г. Тула |
|
10 сентября 2013 г. |
Дело N А09-547/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Капустиной Л.А., Каструбы М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" - Акулича П.П. (доверенность от 01.07.2013), в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лен-Пет" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.03.2013 по делу N А09-547/2013 (судья Азаров Д.В.),
установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" (далее - ответчик) о взыскании 1 449 865 руб. 06 коп., в том числе 1 340 270 руб. 27 коп. задолженности по арендной плате и 109 594 руб. 79 коп. пени.
Решением арбитражного суда от 14.03.2013 исковые требования удовлетворены.
Открытое акционерное общество "Лен-Пет" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что в материалы дела не представлено правовых актов, подтверждающих статус арендодателя у истца. Возражает против размера арендной платы в сумме 928 720 руб. в год, поскольку согласно п. 3.5 договора аренды и приложению к нему размер арендной платы составляет 151 058 руб. в год. Отмечает, что в указанном размере ответчик уплачивает арендную плату в установленные сроки.
До рассмотрения дела и вынесения судебного акта в суд апелляционной инстанции поступил отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" в части взыскания 1 030 949 руб. 60 коп., в том числе 930 257 руб. 15 коп. задолженности по арендной плате и 100 692 руб. 45 коп. пени. Истец просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" в доход федерального бюджета 418 915 руб. 46 коп., в том числе 410 013 руб. 12 коп. задолженности по арендной плате, 8 902 руб. 34 коп. пени за просрочку платежей по арендной плате за период с 14.09.2012 по 15.01.2013.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно ч. 5 указанной правовой нормы арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Отказ от части иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области поступил до принятия судом постановления по апелляционной жалобе.
Обсудив заявленный Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области частичный отказ от иска, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности принятия данного отказа, поскольку он заявлен уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Последствия, предусмотренные ч. 3 ст. 151 АПК РФ, истцу разъяснены и понятны.
В силу ч. 4 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, в силу п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, принимает отказ от части иска. В связи с этим решение суда от 14.03.2013 по делу А09-547/2013 подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований и взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" 1 030 949 руб. 60 коп., в том числе 930 257 руб. 15 коп. задолженности по арендной плате и 100 692 руб. 45 коп. пени, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Брянской городской администрацией и ООО "Лен-Пет" заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности 11.05.2005 N 33310.
На основании акта приема-передачи от 11.05.2005 ответчику передан в пользование земельный участок площадью 4 384 кв. м. находящийся по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, 56-А.
Согласно пунктам 3.1, 3.8 договора размер арендной платы определяется договором в соответствии с нормативными актами, принятыми органами государственной власти и местного самоуправления, размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке, в соответствии нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 правил определения размера арендной платы, а также порядка и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, размер арендной платы был установлен из расчета рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Руководствуясь тем, что обязательства по внесению арендных платежей за период с 01.04.2011 по 31.12.2012 не были исполнены ответчиком надлежащим образом, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Вынося оспариваемое решение, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 7 статьи 1 и статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Факт исполнения истцом обязательства по передаче в аренду земельного участка площадью 4 384 кв. м., с кадастровым номером 32:28:03:16:21:0000:00, находящегося по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, 56-А, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется договором аренды.
На основании п. 3.3 договора ответчик обязался вносить арендную плату ежеквартально равными долями не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
Апелляционным судом отклоняются как необоснованные возражения апеллянта против размера арендной платы в сумме 928 720 руб. в год со ссылкой на п. 3.5 договора аренды и приложение к нему, согласно которым размер арендной платы составляет 151 058 руб. в год, на основании следующего.
До проведения отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка арендная плата, согласно п. 3.8 договора аренды N 33310, определялась по форме, установленной согласно приложению к договору. Итого арендная плата составила 91 712 руб. в год, 22 928 руб. в квартал (91 712 / 4), что соответствует расчету арендной плату за землю, утвержденному постановлением Брянской городской администрации от 21.04.2004 N 1478-П.
К 2011 году размер арендной платы в месяц увеличился до 37 764 руб. 50 коп. в месяц в связи с принятием федеральных законов, изменяющих коэффициенты (уровень) инфляции (2006 г. - 9 %, 2007 г. - 11,9 %, 2008 г.- 13, 3 %, 2009 г. - 8,8 %, 2010 г. - 8,8 %, 2011 г. - 6,5 %), что не является изменением условия договора об арендной плате, а представляет собой исполнение данного условия.
В суд первой инстанции исковые требования были заявлены без учета положений п. 3.8 договора о том, что при изменении арендной платы арендодатель направляет арендатору уведомление с приложение расчета арендной платы. В связи с установлением данного обстоятельства в суде апелляционной инстанции истец отказался от части исковых требований.
