г. Киров |
|
05 сентября 2013 г. |
Дело N А29-7701/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 по делу
N А29-7701/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019255, ОГРН: 1021100807452)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),
о признании недействительным решения от 25.05.2012 N 2,
установил:
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - Общество, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным решения от 25.05.2012 N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 требования Общества удовлетворены частично. Решение Фонда признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 47 485,14 руб., а также предложения уплатить страховые взносы в сумме 237 425,71 руб. и пени в сумме 5 085,91 руб..
В удовлетворения остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Фонд с принятым решением суда в части удовлетворения требований страхователя не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а также положения статей 84, 178, 269 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации, из которых следует, что не облагаются страховыми взносами только выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск). Соответственно, спорная выплата, произведенная Обществом работникам - пенсионерам, подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов.
Таким образом, Учреждение считает, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права и неверно оценены фактические обстоятельства дела, что является основанием для отмены решения от 29.12.2012.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Фонда возражает и просит в указанной части решение суда оставить без изменения.
В тоже время Общество, ссылаясь на пункт 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит апелляционный суд произвести проверку решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований страхователя и признать его требования правомерными в полном объеме.
При этом Общество настаивает, что страховыми взносами не должны облагаться выплаты, произведенные работникам:
- за периоды исполнения ими государственных или общественных обязанностей (участие в работе профсоюзной организации) и прохождения военных сборов;
- за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам-донорам для сдачи крови;
- за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами.
Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.
В судебном заседании 26.02.2013, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому спору.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 рассмотрение дела откладывалось до 11 часов 30 минут 25.03.2013.
В судебном заседании 25.03.2013 представитель Фонда настаивал на своей позиции по делу.
В судебном заседании апелляционного суда 25.03.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 55 минут 27.03.2013, о чем судом было вынесено протокольное определение.
До начала судебного заседания, назначенного на 27.03.2013, от Фонда поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А62-1345/2012, в котором рассматривался спор с аналогичными фактическими обстоятельствами. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для приостановления производства по делу N А29-7701/2012 до вступления в законную силу судебного акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А62-1345/2012, о чем было вынесено определение от 27.03.2013.
14.05.2013 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принято постановление N 17744/12 по делу N А62-1345/2012 (полный текст постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликован 08.08.2013).
Определением апелляционного суда от 12.08.2013 производство по делу N А29-7701/2012 было возобновлено, судебное заседание назначено на 05.09.2013 в 12 часов 00 минут.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении страхователя проведена выездная проверка по вопросам полноты, своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 25.04.2012.
При этом из акта от 24.04.2012 усматривается, что всего ОАО "Воркутауголь" по результатам проверки доначислено 300 572 рубля 11 копеек страховых взносов, из них
- по выплатам компенсации пенсионерам - 237 425 рублей 71 копейка,
- по выплатам за исполнение общественных обязанностей - 22 946 рублей 16 копеек,
- по выплатам за исполнение воинской обязанности - 4 491 рубль 72 копейки,
- по выплатам работникам-донорам - 21 901 рубль 79 копеек,
- по выплатам за дни ухода за детьми-инвалидами - 4 779 рублей 74 копейки,
- по выплатам, произведенным Халимовой Н.А. при увольнении по соглашению сторон - 9 027 рублей.
25.05.2012 Фондом принято решение N 2 о привлечении страхователя к ответственности. Также указанным решением предложено уплатить штраф в сумме 49 409 рублей 64 копейки, недоимку (с учетом переплаты 53 523 рубля 87 копеек) в размере 247 048 рублей 24 копейки (300 572 рубля 11 копеек - 53 523 рубля 87 копеек) (т.1, л.д. 92).
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьями 2, 5, 15, 45, 46, 56, 57, 129, 164, 165, 170, 374 Трудового кодекса Российской Федерации, требования Общества удовлетворил в части начисления страховых взносов в отношении выплат, производимых при увольнении работникам-пенсионерам. Выплаты, произведенные Обществом работникам за периоды исполнения ими государственных или общественных обязанностей и прохождения военных сборов, за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам-донорам для сдачи крови, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми - инвалидами суд первой инстанции признал подлежащими учету для целей исчисления страховых взносов.
При этом из текста решения суда первой инстанции видно, что сумму 9027 рублей по Халимовой Н.А. плательщик взносов не оспаривает, но процессуально от заявленных требований в данной части не отказался, поэтому судом апелляционной инстанции данная сумма учитывается при рассмотрении заявленных Обществом требований.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются страхователями.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ (в редакции от 08.12.2010) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Таким образом, в базу для начисления страховых взносов подлежат включению выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением выплат, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 5 ТК РФ установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 24 ТК РФ одним из принципов социального партнерства является обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.
В силу статьи 45 ТК РФ результатом реализации принципа социального партнерства является заключение различных соглашений, под которыми понимаются правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Статьей 46 ТК РФ установлено, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы), а также гарантии, компенсации и льготы работникам.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 ТК РФ).
В силу статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права, в том числе, положений ТК РФ, усматривается, что под облагаемыми страховыми взносами выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, следует понимать непосредственно вознаграждение за труд, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, связанные с результатами труда, а также выплаты компенсационного характера. При этом вышеуказанные виды выплат должны учитываться для целей исчисления страховых взносов в случае, если данные выплаты предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, соглашениями, коллективным и трудовым договорами, то есть являются обязательными для работодателя в силу факта наличия у него с физическим лицом трудовых отношений.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
1. Выплаты при увольнении работникам - пенсионерам.
