г. Москва |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А41-8928/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шатурская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2013 по делу N А41-8928/13, принятое судьёй Денисовым А.Э., по заявлению открытого акционерного общества "Шатурская управляющая компания" к отделу надзорной деятельности по Шатурскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Шатурская управляющая компания" (далее - общество, заявитель, ОАО "Шатурская управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Шатурскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - отдел, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.12.2012 N 526/1/1-20 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.06.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 19.12.2012 по 27.12.2012 сотрудниками отдела на основании распоряжения от 06.12.2012 N 526 проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Шатурская управляющая компания" по адресу: Московская область, г.Шатура, Конный проезд, д. 2 и д. 4, мкр. Керва, о чем составлен акт проверки от 28.12.2012 N 526.
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- не оборудованы помещения административного здания, ДУ N 1 и ДУ N 2 автоматической системой пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, чем нарушены требования НПБ 104-03 в РФ табл. 2, НПБ 110-03 приложение N 1 и N 4;
- имеющиеся планы эвакуации, расположенные в помещениях зданий не соответствуют ГОСТу Р-12.2.143 - 2009 п. 4.5.1.;
- на имеющихся огнетушителях не размещены паспорта; не нанесен порядковый номер на огнетушитель, расположенный в помещении ДУ мкр-на Керва, нарушены правила противопожарного режима (Постановление РФ от 25.04.2012 N 390) п. 475;
- электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) в помещении сан. узла второго этажа; в помещении раздевалки ДУ N 1;
- в помещении бокса N 7; в слесарном помещении ДУ N 1, в помещении ДУ мкр. Керва, нарушены Правила противопожарного режима (Постановление РФ от 25.04.2012 N 390) п. 42 "в";
- в помещении ДУ мкр-на Керва не размещены соответствующие знаки ПБ: "Огнетушитель", "При пожаре звонить 01", нарушены НПБ 160-97 в РФ п. 1.1, п. 1.2, п. 1, 3;
- имеющиеся инструкции о мерах пожарной безопасности не соответствуют некоторым пунктам действующих правил противопожарного режима, нарушены правила противопожарного режима (Постановление РФ от 25.04.2012 N 390) п. 462;
- имеющиеся в наличии пожарные шиты, расположенные на территории ОАО "Шатурская управляющая компания" не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно нормам, нарушены правила противопожарного режима (Постановление РФ от 25.04.2012 N 390) п. 482 приложение 6.
По данному факту должностным лицом отдела в отношении ОАО "Шатурская управляющая компания" составлен протокол от 28.12.2012 N 207 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В тот же день ОАО "Шатурская управляющая компания" выдано предписание от 28.12.2012 N 526/1/1-20 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем главного государственного инспектора Шатурского района по пожарному надзору вынесено постановление от 09.01.2013 N 207 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, которым ОАО "Шатурская управляющая компания" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей..
Не согласившись с предписанием административного органа от 28.12.2012 N 526/1/1-20 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что в момент проведения проверки имели место нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные Правилами N 390 и НПБ 110-03, нашедшие отражение как в материалах проверки, так и в оспариваемом предписании.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что нарушений, указанных в предписании, им не допущено. Требования пожарной безопасности заявителем соблюдались.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Такими нормативными документами, примененными государственным органом, являются, в том числе, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03).
Факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности, установленных Правилами N 390 и НПБ 110-03 подтверждается постановлением от 09.01.2013 N 207 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Названное постановление признано законным решением Арбитражного суда Московской области от 26.04.2013 по делу N А41-2627/13, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013.
Доводы, изложенные обществом в апелляционной жалобе по настоящему делу, проверялись судами в рамках рассмотрения спора по делу N А41-2627/13 и не нашли подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.06.2013 по делу N А41-8928/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8928/2013
Истец: ОАО "Шатурская управляющая компания"
Ответчик: ОНД по Шатурскому муниципальному району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области
Третье лицо: Гос. инспектор отдела надзорной деятельности по Шатурскому району Эксанов А. А.