г. Чита |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А19-17586/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.Н. Скажутиной, А.В. Макарцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2012 года по делу N А19-17586/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Северлес" к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о возврате излишне уплаченной арендной платы (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.),
при участии в судебном заседании:
от истца ООО "Северлес" (ОГРН 1043801042548, ИНН 3808112085, 664054 Иркутская область, г. Иркутск ул. Костычева 10Б, 15): Рюмкин Ю.Н. - представитель (доверенность от 16.04.2012 г.);
от ответчика Агентства (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; 664003 Иркутская область, г. Иркутск ул. Горького 31): не явился, извещен;
от третьего лица Жигаловского лесничества (ОГРН 1083827000070, ИНН 3824002467; 666402, Иркутская область, Жигаловский район, пгт. Жигалово, ул. Чцпановская 135): не явился, извещен;
от третьего лица Иркутской области в лице Минфина ИО (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299; 664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина 1а): не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северлес" (далее - истец, ООО "Северлес") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее - ответчик, Агентство) с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченной по договору аренды лесного участка N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года арендной платы за 2008 г., 2009 г., 1, 2 кварталы 2010 г. в размере 2 298 644 руб. и предоставить в Управление федерального казначейства по Иркутской области платежное поручение о возврате истцу указанной арендной платы.
Определениями от 04 октября 2011 года и 31 октября 2011 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству (далее - Жигаловское лесничество) и Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Минфин ИО) соответственно.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2012 года иск удовлетворен. Суд пришел к выводу, что по договору аренды лесного участка N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года должен применяться механизм расчета арендной платы, определенный по результатам лесного конкурса в протоколе N 2 от 07 декабря 2004 года: увеличение минимальной ставки на конкурсное превышение - 16%, - а Арендодателем при приведении договора аренды лесного фонда в соответствие с новым Лесным кодексом РФ перерасчет арендной платы на 2008 год произведен с применением повышающего коэффициента, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 г. N255. Суд руководствовался статьями 422, 424, 614, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г.), статьями ями 73,74, 78, 80 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 г., далее - ЛК РФ), пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 г. N204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", статьями 51, 57, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Агентство, не согласившись с решением суда, подало на него апелляционную жалобу, ставит вопрос о его отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела неправильным применением норм материального права (пункта 1 статьи 74, пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 80 ЛК РФ), просит принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
Считает, что на основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ размер арендной платы в пункте 2.1 спорного договора был установлен по соглашению сторон путем свободного волеизъявления. Установление размере арендной платы в части, превышающей её минимальный размер, соответствует положениям статей 71, 73 ЛК РФ, пункта 1 статьи 425, статьи 614 ГК РФ и судебной практике. Указывает, что суд не дал оценку отзыву Жигаловского лесничества и представленному им расчету.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, который в судебном заседании поддержал его представитель, считает доводы жалобы необоснованными, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения,
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителя истца, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам лесного конкурса на основании протокола N 2 от 07 декабря 2004 года Жигаловский лесхоз и ООО "Северлес" заключили договор аренды участка лесного фонда N 9 от 16 декабря 2004 года, договора зарегистрирован в ЕГРП 19.01.2005 г.
В соответствие со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 04.12.2008 г. N 1174-апр истец ООО "Северлес" (арендатор) и Жигаловское лесничество (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года, по которому Жигаловское лесничество передало во временное пользование ООО "Северлес" лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7) площадью 12745 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Жигаловский район, Жигаловское лесничество (ранее - Жигаловский лесхоз), Жигаловское участковое лесничество, Жигаловская дача (ранее - Жигаловское лесничество), эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы), кварталы NN: 966, 986-988, 990, 991, 994-998, 1001-1003, 1005, 1006, - для использования в целях заготовки древесины на срок с 19 января 2005 года по 19 января 2054 года. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в Приложениях NN 1, 2, 3, 4 к договору (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 7.1 договора).
Арендная плата составляет 1 704 700 руб. в год (пункт 2.1 договора), вносится ежеквартально равными частями в размере ? части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала согласно приложению N 6 по реквизитам, указанным арендодателем в направляемых ежеквартально арендатору уведомлениях на внесение в бюджет исчисленных сумм платежей за пользование лесным фондом. Арендная плата начисляется с момента государственной регистрации настоящего договора. В случае, если период действия настоящего договора в отдельно взятом календарном году составляет меньше продолжительности календарного года, размер арендной платы, подлежащей оплате в данном году, производится путем деления установленного пунктом 2.1 настоящего договора размера арендной платы на количество дней в данном году 365 (366) - и умножается на количество дней действия настоящего договора в данном году (пункт 2.2).
