, истец обязан доказать, что задержка вагонов происходила по причинам, зависящим от ответчика.
Вместе с тем, в актах общей формы, на которые ссылается истец в подтверждение своей позиции, в нарушение пункта 4.6 Правил не указаны причины задержки вагонов.
Доказательств того, что задержка вагонов произошла именно по вине владельца в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя жалобы о том, что условиями договора N 8-24 не предусмотрено обязательное уведомление владельца пути необщего пользования о подаче вагонов на выставочные пути, не принимаются апелляционным судом как основания для отмены или изменения решения, поскольку, как ранее указывалось, пунктами 3.4 и 3.5 Правил о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
В нарушение данных пунктов Правил железной дорогой документального подтверждения уведомления ОАО "Воркутауголь" о времени подачи вагонов не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, не представлено.
Кроме того, проанализировав имеющиеся материалы дела, апелляционная инстанция полагает возможным согласиться с выводами суда о недостаточной обоснованности доводов истца об определении времени уборки вагонов по нитке расписания, так как само по себе расписание не позволяет установить момент времени, с наступлением которого обязательство по уборке вагонов считается просроченным.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является принятым при правильном применении норм действующего законодательства, оснований для его отмены или изменения по доводам, приведенным в жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2013 по делу N А29-184/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-184/2013
Истец: Филиал ОАО РЖД Северная Железная Дорога Юридическая Служба Сосногорский отдел правового обеспечения
Ответчик: ОАО "Воркутауголь"
Третье лицо: ВААС
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7449/14
14.10.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-184/13
07.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-184/13
12.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2099/14
18.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2099/14
05.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12510/13
16.08.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4935/13
15.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-184/13
27.04.2013 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-184/13