г. Чита |
|
22 июля 2010 г. |
Дело N А78-2034/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Т.О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Такель" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 мая 2010 года по делу N А78-2034/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Такель" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по г.Чите о признании недействительным решения от 05.03.2010 г. N921 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов,
(суд первой инстанции судья Сидоренко В.А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: Аниськина Г.А., представитель по доверенности N 05 от 13.04.2010 г. не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Такель" (далее заявитель, ООО "Такель") обратилось с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите (далее налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.03.2010 г. N 921 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11.05.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции сделал вывод о непредставлении необходимого пакета документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, поскольку ликвидационный баланс юридического лица содержал недостоверные сведения, в частности, в нем не было указано на наличие задолженности по налогам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на отсутствие у регистрирующего органа полномочий по проверке достоверности представленного ликвидационного баланса. Общество обращает внимание на то, что инспекцией в установленном законом порядке не заявлялись требования кредитора, а достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, по мнению Общества, подтверждается регистрацией промежуточного ликвидационного баланса.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителя заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите 05.06.2008 г.
30.08.2009 г. единственным учредителем общества Климовой Ириной Левановной принято решение о ликвидации ООО "Такель" в связи с отсутствием хозяйственной деятельности и её убыточностью и назначением Эповой Светланы Юрьевны председателем ликвидационной комиссии.
09.09.2009 г. в "Вестнике государственной регистрации" N 35 было опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации общества и о возможности заявления требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации сообщения.
04.02.2010 г. Общество представило в налоговый орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (л.д. 47, 48).
10.02.2010 налоговым органом внесены сведения об этом решении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРРЮЛ), о чём выданы соответствующие свидетельства.
10.02.2010 общество уведомила инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса, утверждённого решением учредителя N 2.
19.02.2010 налоговым органом внесены соответствующие сведения в ЕГРЮЛ, о чём также выдано свидетельство.
27.02.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением от 05.03.2010 N 921 обществу было отказано в государственной регистрации в связи с отсутствие среди представленных для регистрации документов ликвидационного баланса. Данные, содержащиеся в представленном ликвидационном балансе, не соответствуют данным налогового органа.
Не согласившись с указанным решением об отказе в регистрации, ООО "Такель" обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), и установить порядок и сроки ликвидации.
Статьей 63 (частями 1, 2, 5) Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией". В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 этого Федерального закона.
В свою очередь, в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, предусмотренных данным Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 27 февраля 2010 года в регистрирующий орган Обществом были представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, а именно:
- заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- документ об уплате государственной пошлины;
- ликвидационный баланс;
- решение единственного участника общества об утверждении ликвидационного баланса;
- документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов от 27 февраля 2010 года (л.д. 61) и решением инспекции от 5 марта 2010 года N 921.
Таким образом, ликвидационный баланс (л.д. 56-57) был представлен в регистрирующий орган вместе с остальными документами, в связи с чем вывод инспекции и суда первой инстанции о непредставлении этого документа не соответствует действительности.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
На основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных этим законом необходимых документов для государственной регистрации.
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
То есть законодатель прямо установил, что регистрирующий орган, по общему правилу, не вправе проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных при государственной регистрации юридического лица документах, в том числе и в связи с его ликвидацией, поэтому данные, содержащиеся в промежуточном и ликвидационном балансах, а также сведения об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности не могут проверяться регистрирующим органом на стадии государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу отсутствия таких полномочий.
Иными словами, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (пункт 1 статьи 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (пункт 4.1 статьи 9).
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
В частности, частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а частью 4 той же статьи - за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Кроме того, на основании статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (пункт 1). Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Следовательно, регистрирующий орган вправе при наличии документально подтвержденных имущественных претензий предъявить в установленном законом порядке требования учредителю Общества (ООО "Такель").
Из сведений промежуточного баланса Общества по состоянию на 12.02.2010 следует, что налоговый орган не является кредитором Общества, поскольку никаких требований в установленный двухмесячный срок не предъявлял. После получения от Общества промежуточного баланса Инспекцией 19.02.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 1087536005545 и выдано свидетельство серии 75 N 002152948 (л.д. 16).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что налоговому органу было известно о процессе ликвидации Общества, и представленный промежуточный ликвидационный баланс Общества им был одобрен.
Факт предоставления заявителем всех документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица и факт отсутствия у заявителя задолженности перед бюджетом подтверждены материалами дела, в частности актом совместной сверки расчетов (л.д. 23-27).
Представленный Обществом ликвидационный баланс соответствует требованиям законодательства, поэтому у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию установленным нормативным актам. Таким образом, в случае представления в регистрирующий орган всех необходимых документов, предусмотренных Законом о регистрации, и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 данного Закона, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом представлены все документы, предусмотренные действующим законодательством о регистрации, а обязанность налогового органа по проверке достоверности сведений, указанных в ликвидационном или промежуточном балансах, законом не предусмотрена. Следовательно, решение налогового органа от 05.03.2010 г. N 921 является незаконным, как несоответствующее статьям 21, 23 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2009 г. N ВАС-4814/09, от 16.12.2008 г. N 15196/08 и от 27.05.2008 г. N 6602/08, Постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 г. N Ф04-774/2009/293-А-03-15, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 г. N А33-2015/08-Ф02-3793/08, от 22.01.2010 г. по делу N А78-3066/2009.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения апелляционной жалобы и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При подаче заявления и апелляционной жалобы Обществом по платежным квитанциям от 24 марта 2010 года N 688216810 (л.д. 7) и от 9 июня 2010 года N743579084 (л.д. 143) уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на инспекцию.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 мая 2010 года по делу N А78-2034/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 мая 2010 года по делу N А78-2034/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служба N 2 по г.Чите от 05.03.2010 г. N 921 об отказе в государственной регистрации юридического лица, как несоответствующее статьям 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Такель" путем осуществления государственной регистрации его ликвидации в установленном законом порядке.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Такель" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2034/2010
Истец: ООО "Такель"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по городу Чите, МИФНС N2 по г. Чите