На момент подписания договора Приложением N 6 внесение арендной платы было распределено следующим образом: в федеральный бюджет по 183 700 руб. ежеквартально, в бюджет субъекта Российской Федерации по 242 475 руб. ежеквартально.
Пунктом 2.3 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, изменений в распределении площади лесного участка по лесотаксовым разрядам, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчет в данном случае производится арендодателем без акцепта арендатора. Заключение дополнительного соглашения не требуется.
Договор аренды лесного участка N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года зарегистрирован в ЕГРП 29.12.2008 г. (регистрационный N 38-38-08/007/2008-982).
Лесной участок передан истцу по акту приема-передачи от 30 декабря 2008 года.
Жигаловское лесничество вручило истцу 28 января 2009 года уведомление N 17 от 21 января 2009 года об установлении арендной платы на 2009 год в части минимального её размера в сумме по 207 800 руб. ежеквартально, в части, превышающей минимальный размер - в сумме по 274 300 руб. ежеквартально.
Согласно уведомлению N 111 от 24 декабря 2009 года арендная плата на 2010 год в части минимального её размера установлена в сумме по 207 800 руб. ежеквартально, в части, превышающей минимальный размер - в сумме по 274 300 руб. ежеквартально.
В спорный период истец уплатил в соответствующие бюджеты 4 297 300 руб.
Исковые требования ООО "Северлес" мотивированы тем, что арендодателем расчет арендной платы за пользование лесным участком неправомерно произведен по минимальным ставкам с применением повышающего коэффициента 2,0, предусмотренного утратившим силу Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", в результате им излишне уплачена арендная плата в части, превышающей минимальный размер, за период с 01.01.2008 по 30.06.2010 в размере 2 298 644 руб., которая является неосновательным обогащением и подлежит возврату.
По своей правовой природе договор аренды лесного участка N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года является договором аренды.
Апелляционный суд находит ошибочным, не соответствующим нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам вывод суда первой инстанции о том, что при определении размера арендной платы по договору N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года стороны должны были руководствоваться механизмом, установленным протоколом лесного конкурса N 2 от 07 декабря 2004 года.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (в редакции от 04.12.2006 г.) до 1 января 2009 года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Частью 2 статьи 4 Федерального Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено, что для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка или договоры безвозмездного срочного пользования лесным участком. В силу части 6 указанной статьи порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
В силу пункта 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При этом согласно пункту 11 порядка при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310.
В соответствии с частью 1 статья 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно статье 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
Статьей 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
В силу части 3 статьи 73 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса). На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка на момент заключения спорного договора определялся на основании регулируемых цен. Постановлением Правительства Российской Федерации 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Из буквального толкования указанных выше норм следует, что размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных в порядке части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом закон не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон.
Указанное толкование правовых норм порядка определении размера арендной платы при заключении договоров аренды лесных участков в порядке части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ следует из судебных актов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 20.01.2012 N ВАС-15437/11, Определение ВАС РФ от 27.05.2010 N ВАС-6158/10).
Подписав 15 декабря 2008 года спорный договор, истец выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, в том числе с установленным размером арендной платы. При этом истцом не оспаривается и подтверждается представленными в дело расчетами, что минимальный размер арендной платы на 2008, 2009 и 2010 годы установлен по договору в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и установленными постановлением Правительства Российской Федерации 22.05.2007 N 310 ставками платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, с применением в 2008 году коэффициента 1,15 установленного Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", применением в 2009 и 2010 года коэффициента 1,30 установленного соответственно Федеральным законом от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федеральным законом от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Вывод суда первой инстанции, что при расчете и перерасчете размера арендной платы по спорному договору арендодатель руководствовался коэффициентом, установленным Приказ Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 г. не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Перерасчет арендной платы за пользование лесным фондом с 01.01.2008 г. к спорному договору не относится.
Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В силу пункта 3 статьи 432, пункта 2 статьи 609 ГК РФ, статьи 93 ЛК РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" спорный договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента государственной регистрации. Следовательно, договор N 91-7-29/08 от 15 декабря 2008 года считается заключенным с 29 декабря 2008 года. В условиях договора и Приложениях к нему отсутствует какой-либо расчет арендной платы, а также ссылка на то, что арендная плата определена с применением коэффициента, установленного вышеназванным приказом.
В расчете арендной платы за пользование лесным участком с 01.01.2009 г. был определен только её минимальный размер на 2009 год, который составил 831,2 тыс. руб. в год. Изменение размера арендной платы по спорному договору на 2009 год Жигаловское лесничество произвело в порядке, предусмотренном пунктом 2.3 договора, в связи с изменением ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Из условий договора не следует, что в связи с изменением ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменению подлежит только минимальный размер арендной платы.
Согласно уведомлению N 17 от 21 января 2009 года арендная плата за использование лесов на 2009 год в части, превышающей её минимальный размер, установлена в сумме 1 097 200 руб. (по 274 300 руб. ежеквартально). По отношению к коэффициенту 2008 года увеличение повышающего коэффициента ставки в 2009 году составило 1,1312 раза. При увеличении годового размер арендной платы на 2008 год в 1,1312 раза получаем арендную плату на 2009 год в размере 1 097 200 руб.
В уведомлении N 17 от 21 января 2009 года в примечании сделана ссылка на договор N 9 от 16.12.2004 г., который был прекращен с 29 декабря 2008 года. Вместе с тем указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что размер арендной платы, превышающий её минимальный размер, в 2009 году увеличен не был, в силу следующего. Во-первых, увеличение размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке без акцепта арендатора и основания увеличения предусмотрены договором. Соответствующие основания в 2009 году имелись. Во- вторых, истец в 2009 году ежеквартально производил перечисление в бюджет Иркутской области арендной платы в части, превышающей её минимальный размер, в сумме по 274 300 руб. В акте сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2010 г. истец и Жигаловское лесничество подтвердили, что арендная плата на 2009 год установлена названным уведомлением. Таким образом, никакой неопределенности относительно размера арендной платы, установленной спорным договором на 2009 год, между сторонами договора не имелось.
Согласно уведомлению N 111 от 24 декабря 2009 года арендная плата за использование лесов в части, превышающей её минимальный размер, на 2010 год составила 1 097 200 руб. (по 274 300 руб. ежеквартально). По отношению к коэффициенту 2009 года увеличение повышающего коэффициента ставки в 2010 году составило 1. Таким образом, спорный размер арендной платы рассчитан правильно. Истец указанное уведомление получил, руководствовался им при перечислении арендной платы, что подтверждается составленным и подписанным истцом актом сверки взаимных расчетов на 01.01.2011 г., платежными поручениями.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что за период с 29.12.2008 по 30.06.2010 г. истец уплатил по договору N 91-7-29/08 от 15.12.2008 г. арендную плату в части, превышающей её минимальный размер, в размере, определенном в соответствии с условиями договора. Доказательства излишнего перечисления истцом денежных средств в бюджет субъекта Иркутской области в материалах дела отсутствуют.
Вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований в части понуждения ответчика к совершению действий по возврату арендной платы, уплаченной за период с 01.01.2008 г. по 28.12.2008 г., также нельзя признать правомерным.
Правоотношения сторон по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка N 91-7-29/08 от 15.12.2008 г. согласно абзацу 1 пункта 2.2 договора возникли 29 декабря 2008 года. Правоотношения сторон по внесению арендной платы за пользование участком лесного фонда площадью 12745,0 га в период с 01.01.2008 по 28.12.2008 г. регулировались договором аренды участка лесного фонда N 9 от 16 декабря 2004 года, требование о понуждении ответчика к совершению действий по возврату арендной платы, уплаченной по указанному договору истец по настоящему делу не заявлял.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2012 года подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, в иске следует отказать.
Жигаловское лесничество в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому на основании статьи 110 АПК РФ и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с истца.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2012 года по делу N А19-17586/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Северлес" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17586/2011
Истец: ООО "Северлес"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства ИО, Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Агентство лесного хозяйства ИО по Жигаловскому лесничеству, Министерство финансов ИО, Министерство финансов Иркутской области, ООО "Северлес", Территориальное управление агенства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству, Представитель (ООО "Северлес") Кулишенко Н. Н.