г. Чита |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А78-6086/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2011 года по делу N А78-6086/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Рюмкиной Веры Аксентьевны (ИНН 750400296272 ОГРНИП 304751907000029) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ИНН 7527008569 ОГРН 1097527000845) о признании недействительными решений NN2955, 2956, 2957, 2960 от 15.06.2011 г.
(суд первой инстанции судья Анисимов М.И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Рюмкина Вера Аксентьевна (далее заявитель, ИП Рюмкина В.А.) обратилась в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее Управление, УПФР в г.Шилке) о признании недействительными решений N N 2955, 2956, 2957, 2960 от 15.06.2011 г.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12.10.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения не содержат полных и достаточных сведений о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного п.2 ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что ИП Рюмкина В.А. зарегистрирована в органе ПФР как предприниматель, использующая труд наемных работников и заявление о приостановлении деятельности как предприниматель-работодатель в орган ПФР не поступало, следовательно, за ней закреплена обязанность согласно ст.212-ФЗ своевременного представления расчетов по страховым выплатам. Оспариваемые решения пенсионного фонда приняты в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель в пояснениях, представленных в суд апелляционной инстанции, указала на незаконность принятых Пенсионным фондом решений.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, пенсионный фонд обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Рюмкина В.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304751907000029.
11.05.2011 г. специалистом Отдела ПФР в Газимуро-Заводском районе Швецовой С.Н. составлены акты в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении ИП Рюмкиной В.А. предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.
15.06.2011 г. начальником Управления ПФР в г.Шилке Петровой Г.И. в отношении ИП Рюмкиной В.А. вынесены решения N N 2955, 2956, 2957, 2960 о привлечении лица к ответственности за нарушение пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ за 1 квартал 2010 г., за полугодие 2010 года, за 9 месяцев 2010 г., за 2010 год (л.д. 47-57).
На основании указанных решений 11.07.2011 г. предпринимателю были выставлены требования N N 08501140039914, 08501140039915, 08501140039916, 08501140039917 (л.д. 14-17) об уплате штрафа в размере 3100 руб.
Не согласившись с решениями о привлечении к ответственности, предприниматель обжаловала их в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 того же Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (действующего на момент увольнения продавца Шемякиной Е.А. 18.08.2006 г.), была предусмотрена обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
В соответствии с частью 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N212-ФЗ), если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
С учетом указанных выше норм права Пенсионный Фонд пришел к выводу, что ИП Рюмкина В.А. обязана была в установленные законом сроки представить сведения о работающем у нее (уволенном) застрахованном лице, однако, предпринимателем не были представлены в УПФР сведения об увольнении 18.08.2006 г. продавца Шемякиной Е.А., следовательно, за ней закреплена обязанность согласно ст.212-ФЗ своевременного представления расчетов по страховым выплатам.
Из представленных заявителем в материалы дела документов, а именно трудового договора от 01.01.2000 г. и заявления Шемякиной Е.А. от 15.08.2006 г. следует, что трудовые отношения между работодателем Рюмкиной В.А. и работником Шемякиной Е.А. были прекращены в августе 2006 года.
Каких либо доказательств существования трудовых отношений между ИП Рюмкиной В.А. и работником Шемякиной Е.А. Пенсионным фондом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Факт представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам 11.05.2011 г. ИП Рюмкиной В.А. подтверждается актами камеральных проверок от 11.05.2011 г., решениями пенсионного фонда N N 2955, 2956, 2957, 2960 от 15.06.2011 г. и не оспаривается заявителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных пунктом 1 части 9, частью 15 статьи 15, частями 5 и 6 статьи 16 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частями 1 или 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ влечет ответственность плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей.
Статьей 46 Закона 212-ФЗ установлено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Материалами дела подтверждается, что ИП Рюмкина В.А. не представила в установленный законом срок расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета, следовательно, Пенсионным фондом правомерно ИП Рюмкина В.А. была привлечена к ответственности по п.1 ст.46 Закона N 212-ФЗ.
Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ).
Порядок проведения камеральной проверки страховых взносов и оформление ее результатов регулируются ст. 34, 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать:
- сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.
Пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ни акты камеральной проверки, ни оспариваемые решения не содержат указания на документы и иные сведения, свидетельствующие о нарушении заявителем законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки, не установлена вина предпринимателя.
Оспариваемые решения по своему содержанию не соответствуют части 9 ст. 39 и 40 Закона N 212-ФЗ, так как, констатирует лишь факт о привлечении предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 3100 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Объективной стороной вменяемого ИП Рюмкиной В.А. правонарушения, является непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля.
Согласно актам проверки, у предпринимателя Рюмкиной В.А. отсутствуют какие либо начисления и уплата по страховым взносам, что влечет невозможность расчета штрафных санкций по п.2 ст.46 Закона N 212-ФЗ, который говорит, что нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Приложенные к апелляционной жалобе приложения N 1 к актам проверки от 11.05.2011 г. также не содержит сведений о порядке расчета назначенной ИП Рюмкиной В.А. санкции.
А поскольку обжалуемые решения не содержат описания правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что фондом не доказан факт нарушения и как следствие этого, правомерность принятия оспариваемого решения суда первой инстанции.
Доказательств иного апелляционная жалоба фонда не содержит.
Ссылка в апелляционной жалобе Пенсионного фонда на то, что факт правонарушения подтверждается материалами дела, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является оценка законности оспариваемых ИП Рюмкиной В.А. решений о привлечении к ответственности, которые не содержит ссылок на то, что представленные в материалы дела документы были исследованы и легли в основу принятых Пенсионным фондом решений.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что ни акты проверки, ни решения о привлечении плательщика к ответственности не содержат полных и достаточных сведений о совершении ИП Рюмкиной В.А. правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 46 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.10.2011 г. принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2011 года по делу N А78-6086/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2011 года по делу N А78-6086/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6086/2011
Истец: Рюмкина Вера Аксентьевна
Ответчик: УПФ (ГУ) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное)
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4801/11