Данные выплаты работникам - пенсионерам при увольнении производились Обществом на основании Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркуты на 2011 - 2013 годы.
Пунктом 6.33 Территориального соглашения установлено, что при наступлении у работника права на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), работодатель обязан выплатить работнику вознаграждение за стаж работы в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
Согласно пункту 6.34 указанного Территориального соглашения работодатель выплачивает единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) при расторжении трудового договора:
- по любым основаниям, кроме увольнения за виновные действия, работнику - пенсионеру, получившему вознаграждение за стаж работы (работы (единовременное пособие) в размер 15%, и продолжившему трудовые отношения с организацией (структурным подразделением) - за период после получения вознаграждения за стаж работы (единовременного пособия) в размере 15% до дня увольнения;
- по любым основаниям работнику - пенсионеру, возобновившему трудовые отношения с организацией (структурным подразделением) и ранее не получавшему вознаграждение за стаж работы (единовременное пособие) в размере 15% при уходе на пенсию, - за весь стаж работы в угольной промышленности г. Воркута.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что выплачиваемое при увольнении выходное пособие, является компенсационной выплатой, установленной законодательством Российской Федерации. При этом в ТК РФ прямо предусмотрена возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами либо соглашениями. Соответственно, пособия, выплаченные Обществом работникам - пенсионерам при увольнении не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения жалобы Фонда не имеется, в данной части выводы Арбитражного суда Республики Коми признаются законными и обоснованными.
2. При рассмотрении доводов Общества, изложенных в отзыве на жалобу в отношении выплат за периоды исполнения работниками государственных или общественных обязанностей и прохождения военных сборов, за дополнительные выходные дни работникам-донорам крови и за дополнительные выходные дни работникам для ухода за детьми - инвалидами, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В силу требований статьи 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Статьей 374 ТК РФ предусмотрено, что члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе вы-борных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012, распространяемым на Общество в силу статьи 48 ТК РФ, установлено, что члены Профсоюза, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка по месту работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых органами Профсоюза, и в работе их выборных коллегиальных органов, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы определяются в коллективных договорах, соглашениях.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) закреплено, что гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
В силу пункта 2 "Правил..." подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности.
Таким образом, в период выполнения государственных или общественных обязанностей работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, и соответствующие государственные или общественные обязанности выполняются ими не во исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных в трудовом договоре, поэтому выплата среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, производится работодателем в силу требований закона, а не по условиям трудового договора.
Статьей 186 ТК РФ установлено, что в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.
После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
При этом апелляционный суд учитывает, что сдача крови зависит только от личного волеизъявления физического лица независимо от того, состоит или нет лицо в трудовых отношениях. В то же время установление в ТК РФ для работающих лиц определенных льгот в случае их участия в сдаче крови, автоматически не свидетельствует о том, что такие действия совершаются работниками в рамках трудовых договоров только из-за того, что такие договоры заключены ими с работодателем.
Соответственно, и выплаты, предусмотренные для работников-доноров, работодатель производит в силу требований закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, что исключает отнесение данных выплат в базу для исчисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель в таком случае не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные в ТК РФ для отдельных категорий работников - лиц с семейными обязанностями.
В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, а носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенные выше нормы права, апелляционный суд считает не соответствующими положениям действующего законодательства выводы суда первой инстанции о том, что выплаты за периоды исполнения работниками государственных или общественных обязанностей и прохождения военных сборов, за дополнительные выходные дни при сдаче крови работникам-донорам и за дополнительные выходные дни работникам для ухода за детьми - инвалидами подлежат включения в базу для исчисления страховых взносов, так как в силу норм действующего законодательства выплачиваются в размере среднего заработка, то есть зависят от результатов труда.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции были неверно применены нормы материального права, что в силу положений пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда от 29.12.2012 и принятия нового решения по делу о признании решения от 25.05.2012 N 2 недействительным в данной части.
С учетом изложенного решение Фонда от 25.05.2012 N 2 подлежит признанию незаконным в части доначисления страховых взносов в сумме 291 545 рублей 74 копейки (300572 рубля 11 копеек - 9027 рублей), наличия обязанности уплатить из них 238 021 рубль 24 копейки, а также соответствующей суммы штрафа и пени.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении с апелляционной жалобой Фондом по платежному поручению от 16.01.2013 N 35 была уплачена госпошлина в размере 2000 руб.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Фонда социального страхования Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату Фонду как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 по делу N А29-7701/2012 частично отменить и принять по делу в указанной части новый судебный акт, изложив пункт 2 его резолютивной части в следующей редакции:
"Признать недействительным решение Государственного учреждения -Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (Филиал N 1) от 25.05.2012 N 2 в части:
- доначисления страховых взносов в сумме 291 545 рублей 74 копейки, наличия обязанности уплатить из указанной выше суммы страховые взносы в размере 238 021 рубль 24 копейки,
- доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы пени и штрафа за неполную уплату страховых взносов на основании статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.12.2012 по делу N А29-7701/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100515685) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (Филиал N 1) 2000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 35 от 16.01.2013.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7701/2012
Истец: ОАО "Воркутауголь" (ЗАО Северсталь-Ресурс)
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонд социального страхования по Республике Коми, ГУ - региональное отделение Фонд социального страхования Филиал N1, ГУ РО Фонд социального страхования Филиал N1
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12606/13
05.09.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-921/13
26.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7701/12
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7701/12