г. Самара |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А72-6070/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" - Букач А.Ю.,доверенность от 07 августа 2013 г.; Мухутдинова Д.А., доверенность от 07 августа 2013 г. N 01-01-2012;
от Министерства экономики и планирования Ульяновской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июля 2013 года по делу N А72-6070/2013 (судья Лубянова О.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" (ОГРН 1067326027196, ИНН 7326027459), г. Ульяновск,
заинтересованное лицо: Министерство экономики и планирования Ульяновской области, г. Ульяновск,
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Министерства экономики Ульяновской области от 25.04.2013 о привлечении к административной ответственности.
Судом на основании ходатайства ответчика произведена замена Министерства экономики Ульяновской области на Министерство экономики и планирования Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2013 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что многоквартирный жилой дом по адресу г.Ульяновск, ул. Варейкиса д.20 оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии и приборами учета электроэнергии на места общего пользования дифференцированными по зонам суток (двух тарифные приборы учета). При производстве начислений по услуге "Электроснабжения МОП" в период с июня по август 2012 г. ОАО "ДК Железнодорожного района" применяло Постановление Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. по формуле N 9 Приложение N 2.
Податель жалобы ссылается на то, что в связи с тем, что в Приложении N 2 Постановлению Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. отсутствует порядок начисления по услуге "Электроэнергия МОП" по двум тарифным приборам учета, начисление были произведены по одноставочному тарифу.
Чтобы производить начисление по коммунальной услуге "Эектроснабжение МОП", ОАО "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" была вынуждена просто суммировать дневной и ночной объемы по двухтарифным общедомовым счетчикам и применять формулы N 9 Приложение N 2 Постановление Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. (одноставочный тариф).
Поэтому, по мнению подателя жалобы, вина ОАО "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" отсутствует
В судебном заседании представители Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Министерства экономики и планирования Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В феврале 2013 года Министерством экономики Ульяновской области на основании распоряжения N 73-р от 16.01.2013 была проведена проверка в отношении Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" с целью проверки обращения Прытковой Н.П. о нарушениях ОАО "ДК Железнодорожного района" обязательных требований, установленных нормативными актами по применению нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по тепловой и электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в период с июня по декабрь 2012 года включительно. По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 12 от 22.02.2013. Проверка проводилась в отсутствие представителя Открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Железнодорожного района", о месте и времени проведения проверки Общество было уведомлено надлежащим образом.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- в июне 2012 года применялся одноставочный тариф в размере 2,37 руб./кВт ч (с учетом НДС), вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона - 2,38 руб./кВт ч (с учетом НДС), ночная зона - 1,19 руб./кВт ч (с учетом НДС);
- в июле-декабре 2012 года применялся тариф в размере 2,51 руб./кВт ч (с учетом НДС), вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона - 2,52 руб./кВт ч (с учетом НДС), ночная зона - 1,26 руб./кВт ч (с учетом НДМ).
22.02.2013 Министерством экономики Ульяновской области в отношении ОАО "ДК Железнодорожного района" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
27.03.2013 Министерством экономики Ульяновской области в отношении ОАО "ДК Железнодорожного района" составлен протокол N 21/2013-пр об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя Общества - директора Гурьянова Н.А. О дате и времени составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом.
25.04.2013 постановлением Министерства экономики Ульяновской области N 30-ц о привлечении к административной ответственности Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
25.04.2013 Министерством экономики Ульяновской области в отношении ОАО "ДК Железнодорожного района" вынесено представление N 21 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного постановления N 30-у от 25.04.2013 года о привлечении к административной ответственности недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации -городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, определяется для электроснабжения - в соответствии с п. п. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 1 п. 3 Приложения N 2 Правил N 307 определена методика расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, в том числе и при наличии в доме коммунальных квартир. В приложении N 2 Правил приведены все необходимые формулы для расчета электроэнергии.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно Правил N 354 ОАО "ДК Железнодорожного района" является исполнителем коммунальных услуг в отношении дома N 20 по ул.Варейкиса, г.Ульяновска.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии со ст. 23.1, 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, пп. 3, 4, 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, п. 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Судом правильно указано на то, что поскольку указанными выше нормативными актами установлен порядок формирования цены для оплаты коммунальных услуг в данном случае электроснабжения, исходя из приборов учета в многоквартирных жилых домах, расчет цены за потребленные жилищно-коммунальные услуги должен быть произведен в соответствии с установленным порядком.
Согласно п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Таким образом, открытое акционерное общество "ДК Железнодорожного района" является исполнителем коммунальной услуги - электроснабжение, также и для заявителя и должно осуществлять начисление платы за данную коммунальную услугу в соответствии с действующим законодательством Правилами и, соответственно, должно формировать для граждан цену (т.е. осуществлять процесс расчета) за указанную коммунальную услугу, применяя при этом порядок расчета платы, установленный указанными Правилами.
Цена за коммунальную услугу - электроснабжение в период с июня 2012 года по декабрь 2012 года включительно ОАО "ДК Железнодорожного района" сформирована без учета положений, содержащихся в п. 22. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом внесенных в Правила изменений.
Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тариф на электрическую и тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность): в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы.
Следовательно, тариф на электрическую энергию является частью установленного Правилами порядка расчета платы за электроснабжение и не устанавливается и не регулируется исполнителем коммунальных услуг, однако применение соответствующего расчета, в котором учитывается тариф, является обязанностью исполнителя, как неотъемлемая часть процесса расчета потребителям цены за указанную коммунальную услугу.
Применение неутвержденного тарифа является нарушением порядка ценообразования.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 N 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области.
Для категории "Потребители, приравненные к населению, проживающему в городских населённых пунктах/ в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами" установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток:
1) На период с 01.01.2012 по 30.06.2012:
дневная зона суток - 2,38 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 1,19 руб./кВт ч (с учётом НДС).
2) На период с 01.07. по 31.12.2012:
дневная зона суток - 2,52 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 1,26 руб./кВт ч (с учётом НДС).
Судом первой инстанции правильно установлено, что в нарушение изложенных норм ОАО "ДК Железнодорожного района" применил одноставочный тариф:
- в июне 2012 года применялся одноставочный тариф в размере 2,37 руб./кВт ч (с учётом НДС), вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона - 2,38 руб./кВт ч (с учётом НДС), ночная зона - 1,19 руб./кВт ч (с учётом НДС);
- в июле-декабре 2012 года применялся тариф в размере 2,51 руб./кВт ч (с учётом НДС), вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона - 2,52 руб./кВт ч (с учётом НДС), ночная зона - 1,26 руб./кВт ч (с учётом НДС).
Доводы Общества о том, что в связи с тем, что в Постановлении Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 отсутствует порядок начисления по услуге "Электроэнергия МОП" по двум тарифным приборам учета, начисления были произведены по одноставочному тарифу, суд первой инстанции правомерно посчитал неосновательными, поскольку Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 N 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области, которым предусмотрен дифференцированный по двум зонам суток тариф для категории "Потребители, приравненные к населению, проживающему в городских населённых пунктах/ в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами".
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в действиях ОАО "ДК Железнодорожного района" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения не усматривается из материалов дела.
Судом учтено, что в данном случае Обществу назначено административное наказание, не превышающее санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судом принято правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены которого не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Домоуправляющая компания Железнодорожного района" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июля 2013 года по делу N А72-6070/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6070/2013
Истец: ОАО "Домоуправляющая компания Железнодорожного района"
Ответчик: Министерство экономики Ульяновской области
Третье лицо: ОАО Домоуправляющая компания Железнодорожного района