В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроектом предлагается дополнить главу 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) статьями 5.34.1 и 5.34.2, предусматривающими ответственность за воспрепятствование реализации гражданами конституционного права на создание и свободу деятельности профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций для защиты своих интересов, а также за нарушение прав профессиональных союзов и несоблюдение установленных гарантий работников, являющихся членами профсоюзов.
Предлагаемое статьей 5.34.1 законопроекта нововведение основано на положениях статьи 30 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы. Вместе с тем состав административного правонарушения в рассматриваемой статье 5.34.1 носит излишне общий и декларативный характер, в связи с чем при квалификации данного правонарушения не представляется возможным четко определить, какие действия со стороны работодателя (должностного лица) образуют его объективную сторону.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Процедуры профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (законодательства об охране труда), принятия работодателем решения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а также гарантии работникам, входящим в состав этого органа, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. При этом следует учитывать, что административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в настоящее время установлена общей нормой статьи 5.27 Кодекса, что может привести к дублированию и конкуренции норм, предусмотренных указанной статьей.
Предлагаемое расширение перечня дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судом, представляется нецелесообразным в связи с тем, что производство по данной категории дел на основании статьи 23.12 Кодекса осуществляется специально уполномоченными органами - Федеральной инспекцией труда и подведомственными ей государственными инспекциями труда.
Кроме того, в соответствии со статьей 30.1 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 сентября 2007 г. N 3849П-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 415341-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Калининградской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был