г. Владимир |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А43-2453/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 04.09.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода, г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2013 по делу N А43-2453/2013, принятое судьей Назаровой Е.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "НБД - Банк" (ИНН5200000222, ОГРН 1025200000022) г. Нижний Новгород, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода от 25.01.2013 N 7.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "НБД-Банк" (далее по тексту - Банк) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025200000022 и зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода (далее по тексту - Управление) была проведена камеральная проверка своевременности сообщения банком сведений об открытии (закрытии) расчетных счетов плательщиками страховых взносов в Управление Пенсионного фонда России, о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о страховых взносах от 13.12.2012 N 7.
По результатам рассмотрения акта проверки управлением вынесено решение от 25.01.2013 N 7 о привлечении банка к ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда от 19.06.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление считает, что поскольку индивидуальный предприниматель Айсина Е.В., в отношении которого Банком были нарушены сроки представления информации о закрытии счета, состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в ГУ-УПФ Российской Федерации в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода, то это Управление было вправе вынести решение о привлечении Банка к ответственности.
Банк отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представил, явку полномочного представителя не обеспечил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля, за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 212-ФЗ банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
В соответствии со статьей 49 Закона N 212-ФЗ несообщение в установленный срок банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В части 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральная проверка; выездная проверка.
На основании части 4 этой же статьи в целях контроля за выполнением банками обязанностей, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что проверка исполнения банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ, возможна в форме камеральной либо выездной проверки.
Согласно части 1, 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления соответствующих документов.
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов; решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи; выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения (части 1, 2, 3 статьи 35 Закона N 212-ФЗ).
Статьями 38 и 39 Закона N 212-ФЗ определен порядок оформления результатов камеральной и выездной проверок и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверок.
В соответствии со статьей 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно статье 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из приведенных положений следует что проверку своевременности представления банком сведений, установленных статьей 24 Закона N 212-ФЗ, вправе производить только органы контроля по месту нахождения банка, и, соответственно, решение по результатам рассмотрения материалов проверки вправе вынести только руководитель данного органа.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что сведения об открытии расчетного счета были представлены банком в управление несвоевременно - 30.10.2010.
Камеральная проверка представленных банком сведений произведена управлением по истечении установленного статьей 34 Закона N 212-ФЗ трехмесячного срока проведения проверки.
Кроме того, принимая во внимание, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения банка является Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода, суд пришел к выводу об отсутствии у Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода права привлекать к ответственности банк, не находящийся в сфере его контроля.
С учетом изложенного решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода от 25.01.2013 N 7 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по данной апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2013 по делу N А43-2453/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2453/2013
Истец: ОАО "НБД -Банк", ОАО НБД-Банк г. Н. Новгород
Ответчик: ГУ-УПФ России по Автозаводскому району, г. Н. Новгород
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1881/13
19.06.2013 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2453/13
06.05.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1881/13
14.02.2013 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2453/13