г. Москва |
|
09 сентября 2013 г. |
Дело N А41-54885/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Шехурдина Е.И. по доверенности от 21.03.2013;
от заинтересованного лица - не явились, извещены;
от предпринимателя без образования юридического лица Зиборовой Т.Ю. - Зиборова Т.Ю. (паспорт ), Гришина Н.В. по доверенности от 01.02.2013;
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 8 мая 2013 года по делу N А41-54885/12, принятое судьей Ю.Г. Богатиной, по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, третьи лица: предприниматель без образования юридического лица Зиборова Татьяна Юрьевна, Администрация городского поселения Монино, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями:
- признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по утверждению чертежа границ и акта от 15.04.2002 установления и согласования границ земельного участка Зиборовой Т.Ю. с кадастровым номером 50:14:040501:14, площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5;
- признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по утверждению результатов межевания земельного участка Зиборовой Т.Ю. площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5;
- признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по постановке на кадастровый учет земельного участка Зиборовой Т.Ю. площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5, с присвоением ему кадастрового номера 50:14:040501:14;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок 50:14:040501:14, расположенный по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: предприниматель без образования юридического лица Зиборова Татьяна Юрьевна, Администрация городского поселения Монино, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 8 мая 2013 года по делу N А41-54885/12 в удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет оснований для отказа в утверждении чертежа границ и акта установления и согласования границ указанного земельного участка, а также утверждении результатов межевания земельного участка и постановки на кадастровый учет названного земельного участка не имелось. Действия органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, соответствовали нормам действующего законодательства.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Российские железные дороги" ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 входит в полосу отвода железной дороги; в нарушение Методических рекомендаций про проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в межевом деле на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 отсутствует согласование ФГУП "Московская железная дорога"; Комитет по землеустройству Щелковского района Московской области, не проверив наличие согласований в межевом деле границ земельного участка с ФГУП "Московская железная дорога", неправомерно согласовал материалы межевания на земельный участок; землеустроительное дело на земельный участок полосы отвода было утверждено руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Щелковского района Московской области 07.07.2000; при проведении землеустроительных работ нарушены требования законодательства, что влечет несоответствие межевого дела положениям статьям 19, 22 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", пунктам 6, 9, 10 Положения о территориальном землеустройстве, утвержденного постановлением Правительства России от 07.06.2002 N 369, статье 69 ЗК РФ, пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Материалами дела установлено: на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества в Московской области от 26.08.2009 N 429 между Территориальным управлением Росимущества в Московской области и ОАО "Российские железные дороги" заключен договор аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО "Российские железные дороги" от 01.12.2009 N 141/09-Р.
Постановлением Главы Щелковского района Московской области от 10.12.2003 утверждены границы земельных участков для полос отвода железной дороги в Щелковском районе Московской области общей площадью 137,76 га (земли транспорта) ГУП "Московско-курского отделения Московской железной дороги (л.д. 62 т. 1).
Постановлением Главы поселка Болшево от 15.12.1994 N П-540 Московско-Ярославской дистанции пути Московско-Ярославского отделения Московской железной дороги в постоянное пользование предоставлены земельные участки под полосу отвода железной дороги.
Постановлением Главы поселка Монино от 19.06.2003 N 83-п Зиборовой Т.Ю. предоставлен в аренду сроком на 49 лет под размещение кафе "Татьяна" земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5.
Между Главой поселка Монино и Зиборовой Т.Ю. заключен договор аренды земельного участка от 01.07.2003 N 15 на срок 49 лет с 01.07.2003 по 01.07.2052.
Постановлением Главы Щелковского муниципального района Московской области от 11.04.2003 N 686 утвержден акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта: кафе "Татьяна", расположенного по адресу: п. Монино, ул. Железнодорожная (л.д. 146 т. 2).
Постановлением Главы городского поселения Монино от 09.02.2009 N 32-п Зиборовой Т.Ю. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5, земли населенных пунктов, под размещение кафе "Татьяна".
Между Администрацией городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области и Зиборовой Т.Ю. от 09.02.2009 заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14 площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5. Согласно пункту 2 названного договора на земельном участке располагается объект права: здание: кафе "Татьяна", общая площадь 301,7 кв.м, инв. N 198, лит Д,Д1,Д2.
Заявитель полагает, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 входит в полосу отвода железной дороги; в нарушение Методических рекомендаций про проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в межевом деле на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 отсутствует согласование ФГУП "Московская железная дорога"; Комитет по землеустройству Щелковского района Московской области, не проверив наличие согласований в межевом деле границ земельного участка с ФГУП "Московская железная дорога", неправомерно согласовал материалы межевания на земельный участок; землеустроительное дело на земельный участок полосы отвода было утверждено руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Щелковского района Московской области 07.07.2000; при проведении землеустроительных работ нарушены требования законодательства, что влечет несоответствие межевого дела положениям статьям 19, 22 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", пунктам 6, 9, 10 Положения о территориальном землеустройстве, утвержденного постановлением Правительства России от 07.06.2002 N 369, статье 69 ЗК РФ, пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Заявитель за защитой своих прав и интересов обратился с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период постановки земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14 на кадастровый учет, проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если: с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно пунктам 9, 10 действовавшего в спорный период Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства России от 07.06.2002 N 369 работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.
