г. Чита |
|
12 мая 2010 г. |
Дело N А58-80/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества Акционерная компания "АЛРОСА" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2010 года по делу N А58-80/2010 по заявлению Закрытого акционерного общества Акционерная компания "АЛРОСА" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене Постановления N 37-ЕС от 10.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Эверстова Р. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Закрытое акционерное общество Акционерная компания "АЛРОСА" (далее ЗАО АК "АЛРОСА", заявитель) обратилось в суд с требованием к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (далее Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 37-ЕС от 10.12.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 02.03.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о наличии в действиях ЗАО АК "АЛРОСА" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку вывод суда о наличии в действиях ЗАО АК "АЛРОСА" состава вмененного ему административного правонарушения является не обоснованным.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего предстаивтеля. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.09.2009 г. Управлением на основании приказа N 215 от 22.09.2009 г. была проведена проверка деятельности ЗАО АК "АЛРОСА" по соблюдению хозяйствующим субъектом требований природоохранного и природоресурсного законодательства, по результатам которой был составлен акт о выявленных нарушениях.
На основании акта проверки должностным лицом административного органа вынесено Определение N 3-ЕС от 22.10.2010 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения расследования 22.10.2009 г. в результате осмотра территории Мирнинского участка Ленского автотранспортного предприятия N 1 Производственного Управления "Алмаздортранс" АК "АЛРОСА" выявлено захламление территории отходами производства и потребления, прилегающей к территории с севера, а именно: автомобильные шины в количестве 50 штук, металлолом различного вида - 10 тн., деревянные доски, провода, о чем составлен Протокол осмотра территории N3-ЕС от 22.10.2009 г.
Кроме того, установлено размещение автомобильных, отработанных шин, в месте, не предназначенном для их хранения, в количестве 20 тн. Захламление территории, прилегающей к территории МУ ЛАТП ПУ АДТ АК АЛРОСА (ЗАО) с северной стороны, является нарушением Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". На территории расположен котлован-накопитель сточной воды от обслуживания автотранспорта, в заборе имеется 2 трубы для отведения воды с территории. При переполнении котлована сточная вода неизбежно попадает за территорию предприятия, что может повлечь загрязнение земель.
Так же, в ходе проверки северной площадки прилегающей территории МУ ЛАТП-1 ПУ "АДТ" АК "АЛРОСА" (ЗАО), расположенной по адресу г. Мирный, п. Ромашовка, установлено, что с северной стороны в 4 метрах от бетонного забора имеется понижение рельефа - котлован, заполненный водой, по краям образовался лед. Котлован имеет неправильную овальную форму, в длину 20 м., в ширину 15 м. При обслуживании автотранспорта: мойка, выпаривание емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти, использованная вода проходит через "нефтеловушку", далее по водостоку - ливневке попадает в котлован. По периметру котлована сооружена "обваловка" из инертных материалов. С западной стороны на поверхности образовано скопление плотного вещества черного цвета размером 1-м. на 3 м. На краю котлована установлены две бочки емк. 200 л., бочки стоят на деревянной решетке, наполнены веществом черного цвета, бочки полные -400 л. Рельеф местности - территории имеет уклон к северу. С восточной стороны в заборе проложены 2 (две) трубы, диаметром 430 мм., имеющие выход с другой стороны забора, за территорией. При осмотре прилегающей территории к забору в месте выхода труб, рельеф имеет естественное понижение - овраг, в котором находятся автошины, автоцистерна, металлолом. За территорией предприятия складированы автошины в объеме не менее 20 тн от грузовых автомобилей. К западу вдоль забора в овраге установлены захламление отходами - автошины (от грузовых и большегрузных машин, количество не менее 50 штук, металлолом (бочки, куски металла, трубы, различные изделия) - количество не менее 10 тн., провода, деревянные доски. Установить точное количество отходов не представляется возможным - место захламления частично завалено снегом. Площадь захламления: вдоль забора 70 м., от забора 50 м., общая площадь 3500 кв.м.
Указанные факты зафиксированы в Протоколе осмотра территории N 3-ЕС от 22.10.2009 г. с приложением план-схемы территории и фотоснимков.
Помимо указанного был составлен протокол отбора проб почвы от 22.10.2009 г. с указанием номеров точек отбора.
На основании вынесенного инспектором Управления определение N 1-ЕС от 26.10.2009 г. о назначении экспертизы проб почвы (грунта), отобранных с территории МУ ЛАТП-1 ПУ "АДТ" АК АЛРОСА (ЗАО) ГУ РИАЦЭМ была проведена экспертиза. Заключению эксперта ГУ РИАЦЭМ N 35 от 20.11.2009 г. установлено превышение содержания нефтепродуктов относительно фонового значения в точке 1 -25,2 раза, в точке 2 - 114,3 раза.
