г.Владимир |
|
10 мая 2012 г. |
Дело N А43-29851/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2012 по делу N А43-29851/2011, принятое судьей Садовской Г.А. по заявлению ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области (ИНН 5207002300, ОГРН 1025200867768) о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 14.10.2011 N 05-032/2011 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвуют представители:
ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области - Ветров Н.Б. по доверенности от 25.04.2012 N 7;
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил (почтовое уведомление N 28994), в поступившем ходатайстве от 02.05.2012 N 01-14/4072 (входящий N 1832/12 от 03.05.2012) просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя;
Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило (почтовое уведомление N 28995), в поступившем ходатайстве от 02.05.2012 N 53/ТО/5/2/5141 (входящий N 1832/12 от 03.05.2012) просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ПФО, административный орган) от 14.10.2011 N 05-032/2011 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 105 000 руб.
В обоснование заявленных требований ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" указало на то, что совершенное им правонарушение является малозначительным, не несет какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Департамент Росприроднадзора по ПФО с заявленными требованиями не согласился, считает законным оспариваемое постановление.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2012 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент Росприроднадзора по ПФО обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение.
Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.09.2011 на основании Приказа временно исполняющего обязанности начальника Департамента Росприроднадзора по ПФО от 31.08.2011 N 833 проведено обследование территории по маршруту от п. Черемушки до п. Мирный Варнавинского района Нижегородской области с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя п. Черемушки Казачкова А.Г. о несанкционированном размещении отходов.
В ходе проведения проверки был обнаружен сброс отходов на почву на территории лесного массива в виде несанкционированной свалки, расположенной напротив кладбища п. Мирный, которое находится в 500 м от п. Мирный в сторону п. Черемушки Варнавинского района Нижегородской области.
Административным органом в ходе проведения административного расследования установлено, что в результате хозяйственной деятельности ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" образуются отходы I-V класса опасности, а именно: навоз от свиней перепревший; отходы коры; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные; масла автомобильные отработанные; автомобильные масляные фильтры; покрышки отработанные; мусор от бытовых помещений; обтирочный материал, загрязненный маслами; ртутные лампы, люминесцентные трубки отработанные и брак; смет с территории организации, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности; лом черных металлов несортированный; опилки натуральной чистой древесины.
На выявленную свалку ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" вывозятся опилки, образующиеся от производства лесопиления.
По факту выявленных нарушений 30.09.2011 должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ПФО составлен протокол об административном правонарушении N 05-032/2011.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного производства 14.10.2011 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-032/2011 о привлечении ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области посчитал совершенное учреждением правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободил его от административной ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность на основании статьи 8.2 Кодекса.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Федеральным законом от 04.05.1999N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), а также Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии со статьей 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом об отходах производства и потребления.
Согласно статье 1 указанного Закона отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 51 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В соответствии со статьей 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарными правилами являются нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе, критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
В силу пункта 2 статьи 21 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания, полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Факт сброса ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" отходов производства на почву установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами административного расследования и учреждением не оспаривается.
При таких данных Арбитражный суд Нижегородской области пришел к верному выводу о наличии в действиях ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения учреждения к административной ответственности административным органом соблюден.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" является казенным учреждением и полностью финансируется из федерального бюджета Российской Федерации.
За период 2010-2011 года в ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" финансирование природоохранных мероприятий не осуществлялось, в связи с чем заключить договор на утилизацию отходов со специализированной организацией учреждение не имело возможности.
Вывозившиеся учреждением опилки не являются токсичными и не нанесли непоправимого и значительного вреда окружающей среде.
ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" заключен договор N 15 (СВ) по захоронению твердых бытовых отходов от 01.01.2012 с МУ "Благоустройство города", в силу которого МУ "Благоустройство города" обязуется оказывать услуги по приемке твердых бытовых отходов, принадлежащих учреждению, для размещения их на свалке твердых бытовых отходов МУ "Благоустройство города" (т.1, л.д.96).
Приняв во внимание то обстоятельство, что исправительная колония является казенным учреждением и полностью зависит от финансирования из федерального бюджета РФ, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности назначения наказания, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о малозначительности совершенного ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области" правонарушения.
Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного учреждением правонарушения апелляционный суд не усматривает.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Департамента Росприроднадзора по ПФО подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2012 по делу N А43-29851/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29851/2011
Истец: ФКУ "ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области", ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области пос. Мирный
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу г. Н. Новгород
Третье лицо: ГУФСИН России по Нижегородской области, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу