г. Самара |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А55-13521/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от заявителя - Николаева Е.И., доверенность от 19 февраля 2013 г. N 169, Коннова Л.А., доверенность от 28 декабря 2012 г. N 1077;
от муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти - Каштанова И.В., доверенность от 29 декабря 2012 г. N 12266/1;
от Самарской области, в лице:
Правительства Самарской области - Никитина О.В., доверенность от 16 января 2013 г. N 1-49/50;
Министерства управления финансами Самарской области - Первушина Н.И., доверенность от 20 сентября 2012 г. N 434;
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Никитина О.В., доверенность от 24 октября 2012 г. N 15/4685;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2013 г.
по делу N А55-13521/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", г. Тольятти, Самарская обл.,
к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
к Самарской области, в лице:
Правительства Самарской области, г. Самара,
Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
третье лицо - ОАО ПОКХ г. Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с учетом изменения предмета требований) к муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти о взыскании 105 106 800 руб. убытков.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика Самарскую область в лице Правительства области и Министерства управления финансами Самарской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти" (далее - ОАО "ПО коммунального хозяйства г. Тольятти") и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2011 г. иск к Самарской области удовлетворен, с Самарской области за счет казны публично-правового образования в пользу истца взыскано 105 106 800 руб. убытков, в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию городской округ Тольятти отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2012 г. решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отменено. В удовлетворении иска к Самарской области отказано полностью. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2012 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2011 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2012 г. по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что данные убытки подлежат отнесению на Самарскую область, чей орган осуществлял регулирование тарифов на коммунальные услуги путем установления предельных индексов изменения размера платы граждан за такие услуги, если только данный ответчик не докажет отсутствие у муниципального образования оснований для установления пониженных тарифов на коммунальные услуги (с учетом и вышеуказанного бездействия субъекта Российской Федерации, выразившегося в позднем принятии порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги), либо факт достаточности выделенных им во исполнение постановления Правительства Самарской области от 19.12.2008 N 509 муниципальному образованию субсидий для покрытия убытков управляющих организаций. Вина публично-правового образования в данном случае будет состоять в непринятии мер по полному возмещению выпадающих доходов управляющей организации, если не будет доказана вина Российской Федерации, выразившейся в наделении субъекта Федерации государственными полномочиями в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2005 N 184-ФЗ без соответствующего финансирования (пункты 17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
В данном случае вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска без оспаривания нормативных актов Самарской области об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также об обязанности управляющей компании применять при расчетах с гражданами за коммунальные услуги исключительно тарифов, установленных для поставщиков услуг, не соответствуют нормам материального права с учетом специфики обстоятельств дела, вследствие чего постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в силу статьи 288 АПК РФ.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу статьи 288 АПК РФ, поскольку судом не установлены обстоятельства, являющиеся существенными для разрешения спора, в частности - не разрешен вопрос о применении либо неприменении истцом установленных органом местного самоуправления "пониженных" тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения, не определен размер убытков истца, связанный с применением таких тарифов и полученной им компенсации от муниципального образования (убытки в данном случае не могут быть определены по размеру задолженности перед поставщиком ресурсов).
При новом рассмотрении суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2013 г. в удовлетворении заявленных требований к Самарской области отказано, с муниципального образования городской округ Тольятти, за счет казны городского округа Тольятти, в пользу истца взысканы убытки в размере 105 106 800 руб., а также судебные расходы в размере 328 000 руб., в том числе расходы по госпошлине в размере 200 000 руб. и расходы по экспертизе 128 000 руб.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что занижение тарифа на тепловую энергию, применяемого для расчета платы граждан за услуги по отоплению в городском округе Тольятти в 2009 и 2010 годах, привело к образованию выпадающих доходов управляющих компаний городского округа Тольятти, сложившихся за счет тарифной разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным мэрией городского округа Тольятти ограничением.