По результатам административного расследования должностным лицом Управления, с учетом надлежащего извещения ЗАО АК "АЛРОСА" о дате, времени и месте был составлен Протокол об административном правонарушении N 28-ЕС от 26.11.2009 г. в котором зафиксировано нарушение заявителем пп.1, 2 ст. 51 Закона РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", п.1 ст. 12 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", ст. 42 ЗК РФ. Нарушение указанных норм права выразилось в том, что ПУ "АДТ" АК "АЛРОСА" (ЗАО) занимается ремонтом автотранспорта и автотранспортными перевозками для обеспечения производственной хозяйственной деятельности АК "АЛРОСА". Территория Мирнинского участка, расположенного в п. Ромашовка Мирнинского района, захламлена прилегающей с севера территории отходами, образующимися в результате деятельности Мирнинского участка, а именно: автомобильные шины - 50 шт., металлолом различного вида - 10 тн., деревянные доски, провода. Площадь захламления составляет 3500 м длина вдоль бетонного забора предприятия - 70 м., ширина от забора 50 м. При проведении мойки автотранспорта и пропаривания емкостей автоцистерн, для сбора сточной воды используется в качестве отстойника котлован, расположенный на территории предприятия. Котлован имеет неправильную овальную форму, радиус по длине 20 м., по ширине 15 м. (фототаблица N2). По периметру сооружено обвалование инертным материалом, для удержания сточной воды при переполнении котлована и предотвращения сброса на рельеф. На поверхности воды образовано скопление плотного вещества, черного цвета размером 1 м. на 3 м. (фототаблица N1). Данное вещество, собирается в 2 бочки, емкостью 200 м, которые установлены на краю котлована и на момент проверки полностью наполнены данным веществом. Мойка и пропаривание емкостей происходит с использованием пара на открытой площадке, образовавшаяся сточная вода проходит через нефтеловушку, затем по ливневому отводу попадает в котлован-накопитель. Проектная техническая документация по эксплуатации данного сооружения на проверку не предоставлена. Указанные действия ЗАО АК "АЛРОСА" квалифицированы по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки руководителем административного органа, с учетом надлежащего извещения ЗАО АК "АЛРОСА" о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя заявителя было вынесено Постановление о привлечении ЗАО АК "АЛРОСА" к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 42 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при их использовании обязаны соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Закона РФ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 1 Закона РФ N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация.
Порча земель представляет собой действия по привнесению в землю нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений и компонентов. Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности качества земель, в результате увеличения (появления) химических веществ по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Разновидностью порчи земель является захламление земель отходами -размещение (оставление) на земельном участке твердых нерастворимых предметов (отходов от производственной, коммунально-бытовой и иной хозяйственной деятельности).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Представленными материалами административного расследования (протоколами осмотров, актами проверки, заключением экспертизы, протоколом об административном правонарушении) в полном объеме подтверждены факты захламление прилегающей с севера территории отходами на площади 3500 м, загрязнение земельной поверхности в 6,5 м. от накопителя сточных вод и за забором территории производственной базы Мирнинского участка в 7 м. ниже трубы опасными нефтесодержащими веществами, что является нарушением п. 1 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления, ч. 1, 2 ст. 51 Закона РФ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 42 Земельного кодекса РФ. Указанное свидетельствует о несоблюдении ЗАО АК "АЛРОСА" предъявляемых к собственникам земельного участка, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности требований предусмотренных вышеуказанной нормой права и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все необходимые и зависящие от него меры для предотвращения и недопущения захламления и загрязнения земель, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд первой инстанции и административный орган обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, поскольку результатами проведенных ГУ "РИАЦЭМ" Минприроды Республики Саха (Якутия) и Института "Якутнипроалмаз" исследований установлено наличие нефтесодержащих веществ на земельной поверхности в 6,5 м. от накопителя сточных вод и за забором территории производственной базы Мирнинского участка в 7 м ниже трубы. Факт наличия нефтепродуктов на земельной поверхности не отрицается и ЗАО АК "АЛРОСА", в то время как действующие правила и нормы не допускают наличие нефтесодержащих веществ в землях населенных пунктов.
Не состоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что автошины не соответствуют маркам автомобилей, имеющихся на балансе, а котлован-накопитель не является объектом размещения отходов, поскольку доказательств, подтверждающие данные факты, в материалы дела не представлены.
Иные доводы апелляционной жалобы так же были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции
Оценив фактические обстоятельства настоящего дела, с учетом отсутствия нарушения норм процессуального права при привлечении заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2010 года по делу N А58-80/2010, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2010 года по делу N А58-80/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-80/2010
Истец: АК "АЛРОСА" (ЗАО)
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия), УФС по надзору в сфере природопользования по РС(Я)
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1489/10