г. Томск |
|
13 сентября 2013 г. |
Дело N А03-6935/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Квазар", г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 09 июля 2013 года по делу N А03-6935/2013 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Квазар", г. Барнаул (ИНН 2225106507, ОГРН 1092225006840)
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул
об оспаривании распоряжения от 22.03.2013 года N 48,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Квазар" (далее по тексту - заявитель, ООО "Квазар", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании распоряжения от 22.03.2013 года N 418.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Квазар" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; оспариваемое распоряжение заинтересованного лица принято в нарушение положений действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя; в рассматриваемом случае подлежат применению положения Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Общество обладает исключительным правом на застройку в силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, так как в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Обществу в предоставлении земельного участка.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.05.2010 года Общество обратилось в Управление с заявлением N 3650 о выборе земельного участка, расположенного в г. Барнауле на пересечении улиц Челюскинцев и Партизанская, для строительства дома быта с магазином и предварительном согласовании места размещения объекта.
01.06.2010 года Управление письмом исх. N АН-5999, направило документы Общества в Администрацию г. Барнаула для подготовки акта о выборе спорного земельного участка, утвержденной схемы расположения его на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, проекта межевания территории, необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка, сбора технических условий, информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства и др.
15.10.2010 года письмом за исх. N 1042 Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула направил в Управление акт о выборе земельного участка от 14.07.2010 года N 459, решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 11.10.2010 года N 310, сведения об информировании населения о возможном либо предстоящем предоставлении земельного участка для строительства от 24.07.2010 года, от 15.09.2010 года.
19.10.2010 года письмом за исх. N АН-12009 Управление вернуло Комитету вышеназванные документы для доработки.
19.06.2010 года Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в несовершении юридически значимых действий по заявлению ООО "Квазар" от 12.05.2010 года и непринятии по нему в разумные сроки решения, и обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов Общества.
02.07.2012 года Управление со ссылкой на имеющееся в производстве арбитражного суда дело N А03-8860/2012, письмом за исх. N 24/8296 просило Администрацию г. Барнаула в срок до 15.07.2012 года представить в Управление необходимый для принятия решения по заявлению Общества пакет документов.
11.07.2013 года Комитет, письмом за исх. N 2151/01-07 повторно направил названный выше пакет документов в адрес Управления, которое 20.07.2012 года письмом за исх. N 24/9469 вновь возвратило его Комитету для доработки.
После обращения Общества в арбитражный суд о признании бездействия Комитета незаконным (дело N А03-1028/2013) письмом от 01.03.2013 года за исх. N 1042(10)2978-01-07, необходимый для принятия решения по заявлению Общества пакет документов был передан Комитетом в Управление.
По результатам рассмотрения заявления Общества заинтересованное лицо распоряжением от 22.03.2013 N 418 отказало Обществу в размещении дома быта с магазином на выбранном земельном участке.
Полагая, что отказ в размещении объекта является незаконным, ООО "Квазар" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основания решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30-32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов и без предварительного согласования мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 года N 32, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.
Процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования - городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, установлены Порядком, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка, для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо обращается с заявлением в уполномоченный орган.
Согласно пункта 2.3 Порядка (в редакции от 17.02.2010 года) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2.4 указанного Порядка, заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривается уполномоченным органом в месячный срок.
В случае отсутствия оснований, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, для принятия решения об отказе в размещении объекта, уполномоченный орган в семидневный срок направляет обращение в Администрацию города Барнаула:
- для оформления в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акта о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, иными заинтересованными лицами;
- для обеспечения подготовки и утверждения схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и в случае предполагаемого размещения объекта на застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома, подготовки и утверждения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекта межевания территории;
- для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об их обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- для информирования землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2.6 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка (в редакции от 01.06.2012 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается после поступления в уполномоченный орган следующих документов:
- акта о выборе земельного участка для строительства и документов, указанных в примечании к этому акту;
- постановления администрации города Барнаула об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением указанной схемы;
- действующих технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
- утвержденного в установленном законом порядке проекта межевания территории (в случае предполагаемого размещения объекта на застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома);
- документа, подтверждающего информирование органами местного самоуправления населения о возможном либо предстоящем строительстве в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьей 29, 31 Земельного кодекса РФ, пункта 2.7 Порядка, после поступления в уполномоченный орган вышеуказанных документов, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (решение об отказе в размещении объекта) в течение одного месяца со дня получения всех документов, указанных в настоящем пункте.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что необходимый для принятия решения по заявлению Общества пакет документов передан в Управление 04.03.2013 года.
