г. Чита |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А58-4403/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "ЖилСервис" Городского округа "Жатай" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2011 года по делу N А58-4403/2011 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "ЖилСервис" Городского округа "Жатай" (ИНН 1435105610, ОГРН 1022700000025) к Административной комиссии при Окружной администрации Городского округа "Жатай" о признании незаконным и отмене постановления N 0009 от 26 мая 2011 года о привлечении к административной ответственности,
(суд первой инстанции судья Эверстова Р. И.)
при участии:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "ЖилСервис" Городского округа "Жатай" (далее МУП "ЖилСервис", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Административной комиссии при Окружной администрации Городского округа "Жатай" (далее административный орган, комиссия) о признании незаконным и отмене постановления N 0009 от 26 мая 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 6.16 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о пропуске МУП "ЖилСервис" срока обжалования постановления административного органа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "ЖилСервис" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права и неправильным применением норм материального права. При этом указывая на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства предприятия о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления об административном правонарушении.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административным органом по результатам проведенной в отношении МУП "ЖилСервис" проверки составлен Акт выявления нарушения законодательства от 10.05.2011 г. о нарушении правил по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории Городского округа "Жатай".
По результатам проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении N 0009 от 20.05.2011 г. о нарушении предприятием пунктов "в", "г" ст. 1 гл. 1, п. 5 ст. 6 Правил по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории ГО "Жатай", утвержденных Решением Окружного Совета ГО "Жатай" 28.09.2011 г., опубликованные в газете "Жатайский вестник" N 39 (312) от 15.10.2010 г. и совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РС (Я).
На основании Протокола об административном правонарушении Постановлением административной комиссия о назначении административного наказания N 0009 от 26.05.2011 г. МУП "ЖилСервис" привлечено к ответственности, за совершение правонарушения предусмотренного ст. 6.16 КоАП РС (Я) в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Выводы суда первой инстанции о пропуске МУП "ЖилСервис" установленного процессуальным законом срока на оспаривание решения являются правильными.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113); с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий (часть 1 статьи 115).
Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле; такое ходатайство подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие, рассматривается в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, и его разрешение предшествует осуществлению соответствующего процессуального действия за пределами пропущенного срока.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП РФ и в соответствии с пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление (жалоба) об оспаривании решения (постановления) административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения (постановления). В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N 8673/07 разъяснено, что пропуск срока на обжалование служит достаточным аргументом для отказа в удовлетворении заявления.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 октября 2006 года N 7830/06 и от 31 октября 2006 года N 8837/06 также указано, что пропуск названного срока служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 года N 11984/06 и решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 года по делу N 5191/09.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление N 0009 от 26.05.2011 г. было получено предпринимателем МУП "ЖилСервис" 27.05.2011 г., что подтверждается подписью директора Томина В. В. (л.д. 7).
Указанное постановление было обжаловано предприятием 26.07.2011 г., то есть по истечении более чем двух месяцев после окончания десятидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 208 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В качестве уважительных причин пропуска срока на обжалование постановления административного органа заявитель ссылается на нахождение юриста предприятия в отпуске.
Суд апелляционной инстанции признает названный довод не состоятельным, поскольку, в соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
Каких-либо иных уважительных причин для восстановления пропущенного срока МУП "ЖилСервис" не приводило, объективных доказательств невозможности оспаривания постановления административного органа в установленный законом срок не представлено, в следствии чего, суд первой инстанции не имел правовых оснований для восстановления пропущенного срока.
В соответствии со ст. 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных этим Кодексом.
Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции проверены, однако они не влияют по существу на правильное и обоснованное решение суда первой инстанции.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N 8673/07 разъяснено, что пропуск срока на обжалование служит достаточным аргументом для отказа в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а наложенный на МУП "ЖилСервис" административный штраф не превышает 100000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2011 года по делу N А58-4403/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2011 года по делу N А58-4403/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4403/2011
Истец: МУП "ЖилСервис" ГО "Жатай"
Ответчик: Административная комиссия при Окружной Администрации ГО "Жатай", Административная комиссия при Окружной Администрации Городского округа "Жатай"