г. Чита |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А19-10047/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2011 года по делу N А19-10047/2011 по заявлению Администрации города Ангарска (ОГРН 1053801125014) к Думе Ангарского муниципального образования (ОГРН 1053801123848) о признании недействительным постановления N37-Д от 25.02.2011 г., (суд первой инстанции: Колосов В.И.),
В судебное заседание явились: от заявителя: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Администрация города Ангарска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным постановления Думы Ангарского муниципального образования от 25.02.2011 N 37-Д "Об отклонении проекта решения Думы Ангарского муниципального образования "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального образования город Ангарск.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано. В обоснование суд указал, что оспариваемым постановлением разграничение имущества не производилось, передача имущества, равно как и отказ в его передаче осуществлены не были, поэтому доводы заявителя о нарушении п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ст. 14, ч.ч. 1, 2 ст. 50, п. 11 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются несостоятельными. Оспариваемый акт принят полномочным органом. Доказательства того, что оспариваемое постановление не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Администрацией города Ангарска не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указано, что отклонение проекта решения Думы Ангарского муниципального образования "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска" является отказом в передаче в муниципальную собственность города Ангарска здания ЖЭК-8, что ведет к невозможности исполнения муниципальным поселением полномочий по решению вопросов местного значения. Из технической документации на спорные объекты явно усматривается, что их целевым назначением является размещение в них жилищно-эксплуатационной организации. Спорное имущество в силу прямого указания закона относится к имуществу муниципального поселения, однако фактически ему передано не было, заявитель лишен возможности не только реализовать свои полномочия в сфере жилищно-эксплуатационной деятельности, но и получать прибыль, чем нарушаются его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2011 года производство по апелляционной жалобе прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 г. определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2011 года по делу N 19-10047/2011 Арбитражного суда Иркутской области отменено, дело передано в Четвертый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения вопроса о возможности рассмотрения апелляционной жалобы Администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2011 года.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 10.04.2012. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22 ноября 2010 года глава г.Ангарска обратился в Думу Ангарского муниципального образования с письмом, в котором просил рассмотреть вопрос о передаче из муниципальной собственности Ангарского муниципального образования в муниципальную собственность города Ангарска нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Ангарск, квартал 94, д. 17, г.Ангарск, микрорайон 6, д. 14, в связи с тем, что данные помещения используются ООО "Жилищная компания" для обслуживания жилищного фонда г. Ангарска.
На основании данного обращения Главой администрации Ангарского муниципального образования был подготовлен и внесен на рассмотрение Думы Ангарского муниципального образования проект решения Думы Ангарского муниципального образования "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска", предполагающий передачу указанного имущества в муниципальную собственность города Ангарска.
25.02.2011 г. Думой Ангарского муниципального образования было вынесено постановление N 37-Д от 25.02.2011 г. "Об отклонении проекта решения Думы Ангарского муниципального образования "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска", которым был отклонен проект решения Думы Ангарского муниципального образования о безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска (здания ЖЭК-8, расположенное по адресу: г. Ангарск, квартал 94, д. 17, нежилого помещения, расположенное по адресу: Ангарск, микрорайон 6, д. 14). Пунктом 2 указанного постановления администрации Ангарского муниципального образования было рекомендовано внести изменения в перечень имущества, предназначенного для развития сети дошкольных образовательных учреждений Ангарского муниципального образования на 2010-2020 годы, утвержденный постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 30.03.2010 г. N 458-па: в графе "Планируемое использование имущества" строки 4 цифру "2015" заменить цифрой "2011".
Администрация, полагая, что при этом было допущено нарушение ее прав и законных интересов, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления недействительным.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) предусмотрены процедура и порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, в том числе находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами и вновь создаваемыми поселениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.2, ст.3 Закона Иркутской области от 16.05.2008 N 14-оз "О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Иркутской области уполномоченному органу государственной власти Иркутской области и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Иркутской области о разграничении муниципального имущества" уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Иркутской области (далее - муниципальное образование), владеющего имуществом, находящимся в муниципальной собственности (далее - имущество), подлежащим передаче, и уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается, формируют согласованные предложения о передаче (принятии) имущества в собственность соответствующего муниципального образования в целях разграничения имущества (далее - согласованные предложения) в виде перечня имущества, подлежащего передаче.
В целях разграничения имущества уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, владеющего имуществом, подлежащим передаче, либо уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается, направляет предложение о передаче (принятии) имущества в собственность соответствующего муниципального образования (далее - предложение о передаче (принятии) имущества).
Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, инициирующего передачу (принятие) имущества, направляет уполномоченному органу местного самоуправления муниципального образования, с которым предполагается проведение разграничения имущества, предложение о передаче (принятии) имущества с обоснованием необходимости передачи данного имущества.
Уполномоченный орган местного самоуправления, в адрес которого направлено предложение о передаче (принятии) имущества, обязан его рассмотреть не позднее двух месяцев со дня поступления и уведомить о результатах рассмотрения уполномоченный орган местного самоуправления, направивший указанное предложение.