Поскольку предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается исходя из совокупности всех платежей за коммунальные услуги, к которым относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), то мэрия имела возможность соблюсти данные предельные индексы путем утверждения более низкого тарифа на холодную воду, водоотведение, а не вводом ограничения на тариф, установленный органом исполнительной власти субъекта.
При таких обстоятельствах обязанность по возмещению убытков истца должна быть возложена на муниципальное образование городской округ Тольятти.
Не согласившись с выводами суда, мэрия городского округа Тольятти подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований к муниципальному образованию городской округ Тольятти.
В апелляционной жалобе указывает, что тарифные решения (установление тарифа, установление предельных индексов) осуществлялось в 2009 и 2010 г.г. регулирующим органом на уровне субъекта Российской Федерации.
Именно Самарская область установила допустимый размер изменения платы граждан за коммунальные услуги.
Убытки истца находятся в прямой причинно-следственной связи с введением на уровне субъекта меры социальной поддержки (защиты) граждан, ограничивающей рост размера платы граждан за коммунальные услуги.
Самарской областью не предусматривалась компенсация возникающих у управляющих компаний убытков в 2009 и 2010 годах в полном объеме, не был изменен либо приостановлен акт, вводивший ограничение по оплате за коммунальные услуги.
Решение об установлении предельных индексов является расходным обязательством субъекта, на основании которого формируется бюджет.
Орган местного самоуправления лишь направляет в орган регулирования субъекта Российской Федерации предложение по установлению предельного индекса, к которому прилагаются обосновывающие расчеты и материалы. Принятие же окончательного решения и установление предельного индекса закреплено именно за органом регулирования субъекта Российской Федерации.
Разница между затратами, предъявленными к оплате ресурсоснабжающими организациями за потребленную тепловую энергию, и суммой, начисленной заявителем населению, определенная экспертом, рассчитана некорректно и не может считаться документально подтвержденной.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2013 г. судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Бажана П.В.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители истца, Самарской области в лице Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица - ОАО ПОКХ г. Тольятти не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в Комсомольском районе городского округа Тольятти, и оказывает проживающим в них гражданам коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения. Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в 2009-2010 годах осуществляло ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" по договору на поставку тепловой энергии от 22 декабря 2008 г., отдельно заключен договор на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 01 января 2009 г.
Приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17 октября 2008 г. и от 20 ноября 2009 г. для ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" установлены тарифы на производство тепловой энергии: 956 руб. 98 коп. на 1 Гкал, включая налог на добавленную стоимость, на 2009 год и 1 065 руб. 54 коп./Гкал, включая налог на добавленную стоимость, на 2010 год.
Начисление платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения жильцам производилось истцом с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного постановлениями Правительства Самарской области от 29 октября 2008 г. N 429 и от 30 ноября 2009 г. N 607.
Плата за транспортировку тепловой энергии жильцам не предъявлялась, поскольку не предусмотрена законодателем в виде отдельной коммунальной услуги (пункт 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307).
У истца за 2009-2010 годы возникла задолженность перед ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" в размере 115 342 170 руб. 50 коп. Из этой суммы, по мнению истца, 105 106 752 руб. 99 коп. долга образовались в результате разницы в тарифах, по которым оплачивается приобретенная тепловая энергия, и тарифам, по которым, с применением предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, определялась стоимость оплаты коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, подлежащих оплате населением.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Убытки в виде неполученных доходов, понесенные истцом вследствие образовавшейся межтарифной разницы между тарифами на поставку тепловой энергии поставщика ресурсов и предельными индексами изменения цен на коммунальные услуги подлежат возмещению в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от оспаривания либо неоспаривания им нормативных актов, установивших тарифы для поставщиков, либо нормативных актов, установивших предельные индексы изменения цен на коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования): определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года N 429 был установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год по г. Тольятти в размере 125%.
Постановлением Правительства Самарской области от 30 ноября 2009 года N 607 был установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год по г. Тольятти в размере 114,2%.
