г. Хабаровск |
|
13 сентября 2013 г. |
Дело N А73-4007/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России": Бизимова О.А., представитель по доверенности от 13.11.2012 N 21-03/11-625; Пловинкина Ю.А., представитель по доверенности от 28.08.2013 N21-03/11-379;
от Центрального банка Российской Федерации в лице территориального учреждения - Главного управления Центрального Банка РФ по Хабаровскому краю: Варламов П.А., представитель по доверенности от 13.09.2012 N 55; Оськина И.М., представитель по доверенности от 12.05.2013 N 25;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России" на решение от 12.07.2013 по делу N А73-4007/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России"
к Центральному банку Российской Федерации в лице территориального учреждения - Главного управления Центрального Банка РФ по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления Центрального банка Российской Федерации в лице территориального учреждения - Главного управления Центрального Банка РФ по Хабаровскому краю от 05.04.2013 г. N 08-12-Ю/0004/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 08-12-Ю/0004 и представления N 08-12-Ю/0004/3130 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России" (далее - Банк, общество, ОАО "Сбербанк России") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями о признании незаконными и отмене постановления Главного управления Центрального банка РФ по Хабаровскому краю (далее - ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю, Главное управление, административный орган) от 05.04.2013 N 08-12-Ю/0004/3110 которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50.000 рублей, а также представления N 08-12-Ю/0004/3130 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представители Банка в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования общества.
Представители административного органа в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решения суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Филиал открытого акционерного общества "Сбербанк России" Дальневосточный банк (далее - Филиал) осуществляет передачу в уполномоченный орган сведений об операциях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ), в виде электронных сообщений через Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому краю. Местонахождение Главного управления: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 42.
В Главное управление поступила информация из Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (письмо от 07.09.2012 N 12-5-2/1674) о выполнении кредитными организациями (их филиалами), поднадзорными Главному управлению, требований Федерального закона N115-ФЗ за период с 01.08.2012 по 31.08.2012. В адрес Филиала был направлен запрос от 13.09.2012 N 12-24/8741 "О предоставлении документов и информации, послуживших основанием сообщений, направленных в Росфинмониторинг в августе 2012 года".
По результатам рассмотрения документов и информации, представленных Филиалом (письмо от 25.09.2012 N 1-01/1470) установлено следующее.
Отчет в виде электронных сообщений (файл: "13608006.081"), содержащий сведения о выплате 11.04.2012 физическому лицу страхового возмещения по страхованию жизни (запись N 19074), сформирован и направлен в уполномоченный орган Филиалом через Главное управление 06 августа 2012 года (ИЭС от 06.08.2012, о принятии уполномоченным органом файла: "13608006.081", содержащего запись N 19074 от 06.08.2012).
11.04.2012 Филиалом была проведена операция по зачислению на счет физического лица Рустамова Эльхана Гамбара Оглы N 42307810770003212960, открытый в Филиале, страхового возмещения по Госконтракту N 182/3/1/1190 от 31.12.2011 по ОГСЖиЗ в/с ВС РФ в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ от 28.03.1998, в размере 1000000,00 рублей, поступившего со счета ЗАО "МАКС" (ИНН: 7709031643, КПП: 774401001) N 40701810238180120036, открытого в головном офисе Открытого акционерного общества "Сбербанк России" г. Москва (Платежное поручение N 75600 от 11.04.2012).
Данная операция, согласно нормам, изложенным в пункте 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ и внутреннему порядку Открытого акционерного общества "Сбербанк России", определенному в пункте 2.3.1 "Методики осуществления в ОАО "Сбербанк России" процедур внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 03.12.2010 N 2022, подлежит обязательному контролю.
В целях исполнения требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведения об операции по зачислению 11.04.2012 на счет физического лица Рустамова Эльхана Гамбара Оглы N 42307810770003212960 выплаты страхового возмещения в размере 1000000,00 рублей (Платежное поручение N 75600 от 11.04.2012) должны были поступить в уполномоченный орган не позднее 16.04.2012.
Сведения по указанной операции, согласно данным Росфинмониторинга (ИЭС от 06.08.2012) поступили в уполномоченный орган 06.08.2012.
Платежное поручение N 75600 исполнено 11.04.2012 в автоматическом режиме, с использованием процедур реализованных в АБС "Гамма" (письмо Филиала от 25.09.2012 N 1-01/1470).
06.08.2012 специалистами сектора финансового мониторинга Управления безопасности Филиала при проведении дополнительного контроля полноты ранее направленных в уполномоченный орган сведений было установлено, что информация об операции зачисления денежных средств от 11.04.2012 по платежному поручению N 75600 не вошла в сформированные ранее реестры документов, по причине сбоя в работе программного обеспечения (письмо Филиала от 25.09.2012 N 1-01/1470).