В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
В материалы дела не представлено доказательств того, что на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14 на кадастровый учет у органа, осуществляющего постановку земельного участка на кадастровый учет, имелись сведения о нарушении прав смежных землепользователей.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 поставлен на кадастровый учет 19.06.2003, что следует из кадастровой выписки о земельном участке от 07.10.2011 (л.д. 53 т. 1).
Согласно кадастровой выписке (КВ5) смежным с земельным участком с кадастровым номером 50:14:040501:14 является, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040501:42 (л.д. 56 т. 1).
Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:14:000000:0056 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040501:42 является частью земельного участка с кадастровым номером 50:14:000000:0056 (л.д. 35 т. 1).
Как установлено в решении Арбитражного суда Московской области по делу А41-6656/12 от 19.10.2012 земельный участок 50:14:0000000:56 (включая участок 50:14:040501:42) поставлен на кадастровый учет 10.12.2003, то есть уже после постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14.
Доказательств того, что в органе, осуществляющем кадастровый учет, имелись сведения о правах иных лиц на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 или его часть, а также сведений о наложении границ земельного участка с границами иных земельных участков, в материалы дела не представлено.
В дело представлена копия землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14. В названном землеустроительном деле имеется акт установления и согласования границ земельного участка с Главой поселка Литвиновым В.А. от 15.04.2002.
Согласно чертежу границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14 смежными землепользователями являются: поселок городского типа Монино, предприниматель без образования юридического лица Галыгин, предприниматель без образования юридического лица Дубровский С.О.
Чертеж границ утвержден Руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Щелковскому району Московской области (л.д. 10 т. 3).
Как следует из Приложения к чертежу границ (л.д. 11 т. 3), претензий к прохождению границ не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы городского поселения Монино от 09.02.2009 N 32-п Зиборовой Т.Ю. предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: Щелковский район, поселок Монино, ул. Железнодорожная, д. 37, строение 5, земли населенных пунктов, под размещение кафе "Татьяна".
В решении суда по делу А41-6656/12 от 19.10.2012 установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 24.06.2008 N 51/003/2008-132 спорный земельный участок принадлежал на праве собственности муниципальному образованию "Поселок Монино Щелковского района Московской области". Таким образом, до регистрации права собственности Зиборовой Т.Ю. на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка, было зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования "Поселок Монино Щелковского района Московской области".
Постановление Главы городского поселения Монино от 09.02.2009 N 32-п о предоставлении Зиборовой Т.Ю. в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14 в собственность не оспорено, не отменено. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок также не было оспорено.
Таким образом, доказательств того, что спорный земельный участок входил в полосу отвода железной дороги в момент постановки его на кадастровый учет, а также сведений о том, что орган, осуществляющий кадастровый учет, был осведомлен о наличии притязаний ФГУП "Московская железная дорога" на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14, не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент постановки земельного участка на кадастровый учет оснований для отказа в утверждении чертежа границ и акта установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14, а также утверждения результатов межевания земельного участка и постановки на кадастровый учет названного земельного участка не имелось. Действия органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, соответствовали нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя о подготовке межевого дела на земельные участки с кадастровым номером 50:14:0000000:56 (включая участок 50:14:040501:42) ранее постановки земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14, а также об утверждении землеустроительного дела на земельный участок полосы отвода руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Щелковского района Московской области 07.07.2000, является несостоятельным, поскольку на кадастровый учет земельный участок 50:14:0000000:56 (включая земельный участок 50:14:040501:42) поставлен только 10.12.2003.
Право собственности Зиборовой Т.Ю. на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 не оспорено. В материалы дела не представлено также доказательств признания права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:040501:14 или его часть.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным названным Кодексом.
Избираемый способ защиты должен соответствовать характеру нарушения права и в случае удовлетворения требований истца - привести к восстановлению нарушенного или оспариваемого права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый реестр. В случаях, когда запись в Едином реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами имеется спор о праве на часть земельного участка с кадастровым номером 50:14:040501:14, который не может быть рассмотрен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 8 мая 2013 года по делу N А41-54885/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54885/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области
Третье лицо: Администрация г. п. Монино Московской области, Администрация поселка Монино Щелковского района Московской области, ИП Зиборова Т Ю, ПБЮЛ Зиборова Т. Ю., Территориальное управление Росимущества по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3750/15
17.02.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18965/14
29.12.2014 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14912/14
05.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-16314/13
09.09.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6812/13
14.05.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-54885/12