г. Чита |
|
1 декабря 2011 г. |
Дело N А10-1842/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альмаир" в лице конкурсного управляющего Ярыгина Юрия Николаевича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 октября 2011 года по делу N А10-1842/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альмаир" в лице конкурсного управляющего Ярыгина Юрия Николаевича (ОГРН 1020300983856 ИНН 0326008238) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (ИНН 0326475916 ОГРН 1080326004626) о признании незаконными действий;
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Предтеча" (ОГРН 1080326000402 ИНН 0323338439)
(суд первой инстанции судья Найданов О.С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альмаир" (далее заявитель, ООО "Альмаир", Общество) обратилось с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее налоговый орган, регистрирующий орган) об установлении факта недостоверности промежуточного и ликвидационного балансов ООО "Предтеча", о признании незаконными действий налогового органа по государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Предтеча" (далее - ООО "Предтеча") в связи с его ликвидацией и обязании исключить запись о регистрации прекращения деятельности ООО "Предтеча" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 октября 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции сделал вывод о представлении необходимого пакета документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, признал оспариваемое решение регистрирующего органа законным, соответствующим положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Представителем ликвидируемого общества представлен неполный пакет документов, ликвидационный баланс составлен с нарушением ст.63 ГК РФ.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителя заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Предтеча" было зарегистрировано при создании в качестве юридического лица 18.01.2008 г. за основным государственным номером 1080326000402, ИНН 0323338439.
18.01.2008 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.11.2010 г. по делу N А10-1541/2010 взыскано с ООО "Предтеча" в пользу ООО "Альмаир" 154 743 руб.09 коп.
01.12.2010 г. высшим органом управления ООО "Предтеча" - его единственным учредителем Суворовым В.Г. было принято решение N 1(л.д. 69), согласно которому, в том числе, было решено:
- ликвидировать ООО "Предтеча";
- назначить ликвидатором ООО "Предтеча" - Суворова Василия Георгиевича.
02.12.2010 г. Обществом было направлено в налоговый орган уведомление по форме N Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица (л.д. 63), уведомление по форме N Р15002 "О формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (л.д. 60), а также Сведения "О руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем", форма Р15002 (л.д. 61), после получения которых, регистрирующим органом были внесены в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Предтеча" соответствующие записи, о чем выданы соответствующие свидетельства, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.
15.12.2010 г. ООО "Предтеча" опубликовало сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица и праве кредиторов предъявить ему требования о погашении долгов в течение двух месяцев со дня опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.12.2010 г. N 49 (л.д. 53).
Решением N 1/11 от 16.02.2011 г. утвержден промежуточный баланс ликвидируемого общества ООО "Предтеча" (л.д. 57).
18 февраля 2011 года в регистрирующий орган Суворовым В.Г. представлено уведомление по форме N Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (л.д. 55).
Инспекция 28.02.2011 г. внесла в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за N 2110327024047 (л.д. 10-12).
Решением N 2/11 от 23.02.2011 г. утвержден окончательный ликвидационный баланс общества.
Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган 25 февраля 2011 года ликвидатором представлен следующий пакет документов:
- заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д.46);
- ликвидационный баланс (л.д.48-50);
- документ об уплате государственной пошлины;
Инспекцией выдана расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 25 февраля 2011 года вх. N 1251А (л.д. 47).
Регистрирующим органом 4 марта 2011 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (л.д. 10-12).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Альмаир" с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 63 названного Кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом ликвидационной комиссией производится выплата денежных сумм кредиторам в порядке и сроки, установленные законом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией". В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Предтеча" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представлен не полный пакет документов. В частности, в нарушении пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц не представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", что подтверждается распиской от 25.02.2011 г. вх.N 1251А (л.д. 47).
Сообщение от 03.03.2011 г. N 205/30-ЭП, представленное налоговым органом в качестве доказательства направления ООО "Предтеча" в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о ликвидации юридического лица, судом апелляционной инстанции не принимается, так как Законом о государственной регистрации юридических лиц конкретно установлено, что документы для государственной регистрации представляются самим юридическим лицом, регистрирующему органу не предоставлено такого права.
Из положений статей 12, 14, 17, 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица должны обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регулирующих деятельность юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
Таким образом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что из смысла выше указанных норм права следует, что ликвидационный баланс соответствующего юридического лица, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
Из представленного ликвидатором ООО "Предтеча" в регистрирующий орган ликвидационного баланса от 24 февраля 2011 года (л.д. 48-50), утвержденного решением единственного участника ООО "Предтеча" от 23 февраля 2011 года (л.д. 51), следует, что по состоянию на 24 февраля 2011 года (дата представления Бухгалтерского баланса в регистрирующий орган) у данного Общества отсутствует какая-либо задолженность, в том числе, перед ООО "Альмаир".