Между тем постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 24 марта 2009 г. N 608-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2009 году" было установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, в размере 769 руб. 66 коп. за 1 Гкал с НДС, что на 23,4% ниже установленного приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области тарифа на 2009 г. для потребителей ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" (956 руб. 98 коп. за 1 Гкал с НДС).
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 19 января 2010 г. N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" было установлено ограничение на тариф на тепловую энергию, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, в размере 933 руб. 00 коп. за 1 Гкал с НДС, что на 14,2% ниже установленного приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию на 2010 г. для потребителей ОАО "ПО коммунальное хозяйство г.о. Тольятти" (1065 руб. 54 коп. за 1 Гкал с НДС).
Кроме того, постановлениями Правительства Самарской области от 29 октября 2008 г. N 429 и от 30 ноября 2009 г. N 607 установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год в размере 125%, что на 11,3% превышает рост тарифа, установленного для потребителей ОАО "ПО КХ г. Тольятти", а в 2010 году по отношению к предельному индексу 114,2%, рост тарифа для потребителей меньше на 2,9 %.
Таким образом, у истца возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между тарифом, установленным УГРЭК для энергоснабжающей организации (ОАО "ПО КХ г.о. Тольятти), и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 08 апреля 2009 г. N 195 "Об утверждении распределения на 2009 год субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений в Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, а так же с оплатой топливно-энергетических ресурсов" бюджет городского округа Тольятти в целях софинансирования расходных обязательств, указанных в приведенном постановлении, получил 94 032 500 руб.
Постановлением Правительства Самарской области от 19 декабря 2008 г. N 509 "О предоставлении бюджетам городских округов и поселений субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений в Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникающих при выполнении полномочий, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, и их распределении на 2008 год" закреплено, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и поселений в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений Самарской области по возмещению затрат или недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникающих при выполнении полномочий, связанных с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области. Указанные субсидии предоставлялись в размере, не превышающем 95 процентов от суммы общего объема финансирования соответствующего расходного обязательства конкретного муниципального образования.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 02 октября 2009 г. N 2200-п/1 был утвержден Порядок предоставления субсидий на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, возникших с применением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с данным постановлением из бюджета городского округа Тольятти истцу было перечислено на указанные цели (разница в тарифе на тепловую энергию) 71 834 800 руб. Невозмещенными за 2009 год остались денежные средства в размере 53 607 260 руб.
На основании п. 3 постановления мэрии городского округа Тольятти от 19 января 2010 г. N 67-п/1 "О предельной стоимости тепловой энергии для расчетов с населением городского округа Тольятти в 2010 году" в 2010 году были частично возмещены убытки истца, возникшие из-за применения предельных индексов, в размере 30 459 990 руб. Не возмещенными за 2009 г. остались убытки истца в размере 35 798 850 руб.
Убытки истца, образовавшиеся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, составляют 105 106 752, 99 руб.
Размер убытков, понесенных истцом, подтверждается заключением экспертизы, проведенной ООО Аудиторская фирма "Сканер", а также представленными в дело расчетами, первичными документами на оплату услуг истца населением, актами выполненных работ и актами сверки между истцом и ресурсоснабжающими организациями.
Довод заявителя о том, что убытки истца возникли из-за действий уполномоченных органов государственной власти Самарской области, утвердивших предельные индексы, и что эти убытки должны быть возмещены за счет бюджета Самарской области, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется на основании предложений органов местного самоуправления, которые формируются с учетом средств, необходимых для реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, предусмотренной Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также программ по газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", в части, касающейся муниципального образования, и программы перспективного развития электроэнергетики в сфере муниципальной энергетики, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", в части, касающейся муниципального образования.
Как правильно указал суд первой инстанции, по предоставленным органом местного самоуправления предложениям делается вывод о доступности или недоступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, после чего принимается решение об установлении предельного индекса изменения размера платы для муниципального образования.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что предложенный мэрией городского округа Тольятти предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год составил 125%. В связи с этим, отклонение в росте муниципального тарифа от экономически обоснованного тарифа, установленного органом исполнительной власти Самарской области, составило - 20%. Предложенный мэрией городского округа Тольятти предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год составил 114,2 %, в связи с чем отклонение в росте муниципального тарифа от экономически обоснованного тарифа, установленного органом исполнительной власти Самарской области, составило - 27% и стало самым крупным отклонением по всем муниципальным образованиям области.