В результате этого, сведения об операции по зачислению 11.04.2012 на счет физического лица Рустамова Эльхана Гамбара Оглы N 42307810770003212960 выплаты страхового возмещения в размере 1000000,00 рублей (Платежное поручение N 75600 от 11.04.2012) были направлены Филиалом в уполномоченный орган 06.08.2012.
Направление Филиалом в уполномоченный орган указанных сведений 06.08.2012, а не в течение трех рабочих дней со дня совершения операции, повлекло нарушение кредитной организацией требований, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный орган сведений о выплате физическому лицу страхового возмещения по страхованию жизни в размере 1000000,00 рублей (Платежное поручение N 75600 от 11.04.2012).
ОАО "Сбербанк России" не предприняло достаточных внутренних организационных мер для обеспечения исполнения требований, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, что не позволило уполномоченному органу своевременно обладать информацией о выплате физическому лицу страхового возмещения по страхованию жизни в размере 1000000,00 рублей (Платежное поручение N 75600 от 11.04.2012), подлежащей обязательному контролю.
Уведомлением о составлении протокола N 08-12-Ю/0004/1010 ОАО "Сбербанк России" извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 15.01.2013 в 10-30.
15.01.2013 начальником отдела финансового мониторинга и валютного контроля Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому в присутствии представителей банка, в отношении ОАО "Сбербанк России" составлен протокол N 08-12-Ю/0004/1020 от 15.01.2013 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Копия протокола направлена в адрес банка.
Определением от 22.03.2013 N 08-12-Ю/0004/3020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 05.04.2013 на 10-00. Телеграммой от 25.03.2013 г. информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении доведена до ОАО "Сбербанк России" по его юридическому адресу: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19. Указанная телеграмма вручена Банку 25.03.2013, согласно телеграфному уведомлению о вручении.
05.04.2013 заместителем начальника ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю в присутствии представителей Банка, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 08-12-Ю/0004, вынесено постановление N 08-12-Ю/0004/3110 от 05.04.2013, которым ОАО "Сбербанк России" привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Кроме того, 05.04.2013 Главным управлением в порядке статьи 29.12 КоАП РФ в адрес Банка вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым Банку предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и представить соответствующую информацию о принятых мерах.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением административного органа, общество обжаловало из в суд, который, отказывая в удовлетворении требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27. КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как установлено статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, кредитные потребительские кооперативы (статья 5 Федерального законаN 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, включая операцию: выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения (подпункт 4)
Пунктом 4 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрен перечень сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, которых организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения таких операции.
Согласно части 2, указанной статьи, Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Материалами дела подтверждается и не отрицается обществом тот факт, что Отчет в виде электронных сообщений (файл: "13608006.081"), содержащий сведения о выплате 11.04.2012 физическому лицу страхового возмещения по страхованию жизни (запись N 19074), сформирован и направлен в уполномоченный орган Филиалом через Главное управление 06.08.2012, при сроке предоставления указанных сведений в уполномоченный орган не позднее 16.04.2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вменяемых правонарушений.
Вина Банка выражается в бездействии и заключается в нарушении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Довод Банка об отсутствии у него обязанности по представлению сведений о рассматриваемой операции, т.е. она не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обосновано им отклонен, как необоснованный.
Общество полагает, что обязательному контролю, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, подлежат операции по накопительному страхованию, включая накопительный вид страхования жизни.
Между тем буквальный текст указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат все операции (на сумму, установленную пунктом 1 данной статьи), по страхованию жизни, поскольку указание на отнесение операций по страхованию жизни к подлежащим контролю прямо установлено данной нормой.
Последующее указание в тексте подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на иные виды накопительного страхования, не указывает на необходимость прочтения данной нормы в более узком понимании, т.е. в понимании, распространяющим область применения указанного пункта относительно только накопительных видов страхования жизни.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Из анализа положений статьи 29.13 КоАП РФ следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вносится лицу, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении и выносилось постановление о привлечении к административной ответственности, то есть если административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено как само нарушение, так и причины и условия его совершения.
Учитывая, что постановление Управления от 05.04.2013 не признано судом незаконным, обжалуемое представление соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для признания его незаконным отсутствуют.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2013 по делу N А73-4007/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4007/2013
Истец: ОАО "Сбербанк России" в лице Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации в лице территориального учреждения - Главного управления Центрального Банка РФ по Хабаровскому краю