В свою очередь, отсутствие у ООО "Предтеча" задолженности перед ООО "Альмаир" на момент подачи ликвидатором данного Общества в регистрирующий орган Заявления "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией", форма Р16001, опровергается представленными заявителем суду следующими надлежащими доказательствами:
1. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.11.2010 г. по делу N А10-1541/2010 о взыскании с ООО "Предтеча" в пользу ООО "Альмаир" 154 743 руб.09 коп. (данное решение было вынесено до принятия решения о ликвидации юридического лица, до даты утверждения ликвидационного баланса). Указанный судебный акт был оставлен без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.03.2011 г.
2. 19.01.2011 г. конкурсный управляющий ООО "Альмаир" обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о направлении исполнительного листа по делу N А10-1541/10 в адрес ООО "Альмаир" (л.д. 71).
3. 17.01.2011 г. Арбитражным судом Республики Бурятия был выдан исполнительный лист серии АС N 002601291 (л.д. 67-69). 15.03.2011 г. судебным приставом-исполнителем октябрьского районного ОСП г.Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия было возбуждено исполнительное производство.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что, не согласившись с указанным судебным актом Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.11.2010 г., ликвидатор ООО "Предтеча" обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 19.02.2011 г. с кассационной жалобой, что подтверждается информацией о движении данного дела, размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://arbitr.ru (т. 2 л.д.13-16 ), то есть до утверждения ликвидационного баланса данного общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, материалами по настоящему делу подтверждается, что ООО "Предтеча" по отношению к ООО "Альмаир" является должником; имеется непогашенная должником ООО "Предтеча" кредитору ООО "Альмаир" задолженность в сумме 154 743 руб. 09 коп.; ликвидатор ООО "Предтеча" имел надлежащую информацию и был в полном мере осведомлен, в том числе о наличии и размере задолженности перед ООО "Альмаир".
Пунктом 2 статьи 22 Закона о государственной регистрации определено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляют регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
По мнению суда первой инстанции, течение срока в рассматриваемом случае связано с наступлением события, а именно с датой помещения публикации в органах печати - 15.12.2010.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда о ненарушении ООО "Предтеча" при утверждении промежуточного баланса срока для предъявления требований кредиторов.
Установленный Законом двухмесячный срок на предъявление соответствующими кредиторами требований к ликвидируемому юридическому лицу - должнику в данном случае должен исчисляться со следующего дня после официального опубликования сообщения о ликвидации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации" N 49 от 15.12.2010 г. таким образом, данный срок истекает только 16.02.2011 г. в 24 часа 00 минут.
Из вышеизложенного следует, что в нарушении процедуры ликвидации юридического лица, установленной статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс был утвержден до окончания расчетов с кредитором ООО "Альмаир".
Таком образом, на основании изложенного, результат оценки судом в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности имеющихся в деле доказательств позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что ликвидационный баланс ООО "Предтеча" от 24.02.2011 г., утвержденный 23.02.2011 г., представленный в регистрирующий орган 25.02.2011 г., содержал недостоверные сведения.
Поскольку в ликвидационном балансе ООО "Предтеча", утвержденном 23.02.2011 г., содержались недостоверные сведения, он считается непредставленным.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 12101/10, а также рекомендациям Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа от 16.12.2010 г. (пункт 2).
Применительно к обстоятельствам данного конкретного дела суд апелляционной инстанции также учитывает, что ликвидация ООО "Предтеча", произведенная на основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, фактически приводит к невозможности исполнения вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 22 ноября 2010 года по делу N А10-1541/2010, что является недопустимым.
Согласно пункту 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
На основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных этим законом необходимых документов для государственной регистрации.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, то есть ликвидационный баланс считается непредставленным, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
В связи с этим ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что у инспекции не было правовых оснований для отказа в регистрации ликвидации юридического лица, так как в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 данного Закона одним из таких оснований является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 декабря 2010 года N 17246/10, позицией Федерального арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 27 октября 2010 года по делу N А54-154/2010.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения апелляционной жалобы и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По таким же правилам распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Учитывая, что заявление ООО "Альмаир" удовлетворено, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (1000 рублей) подлежат взысканию с регистрирующего органа.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.06.2011 г. ООО "Альмаир" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 2000 рублей. В связи с указанным, государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.
При подаче заявления об оспаривании решения суда первой инстанции Обществом по квитанции от 19.10.2011 г. уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей (т. 1, л.д.138), тогда как необходимо было уплатить 1 000 рублей, поэтому излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 октября 2011 года по делу N А10-1842/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 октября 2011 года по делу N А10-1842/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республики Бурятия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Предтеча" в связи с его ликвидацией как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Альмаир".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (ИНН 0326475916 ОГРН 1080326004626) в федеральный бюджет судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (ИНН 0326475916 ОГРН 1080326004626) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Альмаир" (ОГРН 1020300983856 ИНН 0326008238) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Альмаир" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по квитанции от 19.10.2011 г. в сумме 1000 рублей, выдав справку.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1842/2011
Истец: Конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью Альмаир Ярыгин Юрий Николаевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия
Третье лицо: Суворов Василий Георгиевич