Предлагая заведомо заниженный предельный индекс, мэрия создавала такие условия, при которых не представлялось возможным утвердить более высокий ограниченный тариф.
Довод истца о том, что уполномоченный орган государственной власти Самарской области вправе был самостоятельно установить более высокий предельный индекс, не принимается во внимание, поскольку не основан на нормах законодательства. Более того, у органа государственной власти Самарской области, уполномоченного на установление предельного индекса, отсутствует право без соответствующих обоснований устанавливать более высокий предельный индекс и не учитывать мнение органа местного самоуправления по данному вопросу.
Согласно действующему законодательству принятие уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации окончательного решения об установлении предельного индекса производится именно с учетом мнения уполномоченного органа местного самоуправления.
Кроме того, предельный индекс на 2010 год находится в прямой зависимости от предельного индекса на 2009 год, поскольку устанавливается исходя из совокупности всех платежей за коммунальные услуги в 2009 г., оплаченных населением по ограниченным мэрией тарифам с учетом заведомо заниженного предельного индекса на 2009 год.
В рассматриваемом случае мэрия имела возможность ввести более высокий тариф на коммунальные услуги либо вообще не устанавливать такой ограниченный тариф.
Судом первой инстанции обоснованно принят во внимание тот факт, что постановлением мэрии городского округа Тольятти от 28 ноября 2008 г. N 2936-п/1 были установлены тарифы на холодную воду, водоотведение МУП "ПО КХ г. Тольятти" на 2009 год. При этом рост тарифа соответствует максимально возможному предельному индексу изменения тарифа, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 г. N 429, в размере 20,1%.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 27 ноября 2009 г. N 2642-п/1 были установлены тарифы на холодную воду, водоотведение МУП "ПО КХ г. Тольятти" на 2010 год. При этом рост тарифа составил 3%, тогда как предельный индекс изменения тарифа, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 30 ноября 2009 г. N 607, составляет 3,3%.
Между тем тариф на холодную воду, утверждаемый органом местного самоуправления, применяется при расчете тарифа на горячую воду. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на горячую воду включает в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды. То есть чем выше тариф на холодную воду, тем выше тариф на горячую воду, также утверждаемый органом местного самоуправления.
В рассматриваемом случае мэрия имела возможность соблюсти указанные выше предельные индексы путем утверждения более низкого тарифа на холодную воду и водоотведение, а не вводом ограничения на тариф, установленный органом исполнительной власти субъекта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по возмещению истцу убытков должна быть возложена на муниципальное образование городской округ Тольятти.
Аналогичные правовые выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07 августа 2013 г. по делу N А55-7959/2012, в котором участвовали те же лица, что и по настоящему делу.
Несостоятельным является и довод истца о том, что убытки истца рассчитаны экспертом некорректно, поскольку суд первой инстанции предлагал сторонам рассмотреть вопрос о назначении повторной экспертизы. Однако стороны от проведения такой экспертизы отказались.
Следовательно, выводы, содержащиеся в заключении экспертизы, проведенной ООО Аудиторская фирма "Сканер", не опровергнуты надлежащими доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал в пользу истца убытки с муниципального образования городской округ Тольятти.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2013 г. по делу N А55-13521/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13521/2011
Истец: ООО "Департамент ЖКХ"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области, Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, Правительство Самарской области
Третье лицо: министерство энергетики и жилищно-коммунальеого хозяйства Самарской области, ОАО "Производственное объединение коммунального хозяйства г. о.Тольятти"
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9928/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13521/11
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18181/12
17.01.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-478/13
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18181/12
11.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6740/12
25.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1482/12
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13521/11