С учетом отказа от части иска, в соответствии с требованиями п. 3.8 договора, расчет арендной платы за период с 20.06.2012 по 31.12.2012 осуществлен истцом с даты почтового уведомления о вручении письма от 09.06.2012 N 05-3563 ответчику, на основании Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно п. 6 Правил арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3-5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В рамках государственного контракта Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области заказало выполнение работ по рыночной оценке стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с отчетом от 25.11.2011 N 15-КЗ-ОЦ-11-2011 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 4 384,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, уч. 56 А, рыночная стоимость объекта составила 11 609 000 руб.
Расчет арендной платы с 20.06.2012 по 31.12.2012 определен на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 " Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и производится по формуле А=С х Р = 11 609 000 руб. х 8 % = 928 720 руб., где : А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании отчета об оценке от 19.12.2011 N 15-КЗ-ОЦ-11-2011 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 4384 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, уч. 56 А, кадастровый номер 32:28:0031621:11"; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
С учетом положений п. 3.8 договора, истец просил взыскать с ответчика 410 013 руб. 12 коп. задолженности по арендной плате с 20.06.2012 по 31.12.2012, 8 902 руб. 34 коп. пени за просрочку платежей по арендной плате за период с 14.09.2012 по 15.01.2013.
В нарушение условий п. 4.4.5 договора ООО "Лен-Пет" арендную плату за период с 20.06.2012 по 31.12.2012 в сумме 410 013 руб. 12 коп. своевременно не перечислило. На момент вынесения решения судом первой инстанции доказательств, подтверждающих погашение задолженности, в материалы дела не представлено, в связи с этим, апелляционный суд признает требования истца с учетом частичного отказа от иска о взыскании задолженности по арендной плате правомерными и подлежащими удовлетворению.
Возражений относительно порядка произведения расчета арендной платы и ее суммы ответчиком не заявлено.
Пунктом 5.2. договора и ст. 330 ГК РФ установлена ответственность арендатора за неисполнение обязательства по полному и своевременному внесению арендной платы. В данном случае арендатор обязан уплатить в федеральный бюджет пени в размере из расчета 1/300 ставки рефинансирования с просроченной суммы арендной платы за каждый календарный день просрочки. Таким образом, размер пени за период с 14.09.2012 по 15.01.2013 составил 8 902 руб. 34 коп.
Расчет пени проверен апелляционным судом и признан верным, поскольку произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, условиями договора. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает требования истца в этой части правомерными и подлежащими удовлетворению.
Судом отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено правовых актов, подтверждающих статус арендодателя у истца.
В соответствии со статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Если перемена лица происходит на стороне арендодателя - собственника арендованного имущества или лица, управомоченного им или законом выступать на стороне арендодателя, то договор всегда сохраняется в силе на прежних условиях. При перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставится ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду. Кроме того, переход права собственности на сданное в аренду в имущество к другому лицу сам по себе не является основанием для внесения в судебном порядке изменений в условия договора аренды, заключенного прежним собственником с арендатором, за исключением изменения в договоре сведений об арендодателе.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49, ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждении) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления. На основании вышеуказанного Положения, ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет права арендодателя по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 11.05.2005 N 33310.
Зарегистрированное право собственности Российской Федерации подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 июля 2008 г. N 32-АГ 360624, таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области осуществляет полномочия собственника и является арендодателем по договору.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не получал измененный расчет арендной платы, судом во внимание не принимается как противоречащий материалам дела.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" в части взыскания 1 030 949 руб. 60 коп., в том числе 930 257 руб. 15 коп. задолженности по арендной плате и 100 692 руб. 45 коп. пени. В указанной части решение Арбитражного суда Брянской области от 14.03.2013 по делу А09-547/2013 отменить, производство по делу прекратить.
Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.03.2013 по делу А09-547/2013 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" в доход федерального бюджета 418 915 руб. 46 коп., в том числе 410 013 руб. 12 коп. задолженности по арендной плате, 8 902 руб. 34 коп. пени за просрочку платежей по арендной плате за период с 14.09.2012 по 15.01.2013, а также 11 378 руб. 30 коп. государственной пошлины оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-547/2013
Истец: Территориальное Управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Брянской области
Ответчик: ООО "Лен-Пет"
Третье лицо: ООО "Лен-Пет"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2014 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2573/13
19.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3595/14
24.01.2014 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-547/13
29.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3925/13
10.09.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2573/13
14.03.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-547/13