В целях формирования согласованных предложений уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, вправе создавать согласительные комиссии, порядок формирования и деятельность которых устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, направляют согласованные предложения в виде перечня имущества, подлежащего передаче, уполномоченному исполнительному органу государственной власти Иркутской области для принятия закона Иркутской области о разграничении имущества между соответствующими муниципальными образованиями.
Таким образом, Администрация города Ангарска была вправе направить уполномоченному органу Ангарского муниципального образования предложение о передаче (принятии) имущества в собственность, а Дума Ангарского муниципального образования, как уполномоченный орган (п.3.2. Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ангарского муниципального образования, утвержденного решением от 02.10.2006 N 149-рД) обязана была рассмотреть это предложение не позднее двух месяцев со дня поступления и уведомить Администрацию города Ангарска о результатах рассмотрения.
На основании данного обращения Главой администрации Ангарского муниципального образования был подготовлен и внесен на рассмотрение Думы Ангарского муниципального образования проект решения Думы Ангарского муниципального образования "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска", предполагающий передачу указанного имущества в муниципальную собственность города Ангарска.
Принятие Думой Ангарского муниципального образования постановления N 37-Д от 25.02.2011 г. "Об отклонении проекта решения Думы Ангарского муниципального образования "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска", которым был отклонен проект решения Думы Ангарского муниципального образования о безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Ангарского муниципального образования, в муниципальную собственность города Ангарска (здания ЖЭК-8, расположенное по адресу: г. Ангарск, квартал 94, д. 17, нежилого помещения, расположенное по адресу: Ангарск, микрорайон 6, д. 14), суд апелляционной инстанции расценивает как фактический отказ уполномоченного органа Ангарского муниципального образования в согласовании предложения о передаче названных объектов недвижимости имущества городу Ангарску.
Согласно п.11 ст.85 Федерального закона N 131-ФЗ перераспределение имущества в соответствии с пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 7, пунктом 3 части 8 настоящей статьи между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.4, 6 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с п.1, п.3 ч.2 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Пунктом 4 ч.8 ст.85 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.
Таким образом, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселения, в частности имущество, необходимое для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, должно было быть передано на уровень муниципального поселения.
В основание заявленного требования, Администрация города Ангарска указала, что целевым назначением нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Ангарск, квартал 94, д. 17, г.Ангарск, микрорайон 6, д. 14 является размещение в них жилищно-эксплуатационной организации, и данное имущество необходимо для решения вопросов местного значения.
В обоснование указанных доводов заявитель представил свидетельства о государственной регистрации права от 13.05.2010 N 38 АД 218535, от 20.08.2009 N 38 АД 028354, технические паспорта на указанные объекты недвижимости.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 13.05.2010 N 38 АД 218535 указано объект права: нежилое помещение, назначение: нежилое. В техническом паспорте на д. 14 указано "на общежитие и земельный участок", приводится экспликация к поэтажному плану жилого дома.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 20.08.2009 N 38 АД 028354 указано: объект права: нежилое здание с пристроем -Здание ЖЭК-8, назначение: нежилое. В техническом паспорте на д. 17 указано - "на здание ЖЭК-8", назначение - "контора".
Суд апелляционной инстанции, изучив данные документы, считает, что из них невозможно однозначно прийти к выводу, что именно указанные здания по своим конструктивным особенностям являются необходимыми для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, и содержания муниципального жилищного фонда. Указание в техническом паспорте на ЖЭК-8 означает, что в этой конторе ранее располагалась названная организация, и не может само по себе свидетельствовать о том, что целевым предназначением данного объекта является исключительно обеспечение указанных видов деятельности.
Также заявителем не представлено никаких доказательств, что данные помещения используются ООО "Жилищная компания" для обслуживания жилищного фонда города Ангарска, нет доказательств, что ООО "Жилищная компания" осуществляет деятельность по обслуживанию жилищного фонда города Ангарска.
Не представлено документального обоснования доводам, что не передача этих объектов повлечет невозможность решения вопросов местного значения поселения, и каким образом.
Учитывая, что настоящее дело находится в производстве с 25.05.2011, то есть более 11 месяцев, у заявителя была реальная возможность представить соответствующие доказательства в обоснование своих доводов, в том числе на стадии апелляции, указав на невозможность их представления в суде первой инстанции по уважительным причинам.
В части п.2 постановления N 37-Д от 25.02.2011 Думы Ангарского муниципального образования, которым администрации Ангарского муниципального образования было рекомендовано внести изменения в перечень имущества, предназначенного для развития сети дошкольных образовательных учреждений Ангарского муниципального образования на 2010-2020 годы, утвержденный постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 30.03.2010 г. N 458-па: в графе "Планируемое использование имущества" строки 4 цифру "2015" заменить цифрой "2011", заявитель никаких доводов о не соответствии его закону и нарушение его прав и законных интересов не приводил.
Согласно п.1 ст.65, п.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая, что заявитель не доказал, что спорное имущество является необходимым для решения вопросов местного значения поселения, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы города Ангарска, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.08.2011 г., принятое по делу N А19-10047/2011, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ангарска без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10047/2011
Истец: Администрация города Ангарска
Ответчик: Дума Ангарского муниципального образования
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3122/12
21.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3925/11
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-976/12
22.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-977/12
31.01.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6284/11
10.11.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3925/11