Вместе с тем, постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2012 года N 294 в Порядок были внесены изменения, в том числе: перечень оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта (отказе в размещении объекта), закрепленный пунктом 2.8 Порядка, дополнился следующим основанием: если документы, предусмотренные пунктом 2.7 Порядка, для строительства объектов, перечисленных в абзацах втором - восьмом пункта 1.7, поступили в уполномоченный орган после вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с абзацем четвёртым пункта 1.7 Порядка предоставление земельных участков для строительства объектов торговли, бытового обслуживания осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Изменения, внесенные постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2012 года N 294, вступили в силу через 30 дней после его официального опубликования в газете "Алтайская правда" и применяются, в том числе, при рассмотрении заявок граждан и юридических лиц, поступивших в орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками до вступления в силу настоящего постановления (пункт 2 данного документа).
Постановление от 01.06.2012 года N 294 опубликовано в газете "Алтайская правда", N 160, 09.06.2012 года и вступило в силу с 09.07.2012 года.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал обоснованным оспариваемое распоряжение в части основания отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с тем, что документы, предусмотренные пунктом 2.7 Порядка, для строительства объекта бытового обслуживания с магазином, поступили в Управление от Комитета 04.03.2013 года, то есть после вступления постановления Администрации Алтайского края от 01.06.2012 года N 294 в законную силу.
В тоже время принятие распоряжения от 22.03.2013 N 418 об отказе в предварительном согласовании места размещения дома быта с магазином, не привело к нарушению прав заявителя, поскольку Общество не лишено возможности принять участие в торгах с целью получения испрашиваемого земельного участка для строительства.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2012 года N ВАС-16721/12.
Доводы заявителя со ссылкой на незаконное бездействие Управления, арбитражным судом правомерно отклонены, поскольку решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.08.2012 года по делу N А03-8860/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Управления.
Ссылка Общества о необходимости применения положений Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации", отклоняется апелляционным судом как несостоятельная, поскольку в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункта 2.7 Порядка, решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке может быть принято только после поступления в уполномоченный орган акта о выборе земельного участка и иных обязательных документов.
Кроме того, поскольку выбор земельного участка, определение его разрешенного использования должны быть осуществлены органом местного самоуправления с учетом экологических, градостроительных и иных требований к его использованию, в связи с необходимостью получения информации об обеспечении участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, определения технических условий подключения объектов в сетям инженерно-технического обеспечения, срок, в течение которого происходит подготовка и сбор необходимой информации, зависит от совокупности различных объективных факторов.
Также органу местного самоуправления необходимо выполнить требования законодательства об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, действующим законодательством не установлен конкретный срок, в течение которого акт о выборе земельного участка и все необходимые документы должны быть подготовлены органом местного самоуправления.
Превышение срока не свидетельствует о незаконности принятого решения, а также не является основанием для предварительного согласования с последующим предоставлением земельного участка Обществу в нарушение требований действующего законодательства.
В свою очередь, Главное управление имущественных отношений не обладает полномочиями по контролю за деятельностью Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула и обеспечению им своевременного выполнения своих обязанностей.
Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
В отношении вопроса о бездействии Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула определением Арбитражного суда Алтайского края от 14.03.2013 года по делу N А03-1028/2013 производство по делу прекращено в связи с отказом Общества от заявленных требований.
Кроме того, заявителем не обосновал необходимость применения в рассматриваемом случае положений пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, пункта 3.3 Порядка, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3,4 пункта 4 статьи 30 Кодекса, то есть через торги.
Действующее законодательство устанавливает процедуру предоставления для строительства сформированного земельного участка и исключает возможность принятия в отношении такого участка решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном случае, принятие Управлением решения в отношении сформированного земельного участка о предварительном согласовании места размещения дома быта с магазином на спорном земельном участке, утверждающее акт о выборе земельного участка, противоречит требованиям закона.
В оспариваемом судебном акте арбитражным судом допущены опечатки в номере и дате оспариваемого ненормативного акта заинтересованного лица, которые могут быть устранены в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку и не могут служить основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 июля 2013 года по делу N А03-6935/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6935/2013
Истец: ООО "Квазар"
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края