Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" нормой, предусматривающей, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Наделение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы указанными полномочиями может рассматриваться как попытка вмешательства в деятельность органов дознания, следователей и судов, что прямо запрещено статьей 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Следует отметить, что в Федеральном законе от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" также содержатся положения о невмешательстве в деятельность органов дознания, следователей и судов. Так, согласно части 2 статьи 4 указанного Федерального закона, парламентскому расследованию не подлежат деятельность суда по осуществлению правосудия, деятельность органов дознания и органов предварительного расследования, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Кроме того, в статье 5 указанного Федерального закона говорится, что "факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение". Указанные положения свидетельствуют об отсутствии права на осуществление каких-либо проверок материалов, по которым вынесены судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому ни член Совета Федерации, ни депутат Государственной Думы не вправе ставить под сомнение и проверять уголовно-процессуальную деятельность соответствующих органов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статье 5" следует читать "части 5 статьи 4"
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также осуществления парламентского контроля в указанной сфере учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, назначение которого осуществляется Государственной Думой.
В статье 16 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" установлено, что Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
При этом в соответствии со статьей 23 указанного Федерального конституционного закона при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 1206п-П15 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 258929-4 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, А.Е. Хинштейном, Н.Д. Ковалевым, А.С. Куликовым, В.Н. Басыгысовым, А.Б. Фурманом, Ю.П. Ивановым, С.А. Поповым, А.С. Ивановым, С.И. Шавриным, А.В. Шевелевым, П.Ю. Ворониным, В.И. Шпортом, С.Ю. Осадчим, А.Н. Харитоновым"
Текст письма официально опубликован не был