г. Чита |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А10-3373/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Н. М. Паньковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2011 года по делу N А10-3373/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бурятпромресурс" (ИНН 0326009915 ОГРН 102030079896 место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Приречная, 17) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (ИНН 0323121940 ОГРН 1050302662288 место нахождения: 670013, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 45 "б") о признании незаконным отказа.
(суд первой инстанции судья Мархаева Г. Д.-С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бурятпромресурс" (далее ООО "Бурятпромресурс", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (далее административный орган, Роспотребнадзор) о признании отказа в установлении санитарно-защитной зоны по границе промплощадки по адресу г. Улан-Удэ, ул. Приречная, 17 и обязании произвести такое установление.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Отказ Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, выраженный в письме от 01 августа 2011 года исх. N 003/3955-03.15 в установлении размеров санитарно-защитной зоны противоречит Федеральному закону от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку осуществление деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны влечет для заявителя наступление административной ответственности, в том числе в виде приостановления деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. В апелляционной жалобе указано, что согласовать санитарно-защитную зону для ООО "Бурятпромресурс" по границе промплощадки только на основании утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны без рассмотрения исследований невозможно.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "Бурятпромресурс" осуществляет розничную торговлю автотранспортными средствами.
11.07.2011 года Общество обратилось в Роспотребнадзор с заявлением об установлении границ санитарно защитной зоны по границе промплощадки по адресу г. Улан-Удэ, ул. Приречная, 17 с приложением письма Управления Роспотребнадзора о соответствии проекта расчетной санитарно-защитной зоны Общества требованиям СанПиН.
Письмом N 003/3955-03.15 от 01.08.2011 г. Роспотребнадзор отказал ООО "Бурятпромресурс" в установлении границ санитарно защитной зоны.
Не согласившись с вышеуказанным отказом административного органа, Общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в удовлетворении заявления ООО "Бурятпромресурс" явилось то, что проект расчетной санитарной защитной зоны ООО "Бурятпромресурс" не подтверждается данными лабораторных исследований атмосферного воздуха, отраженными в протоколах лабораторных исследований атмосферного воздуха. А именно, в атмосферном воздухе на границе с детской площадкой жилого дома по ул. Приречная, 8а, на границе с промплощадкой авторынка по ул. Приречная, 8 б с торца жилого дома по ул. Приречная, 69 в 50 м. от дома по ул. Приречная, 8 а, ул. Приречная, 8 с наветренной стороны, во дворе дома ул. Приречная с наветренной стороны, в 50 м от промплощадки с подветренной стороны по ул. Приречная, 23 концентрация вредных веществ превышает предельно-допустимые концентрации по диоксиду азота - на 0.02-0.04 мг/м.куб., по диоксиду серы - 0,01-0.36 мг/м.куб., по взвешенным веществам - на 0,57-10.3 мг/м.куб., а проект расчетной санитарно-защитной зоны представленной ООО "Бурятпромресурс" не подтверждается данными лабораторных исследований атмосферного воздуха.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04.08.2011 г. по делу А10-2041/2011 протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха, явившиеся основанием для отказа в установлении санитарно-защитной зоны ООО "Бурятпромресурс", получены незаконно и не могут быть приняты как надлежащие доказательства.
В связи с чем, требования Общества о признании незаконным отказа Роспотребнадзора в установлении размеров санитарно-защитной зоны, со ссылкой административного органа на результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха, подлежат удовлетворению.
Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
В соответствии с п. 3.1.6, 3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032-01 для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам.
Достаточность ширины санитарно - защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
Учитывая тот факт, что проект обоснования санитарно-защитной зоны, был представлен Обществом в Роспотребнадзор при отсутствии программы наблюдения, с нарушением норм натурных исследований атмосферного воздуха, суд первой инстанции, в соответствии с вышеуказанными нормами права, обоснованно обязал административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения по заявлению ООО "Бурятпромресурс" об установлении границ санитарно-защитной зоны по границе промплощадки по адресу г. Улан-Удэ, ул. Приречная, 17 в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения апелляционной жалобы Роспотребнадзор и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2011 года по делу N А10-3373/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2011 года по делу N А10-3373/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3373/2011
Истец: ООО "Бурятпромресурс"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора РБ
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-634/12