В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормами, предусматривающими уголовную и административную ответственность за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, а также предусматривает внесение изменений, касающихся наделения судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и должностных лиц органов государственного энергетического надзора и органов стандартизации, метрологии и сертификации по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Предлагаемый законопроект дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 171.2 (статья 1 законопроекта), устанавливающей ответственность за производство, приобретение, хранение в целях сбыта либо сбыт нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, совершенные неоднократно или в крупном размере.
Однако Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ неоднократность, как квалифицирующий признак состава преступления, исключена из Уголовного кодекса Российской Федерации, так как этот признак характеризует субъект преступления, а не характер и степень общественной опасности содеянного.
Одним из признаков состава преступления, предусмотренного статьей 1 законопроекта, является производство, приобретение, хранение в целях сбыта либо сбыт нефтепродуктов, несоответствующих установленным требованиям. Однако, лицо, которое заведомо знает о качестве таких продуктов, может нести ответственность за мошенничество или покушение на него. Кроме того, следует учитывать, что в случаях, когда нефтепродукты, подвергнутые сбыту, не отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя, ответственность должна наступать по статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. В иных случаях должна наступать гражданско-правовая ответственность.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 законопроекта предлагается дополнить абзац второй части 3 статьи 3.5 и часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях словами "о государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов".
Вместе с тем в настоящее время государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов нормативными правовыми актами не регламентировано.
Не может быть поддержано и предлагаемое установление административной ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям.
Нефтепродукты, в случае их поступления в оборот, являются товарами, а за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов и техническим условиям, статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Кроме того, статья 14.7 этого Кодекса предусматривает ответственность за обман потребителей (введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара).
Таким образом, пробелов в уголовно-правовом и административно-правовом регулировании данной области общественных отношений не имеется.
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта реализация предлагаемых норм не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Однако, наделение органов государственного энергетического надзора и органов стандартизации, метрологии и сертификации дополнительными полномочиями может потребовать увеличения численности работников указанных органов и соответственно дополнительных расходов федерального бюджета на их содержание. В этой связи законопроект нуждается в дополнительной проработке.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в представленной редакции не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 августа 2007 г. N 3420п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимый депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, В.С. Катренко, В.В. Володиным, О.В. Морозовым, В.А. Пехтиным"
Текст письма официально опубликован не был